Как часто слова Священного Писания звучат для нас как сказочное повествование. Вот послушайте: «В Иерусалиме у Овечьих ворот есть купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в неё по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью» (Ин. 5, 2 – 4). Согласитесь, ведь очень похоже на сказку?! Но для кого-то сказка, а для кого-то намёк.
Многое из прошлого, что казалось всем сказкой, обрело реальные осязаемые черты. Взять, к примеру, существование Трои, или былинного богатыря Ильи Муромца. Безусловно, сказаниям свойственно немного приукрашать событие, но в одном они всегда сходятся – они не лгут. Важно только уметь вывести ключевые моменты, и перед вами будет сама истина, так сказать, её зерно. Ну что попробуем?
Что мы имеем? Нам сообщают о существовании в Иерусалиме купальни у Овечьих ворот. Обратимся к истории. По сообщениям историка Иосифа Флавия такие ворота действительно существовали, и находились они с северной стороны города Иерусалима. Назывались они так, потому что через них загоняли скот.
Купальня при этих воротах служила для омовения, как жертвенного скота, так и для пастухов. Казалось бы, не самое приятное место для времяпровождения. Однако здесь всегда толпился народ. Почему? Да потому что в одной из купален время от времени совершались необъяснимые чудеса. И купальня эта получила название Вифезда (по-арамейски Бет-Хесда), т. е. «дом милости», «милосердной любви».
Почему же Господь исцелял именно в таком невзрачном месте? Почему не избрал для чудес место лучше, к примеру, в центре города, или рядом с храмом? Всё это от того, что иногда самые ценные вещи мы находим в самых неожиданных местах. Навозная куча не может быть притягательной, и уж точно о ней не напишут легенд и баллад, однако, благодаря её силе мы получаем хороший урожай. Нужно, раз и навсегда, понять, что на земле ничего не происходит просто так, всё имеет своё предназначение.
Вот и здесь Бог показывает человеку, что Его можно найти везде, и даже в таком грязном месте. Основой для исцеления здесь не зря была избрана вода. Мы уже говорили с вами о том, что вода была первоосновой, из которой Бог создал всё: «Вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою» (2 Петр. 3, 5). Потому освящая первооснову, Бог возрождает через неё и всё остальное. Сам человек на 70% состоит из воды. Неудивительно, что через неё мы можем получать не только информацию, но и исцеление.
Находился при этой купальне человек, который страдал параличом тела, вот уже тридцать восемь лет. Страшная цифра. Многие бы сейчас содрогнулись, представив себя на его месте. Звали этого человека Иар, по крайней мере, так его именует Синаксарь Цветной Триоди. Имя это в переводе с арамейского языка можно перевести как «друг, товарищ». И вот, к этому человеку подходит Христос и задаёт ему вопрос: «Хочешь ли быть здоров?»
Кто-то возмутится и скажет, что за глупый вопрос от Бога? Вовсе он не глупый. Поясним, Христос спросил не от того, что Он не знает, и не от простого любопытства, Ему важно было услышать ответ из уст самого больного. Многие больные настолько смиряются со своим положением, что ничего не хотят менять в своей жизни. Они привыкают, что за ними ухаживают, делают за них всю работу. Это расслабляет человека, и отбирает у него стимул к исцелению.
Но наш больной точно не хотел быть ничьей обузой. «Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня» (Ин. 5, 7). И вот только тогда, Бог совершает чудо, одним лишь только словом: «Встань, возьми постель твою и ходи». «И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошёл. Было же это в день субботний».
Казалось бы, надо радоваться и прославлять Бога, но людям не угодишь. Нашлись те, кто стал возмущаться содеянным. Они обвинили Христа в том, что Он нарушил правило ничего-не-делания в субботу (шаббат). Одного они только не учли, что Иисус не просто человек, а Богочеловек. И потому, законы людей не могут распространяться на Того, кто всё создал.
Прекрасный комментарий читаем у Филона Александрийского: «Бог никогда не перестаёт творить и совершать чудеса, потому что это свойственно Ему так же, как огню свойственно жечь, а морозу – морозить».
Но это ещё не конец нашей истории. По прошествии нескольких дней, Иисус встретил, исцеленного Им человека в храме и сказал ему: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5, 14). Что же произошло с этим человеком за такой короткий промежуток времени?
Здесь необходимо обратится к понятию «грех». Дадим ему определение. Грех – действие, или мысль, связанные с отступлением от правильной жизни, искажение реальности. Мы часто поступаем против установленных правил, и своё мнение ставим выше всего остального. Но забываем об одном. В мире духовном, как и в мире физическом существуют законы обратного действия. Ведь речь идёт об энергии, исходящей из нас. Итак, если эта энергия направлена не в правильное русло, нетрудно догадаться, какой взрывной волной нас может накрыть от обратного эффекта. И вот раз за разом, мы тратим свои силы впустую, борясь, по существу, со своей собственной природой, издеваемся над ней. Как итог, ослабление организма и болезнь.
Вот отчего, Христос предупредил исцеленного им расслабленного человека. Болезнь и смерть вошли в нашу жизнь в результате первого грехопадения. Но важно понимать, что как бы они страшны не были, бояться их точно не следует. Важно понимать, как устроена наша душа. «Вечная смерть, – говорит преподобный Макарий Великий, – находится сокровенною внутри сердца: ею человек – мертв, будучи по внешности жив. Кто в тайне сердца перешел от смерти к жизни, тот будет жив во веки, и уже не умрет никогда. Хотя тела таковых и разлучаются на некоторое время от душ, но они – освященные, и восстанут со славою. По этой причине смерть святых и называем сном».
Будем же помнить о том, что болезни – это часто следствие наших неправильных поступков. Главное, уметь с достоинством переносить свои страдания, не отчаиваться и знать, что общение с Богом для нас не закрыто. И кто знает, может и для нашей расслабленности уже готово исцеление.
Роман Викторович Овчаренко, кандидат богословия, магистр истории