Против традиционализма не по разуму

Что во имя чего?

0
70
Время на чтение 3 минуты

Занимаюсь переводом романа с сербского языка о жизни на Косове. Роман «Морок» («Ђавољи сан», Векислав Јанићијевић - «Дьявольский сон», Векислав Яничиевич) описывает жизнь двух семей – сербской и албанской на протяжении ста лет – от Балканских войн 1912-13 годов – до нашего времени.

Автор описывает разнообразные детали традиционного уклада, но, похоже, и он сам, и читатель понимает, что весь этот традиционализм, столь милый сердцу антилибералам – это просто какие-то декорации, точнее, маски, которые скрывают вещи, умиляться которым не стоит.

Есть сентиментальная обрядовая религиозность, а вот веры не чувствуется.

Впрочем, традиционализм необязательно мил и глянцев, подобно туристическому буклету.

Немало такого, что трудно назвать иначе как маразм.

К примеру, невероятно трагическая история любви богатого юноши к бедной девушке.

Мать богатого юноши решила во что бы то ни стало помешать сыну жениться на дочери бедняков.

Для этого она подговаривает свою знакомую осуществить план расстройства сватанья, который может быть осуществлён только в традиционном обществе, где люди живое общение подменили ритуалистикой, похлеще пресловутых китайских церемоний.

Сообщница лукавой матери богатого юноши лжёт матери бедной девушки о том, что, дескать, юноша, которого вся округа воспринимает как жениха её дочери, якобы нашёл себе другую невесту – в другом местечке.

Выяснять детали никто не собирается.

Нанесено смертельное оскорбление.

И вот теперь, дабы никто не посчитал, что они свою дочь отдают за кого-то из-за того, что она – «брошенная», сваха срочно находит жениха, и срочно договариваются о дате свадьбы, которая должна наступить непременно раньше гипотетического сватания богатого юноши к несуществующей альтернативной невесте.

Никто ничего не уточняет.

Сплетня, абсолютно ничем не подкреплённая, симулякр в чистом виде, запускает целые процессы в общественной жизни людей, свято чтущих ритуалистику традиционной культуры.

И вот молодой человек, наконец, собирается сватать свою возлюбленную, но узнаёт, что она уже сосватана другим и назначен день свадьбы.

И теперь, вместо того, чтобы что-то предпринимать, что-то выяснять, в конце концов, красть свою возлюбленную и уезжать с ней на край света (а деньги у него есть, целая шкатулка золотых дукатов)… вместо всего этого энергичный деловой богатый молодой человек впадает в депрессию. Затем спивается. Затем проигрывает золото в карты. Затем оканчивает жизнь самоубийством.

Спросить, разузнать, уточнить, помешать… - нельзя.

Традиции не позволяют.

Начинаешь понимать либералов.

Или как там называются те, кто не превращает традиционный уклад провинции в идола?

Или, может быть, в романе всё сознательно доведено до абсурда? Балканцы – они такие.

В любом случае, во всём нужно соблюдать трезвомыслие.

Что во имя чего?

Полагаю, для любого человека, пытающегося выстраивать целостное мировоззрение, опирающееся на внятную систему ценностей, очень важно ответить на этот вопрос.

Потому что когда вера подменяется сентиментальной религизностью, которая - если уж начистоту - становится просто элементом  фольклора, то есть просто "скрепы", то такую веру очень легко потерять и стать на тот путь, который в конечном итоге приведёт именно туда, куда он и привёл вполне благонамеренных либералов XIX века, пытавшихся противопоставлять такого рода традиционализму те ценности, которые казались им тогда вполне универсальными.

Всё это сказано к тому, чтобы целостное мировоззрение, внятно показывающее "что во имя чего" не подменялось просто неким традиционализмом.

Потому что абстрактный традиционализм слишком абстрактен, а давно утраченные устои провинциальных сообществ нередко столь маразматичны, что большой беды не вижу, если о них вспоминают только в музеях.

Павел Вячеславович Тихомиров, помощник главного редактора «Русской Народной Линии»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Павел Вячеславович Тихомиров
Аргументы сторонников «похабного мира»
Нужен ли договор с Украиной?
03.12.2024
Сербская Православная Церковь во время гитлеровской оккупации Югославии. Часть 3
Свидетельства о святителе Николае (Велимировиче)
28.11.2024
Трамп – это просто «Вучич», но калибром побольше?
Кумир старых правых, скорее всего, договорился с «глубинным государством»
22.11.2024
Символическое убийство Столыпина
Или почему современные режиссёры уподобились принтеру, у которого закончились чернила
21.11.2024
Все статьи Павел Вячеславович Тихомиров
Последние комментарии
«Нам предстоит конфликт с Европой»
Новый комментарий от Владимир Николаев
04.12.2024 13:02
Являются ли грехами жизненные удовольствия и наслаждения?
Новый комментарий от Человек
04.12.2024 11:14
Аргументы сторонников «похабного мира»
Новый комментарий от Владимир Николаев
04.12.2024 09:28
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Следователь-криминалист Соловьев
04.12.2024 07:53
Задачи и загадки от Святейшего Патриарха
Новый комментарий от Игорь Бондарев
04.12.2024 06:07
Не отгремела канонада на колчаковских фронтах
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
04.12.2024 06:00