Христос воскресе!
Когда мы прощаемся с сорокадневным праздником Пасхи, Господь хочет сказать нам самое главное: Он — Победитель смерти, ада и греха, и не существует таких ситуаций, которые были бы безнадежными для человека. Он исцеляет слепых, потерявших зрение. Он исцеляет и слепорожденного человека, который не имеет никакой надежды на избавление от страшной тьмы здесь на земле и в вечности. И удивительнее всего, что на вопрос, кто согрешил — он или родители его, — следует неожиданный ответ: «Не согрешил ни он, ни родители его». Святой Иоанн Златоуст говорит, что в данном случае такой вопрос имеет как бы второстепенное значение. Не на то направлено внимание Спасителя, Он хочет сказать о другом.
Когда мы слышим о страданиях праведного Иова, мы не задаем вопроса, кто согрешил — он или родители его. И когда мы слышим о страданиях нашего царя-страстотерпца Николая, день рождения которого пророчески совпадает с днем памяти праведного Иова, и о страданиях многих праведников, мы с благоговением размышляем о подвиге их терпения и верности Господу, и вовсе не думаем об их грехах, от которых не может быть свободен ни один человек. Господь хочет сказать сегодня другое — что самые страшные беды даются нам для того, чтобы на нас, как на этом слепом от рождения человеке, «явились дела Божии».
Такова любовь Спасителя, «вземлющего грех мира». Такова тайна покаяния, о котором первые слова проповеди Господа: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» и благодаря которому человек может стать совершенно чист от всякого греха. «Я все больше убеждаюсь, что каждый человек хороший, — говорит святитель Феофан Затворник, — а плохое в нем как бы случайно». Но это «случайное» — там, где отвергается покаяние, — может уподобить человека самому диаволу. И потому многими скорбями надлежит нам обрести подлинное покаяние.
Блаженны те, кто принимает скорби и страдания со Христом, в Господе. И горе тем людям, которые в скорбях отворачиваются от Бога и уходят во тьму и в смерть безысходную, в то время как Господь уготовляет им Свою вечную славу, желая приобщить их всему, что у Него есть, и прежде всего — Своему Кресту.
Пасха Христова завершается напоминанием того, что скорби и страдания, как бы ни были они велики, есть дар Божий. Ни один день скорби, ни один час страданий, ради Христа принятых, не останется без награды в блаженной вечности. И в будущей жизни люди больше всего будут жалеть о том, что у них мало было скорбей. Через скорби, как ни через что другое, Господь бывает близок к нам. Святые отцы говорят, что когда мы молимся Богу, то предстоим перед Ним как Его должники. Но когда Он посылает нам (за наши грехи, конечно) скорби, то Он как бы становится нашим должником. А когда мы знаем, что имеем Бога (если только действительно можно так выразиться) своим должником, то молитва наша уже совершенно другая, исчезает всякое наше уныние. И Господь, конечно, не останется перед нами в долгу. Он воздаст всем, что у Него есть.
Посмотрите на этого слепого от рождения человека. Он понятия не имел о том, что такое свет, и что можно увидеть в свете. Он даже земного не видел ничего, а Господь дарует ему увидеть свет Небесный. Он дарует ему увидеть Самого Бога. Вот каков дар Господень, какая слава Божия открывается в страдании. Поэтому слово Христово, которое звучит сегодня в Евангелии: «Доколе Я в мире, Я Свет миру», — да будет услышано нами. «Доколе свет с вами, веруйте в свет, — говорит Он, — да будете сынами света» (Ин. 12, 36).
Веруйте в свет, да тьма вас не обымет, потому что на род человеческий, на Церковь Божию наступает страшная тьма. Пока Христос в мире, в душе человеческой, в ней свет Божественный. Пока Он присутствует в этом народе, в нем есть свет. Доколе Он присутствует в школах, там есть истинное просвещение. Пока Он в скорбях и трудах, и в больницах, и в тюрьмах, там — светлый исход и радостная, необманная надежда. А где нет Христа, там при самом ярком наружном блеске — только тьма и ад. Где нет Христа, там народ превращается в страшную и несчастную толпу. Школы, в которых нет Христа (например, на постхристианском Западе), становятся местом, где преподается наука разврата и безумия. Больницы и тюрьмы без Христа — только безысходное отчаяние. Тьма, которая впереди, обещает еще большую страшную тьму.
