Как сообщалось, в Армении продолжаются акции протеста с требованием отставки премьера Никола Пашиняна, которые недавно возглавил глава Тавушской епархии Армянской апостольской церкви (ААЦ) архиепископ Баграт Галстанян.
В связи с тем, что протесты против прозападного курса Пашиняна возглавил армянский архиерей, а рядом нет ни одного значимого политика, эксперты рассуждают о том, что во главе Армении может стать лицо духовное.
Напомним, что такой прецедент имеется. В своё время Блаженнейший Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Макарий III возглавлял не только Поместную Кипрскую Церковь, но был первым всенародно избранным президентом свободной Республики Кипр.
И вот в воскресенье, 26 мая, стало известно, что кандидатом в премьеры от движения «Тавуш во имя Родины» объявлен архиепископ Баграт Галстанян. Об этом в ходе митинга в Ереване заявил востоковед Гурген Меликян, сообщает «Спутник-Армения».
«Нам нужен человек, который может взять ответственность и объединить всех. Человек, который знает что такое Родина, знает цену человеческой жизни, мира. Человек, который принёс нам надежду и закрыл дверь войны. Этот человек Владыка Баграт», – заявил Меликян.
До этого выступил сам архиепископ и сказал, что движение вышло на третий и заключительный этап. По его словам, их временный кандидат в премьер-министры должен придерживаться трех ключевых пунктов:
Быть выше партийных или групповых интересов, способствовать общественному единству, основанному на правосудии;
Внешняя политика без «анти» с «замораживанием» нынешней ситуации. Оно должно начать реальные переговоры с Азербайджаном, которые должны состояться в условиях отсутствия угрозы применения силы, возвращения пленных из Баку. Кандидат в премьеры должен обеспечить вывод азербайджанских сил с армянской территории, а процесс делимитации должен начаться после заключения мирного договора на основе четких карт с привлечением гарантов;
Провести очередные или внеочередные выборы, не претендуя в будущем на личное участие в выборах.
Архиепископ Баграт после выдвижения заявил, что не стремился к тому, чтобы занять такой пост, но борьба ведёт к этому.
«Я никогда не пытался уйти от ответственности. Учитывая ожидания широких кругов относительно моей кандидатуры, обсудил с Католикосом Всех армян и мы решили, что я не могу совмещать мою службу и премьерство», – сказал он.
Именно поэтому епископ попросил Католикоса заморозить его 30-летнюю духовную службу.
«Это личное решение. Я готов принести эту жертву на алтарь священной Родины. Моя служба выше любой должности, но это – жертва, без которой ничего не может измениться в нашей жизни», – отметил архиепископ Баграт.
«Соответственно, мы будем действовать согласно требованию законов и в рамках всех возможностей правового поля. Мы не позволим, чтобы продолжительно нарушающий Конституцию глава страны, правительства, уже не имеющий никаких полномочий, и члены "Гражданского договора", которые долго попирали закон и Конституцию, вдруг сами решили проявить себя как ее защитники, а мы стали бы действующими против нее», – сказал архиепископ Баграт.
Этого, по его словам, никогда не произойдет.
В ситуации с претензиями архиепископа Баграта Галстаняна на пост главы Армении обычно вспоминают историю Кипрского архиепископа Макария III. Но тут ситуация всё-таки иная – армянский архиерей не является главой церковной институции в отличие от Предстоятеля Кипрской Православной Церкви.
Есть еще одна, совсем недавняя, история активного участия архиерея Церкви в политических процессах – возглавление протестов митрополитом Черногорским Амфилохием (Радовичем) против президента Джукановича, которые привели к отставке его правительства. Но там протесты (многочисленные крестные ходы) привели к отставке правительства и появлению у власти других политических сил, митрополит Амфилохий правительство не возглавил. Нечто близкое мы видели и в Грузии, где консервативная позиция Церкви обеспечила приход к власти политической силы, ориентированной на традиционные ценности. Но грузинские архиереи формально не участвуют в политической деятельности.
Так что если в Армении главой правительства все-таки станет архиепископ Баграт – это будет другая история. Хотя пока что Пашинян активно сопротивляется. Впрочем, владыка Баграт использует те же самые механизмы прихода к власти – механизмы уличной демократии, которые использовал и сам Пашинян, поэтому ему трудно будет противостоять волне недовольства.
В любом случае, в Армении мы видим пример активного участия церковной структуры в политике, что впрочем, для России нехарактерно.