Устав от постоянных обвинений и угроз в свой адрес, Иисус решил на время сменить место своего служения. Он оставляет Иудею и возвращается к себе на родину, в пределы Галилеи. Но сделать это, в те давние времена, было делом крайне трудным. Всё дело в том, что Палестина, в описываемый нами период времени, была разделена на три части: Галилею, Самарию и Иудею. Так вот, чтобы попасть из Иудеи в Галилею самым кратчайшим путем, необходимо было пересечь Самарию. Иудеи, без особой надобности, не пользовались этим путем, хотя он и был самым удобным, всего три дня в пути, и ты уже на месте. Вместо этого, они шли в окружной обход и растягивали своё путешествие до недельного путешествия.
Почему же так иудеи ненавидели самарян? И кто они такие? Самаряне были названы так по горе Сомор, близ которой они обитали. История этого народа одновременно печальна и показательна. В прошлом они были такими же израильтянами, как и их соседи, но за свои ошибки в религиозной жизни, были наказаны разорением и пленением от Ассирийской державы. Чтобы покоренный народ не бунтовал, их ассимилировали с другими народами.
Результаты не заставили себя долго ждать. Бывшие израильтяне забыли единого Бога и стали поклоняться языческим богам, за что еще больше были наказаны. За их повторное предательство на них взбунтовалась сама природа. Дикие звери постоянно стали нападать на их города и массово истреблять людей. Об этой проблеме доложили царю Тиглатпаласару III. Как человек разумный, он сразу догадался, что здесь необычное дело, и возможно неосторожными действиями был прогневан иудейский Бог. И потому тут же издает приказ: отправить в Самарию иудейских священников, чтобы они обратили этот смешанный народ от язычества обратно к единобожию. Миссия эта удалась только частично. Народ вернулся к почитанию Бога, но вот Священное Писание воспринял лишь частично. Они признавали только пять книг Моисея, и совершенно отвергали книги пророков и учителей. Таким образом, для иудеев они были не лучше каких-нибудь раскольников-еретиков.
И эта вражда продолжалась не одно столетие. В строгой иудейской семье до сих пор, если сын или дочь сочетается браком с язычником, проводятся их символические похороны. Такой человек умер в глазах ортодоксального иудаизма. Теперь вы имеете представление о том, что было необычного в том, что Христос намеренно идёт через эти земли, и даже останавливается здесь: «Надлежало же Ему проходить через Самарию. Итак, приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Там был колодец Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодца. Было около шестого часа» (Ин. 4, 4 – 6). Принято считать, что Сихарь – это современный Аскар, расположенный близ древнего города Сихема. Здесь до сих пор сохранился глубокий колодец, считающийся по преданию тем самым колодцем.
И вот к этому колодцу приходит самарянка, жительница города. Остается загадкой, зачем ей понадобилось приходить именно сюда, ведь колодец находился на расстоянии почти одного километра от города, где она жила, и там наверняка были свои источники воды. А может быть всё дело в том, что её считали настолько безнравственной, что женщины прогоняли ее от деревенского колодца, и она вынуждена была ходить за водой сюда? Мы не знаем этого доподлинно, но факт, что она пришла за водой именно к этому колодцу.
Иисус устал с дороги и хотел пить. Ученики Его прошли вперёд купить еды в самарянском городе. С ними, должно быть, уже произошли какие-то изменения: до знакомства с Иисусом им, вероятнее всего, им и в голову бы не пришло покупать еду в самарянском городе. Видимо в их сознании мало-помалу, может быть даже неосознанно, начали рушиться барьеры.
Христос попросил у самарянки: «Дай Мне пить». На что получил удивленный ответ женщины: «Как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются» (Ин. 4, 9). Поведение Спасителя удивило женщину. Во-первых, она тут же распознала в Нём по одежде и говору – жителя Иудеи. Одежда самарян имела на себе кисти голубого цвета, а, у иудеев они были – белого. Наконец, в произношении некоторых гласных и согласных звуков самаряне отличались от иудеев. Так, например, они не могли произнести звука «с». А, во-вторых, в обычае восточных мужчин было никогда не заговаривать с незнакомыми женщинами.
И всё же, вопреки всем этим «но», между Христом и самарянкой состоялась интересная беседа. Иисус начал говорить ей о «живой воде»: «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нём источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4, 14). Самарянка удивлялась Его словам, ведь при Нём не было ни ведра, ни черпака, чтобы достать воды из колодца. Ей тяжело было понять, о чём Он ведёт речь. В этом мы с ней схожи. Большая часть религиозных ошибок является исключительно результатом нашей умственной лени. Мы привыкли не отягощать свой мозг сложной информацией. И когда вдруг сталкиваемся с чем-то необъяснимым, то мучительно пытаемся заставить его работать.