Сегодня Христос говорит нам, чтобы мы шли к Его свету. Только в этом заключается смысл нашей жизни. Только ради этого Господь дарует нам земной свет, земную жизнь. «Еще на малое время свет есть с вами, — говорит Господь, — ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма. Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света» (Ин. 12, 35—36).
Пока мы живем на земле, пока не пришла смерть, мы должны только об этом и заботиться. День человеческой истории уже клонится к вечеру, и скоро мире будет такое торжество тьмы, когда никто уже ничего не может делать. Это и будет приходом антихриста. И только тот, в ком есть свет Христов, может сохранить Ему верность.
Постепенно всей жизнью нашей будем восходить к свету Христову. Слово Божие дает нам образ этого постепенного восхождения. Сначала слепорожденный исповедует Господа Иисуса Христа просто человеком. На вопрос, кто исцелил его от слепоты, он отвечает: «Человек, называемый Иисус, отверз мне очи». Нет человека более великого, чем Тот, Кто совершил такое. Никто из людей не сравнится с Тем, Кого встретил этот слепой. И мы тоже должны прозревать, чтобы увидеть во Христе Иисусе истинного человека — Бога, ставшего совершенным человеком. Единственного Человека, благодаря Которому все человечество и каждый из нас обретает свое подлинное измерение и может стать самим собой.
Далее исцеленный слепой видит Христа как пророка. Когда его спрашивают: «Что ты думаешь об этом Человеке, который исцелил тебя?» — он говорит: «Это пророк». То есть человек, который близок к Богу и входит в советы Божии. Человек, для Которого истина и правда Божия простираются на все, что существует в жизни. Мы должны слышать Христа как пророка. Как Того, Кто не только говорит о том, что будет с каждым из нас, с каждым народом и со всем родом человеческим, но как Того, Кто всегда возвещает истину и правду. Мы должны научиться слушать Его слово, потому что от того, как мы воспринимаем слово этого Пророка, большего из всех возможных пророков, зависит наша земная и вечная жизнь.
И наконец, прозревший слепорожденный исповедует Христа Сыном Божиим. Он с изумлением видит то, что совершил для него Христос, и не находит уже нужных слов, чтобы дать этому определение: Он больше, чем человек, и больше, чем пророк. И чем больше мы узнаем Христа, чем больше прозреваем, тем больше Христос становится в наших глазах. По отношению к другим людям обычно все бывает наоборот: чем больше мы узнаем, казалось бы, очень хороших людей, тем больше видим какие-то их слабые стороны и тем больше можем в них иногда разочаровываться.
Со Христом все не так. С Ним мы видим возрастание чуда в нашем прозрении. До конца своей жизни мы будем удивляться тому, какой у нас дивный Господь, как говорит преподобный Силуан Афонский. И в вечности это чудо познания Господа нашего Иисуса Христа будет возрастать.
«Ты веруешь ли в Сына Божия?» — спрашивает Господь исцеленного от слепоты человека. «А кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?» — отвечает тот. «И видел ты Его, — говорит ему Господь, — и Он говорит сейчас с тобою». Исцеленный же сказал: «Верую, Господи! — и поклонился Ему». Все мы, слепорожденные духовно и прозревшие даром Христа, даром Его Крестных Страданий, даром Его светоносной Пасхи, призываемся к такому видению нашего Господа.
«Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса». Этот исцеленный от слепоты человек исповедал свою веру в Господа. «Верую, Господи!» — сказал он и поклонился Ему. И мы тоже, завершая святую Христову Пасху, говорим: «Веруем, Господи Иисусе Христе, Спасителю наш, что Ты Сын Божий, что Ты Свет мира». И вместе с ангельскими ликами, со всеми святыми, со всей Церковью, Небесной и земной, покланяемся Христу, Воскресение Его святое видевше.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России