Чтобы вывести самарянку из этого ступора, Христос вновь обращается к ней: «Пойди, позови мужа твоего и приди сюда». «Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа». На что Господь отметил: «Правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе» (Ин. 4, 18). Некоторые толкователи под пятью мужьями разумеют Пятикнижие Моисеево, которое признавали самаряне, а под шестым – учение самого Христа, которое ещё не было для них учением того Пятикнижия, ибо и благодать еще не излилась.
Но возможно, что аллегории здесь никакой нет. На не удивляет тот факт, что жизнь постореннего человека открыта для Бога, ведь Он Всеведущ. Удивляет то, как человек реагирует на раскрытие истины о нём самом. «Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк». Возможно, впервые в жизни, эта женщина встретила друга, а не критика, который не осуждал её, а понимал.
Только теперь до неё дошли слова Спасителя о воде. Ведь Он говорил о действии Божьих даров на человека. И совсем осмелев, она задала ещё один, очень волновавший её вопрос: «Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме» (Ин. 4, 20). Иудеи запрещали самарянам молиться в их Иерусалимском храме, и потому жители Самарии решили построить свой молитвенный дом. А было это так. Иудей-отступник Манассия женился на дочери самарянина Санаваллата и начал строить второй храм на горе Гаризим, в самом центре Самарии. В 129 году до Р.Х. иудейский вождь и военачальник Иоанн Гиркан повел наступление против Самарии, захватил и разрушил храм на горе Гаризим. Каждый народ утверждал, что он обладает истиной, и что только его религия верна, и только его храмы священны. Но во всём этом мы видим только ограниченность человеческого разума.
Мы пытаемся привязать Бога к одному месту, времени, образу. Но это только доказывает нашу незрелость и неразумие. Послушайте, что говорит Бог о себе самом: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4, 24). Об этом было сказано и в книгах Ветхого Завета, но как уже говорилось выше, люди невнимательны и упрямы. Еще пророк Софония видел, что Богу «будут поклоняться – каждый со своего места» (Соф. 2, 11).
Женщина говорит Иисусу: «Знаю, что придёт Мессия, то есть Христос; когда Он придёт, то возвестит нам все». Иисус говорит ей в ответ: «Это Я, Который говорит с тобою» (Ин. 4, 26). Самаряне также ожидали Мессию и свои понятия о Мессии и ожидания Его основали на словах Пятикнижия (Быт. 49, 10), особенно на словах (Втор. 18, 18), где Моисей говорит: «Воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого, как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им всё, что Я повелю Ему». Они называли Мессию Гашшагеб или Гаттагеб, что, по мнению одних, значит «обращатель, проповедник», а, по мнению других «возвращающийся».
«В это время пришли ученики Его и удивились, что Он разговаривал с женщиною» (Ин. 4, 27). Они удивлялись оттого, что говорить с женщиною не было в обычае иудейских учителей; считалось даже неприличным и в обществе вести обыкновенный разговор с женщинами. Было даже правило не приветствовать женщин при встрече с ними, а что касается до обучения их, то раввины до сих пор говорят: «Кто учит свою дочь закону, тот совершает глупость»; и в другом месте: «Лучше сжечь слова закона, чем передавать их женщинам». Опять мы видим, что Христос крушит все существовавшие стереотипы. Он показывает, к чему приводят человеческие суеверия и законы, за которыми люди перестали видеть самого человека.
Господь увидел в этой женщине, пусть и падшей с точки зрения общества, милосердное сердце и широкую душу. Он один смог разглядеть её настоящую красоту. И не зря. Ведь она, как только поняла, что перед ней Спаситель, «оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям: пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос? Они вышли из города, и пошли к Нему» (Ин. 4, 28 – 30).
Женщина эта – та самая самарянка, которую Христос нарек впоследствии Фотинией (Светланой), после многих истязаний претерпела мученическую кончину в правление императора Нерона. Но вернёмся к нашей истории.
Жители города Сихем были благодарны своей соотечественнице, за то, что она возвестила им весть о Христе: «А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он – истинно Спаситель мира, Христос» (Ин. 4, 42). Самаряне называют Иисуса Спасителем мира, следовательно, поняли Его гораздо лучше, чем большинство иудеев, которые признавали Его только Спасителем избранного еврейского народа. Не забудем же уроки нашего Господа. Пусть наша вера будет основана не на суеверном поклонении и страхе перед Богом, а на разумном почитании Бога и Спасителя и искренней любви к Нему.
Роман Викторович Овчаренко, кандидат богословия, магистр истории