В воскресенье, 14 апреля, канцлер Германии Олаф Шольц прибыл в город Чунцин (юго-запад КНР), начав свой визит в Китай. Об этом сообщило Центральное телевидение Китая, передаёт ТАСС.
Как отмечается, Шольц в ранге главы правительства ФРГ посещает КНР второй раз. Кроме того, это первый в 2024 году визит западного лидера в Китай.
Канцлера Германии сопровождают три министра, курирующие вопросы окружающей среды, сельского хозяйства и транспорта. В составе делегации - представители ведущих немецкий компаний, в частности, Siemens, BMW, Mercedes-Benz.
Как сообщил ранее официальный представитель кабмина ФРГ Штеффен Хебештрайт, Шольц 16 апреля проведет в Пекине переговоры с председателем КНР Си Цзиньпином и премьером Госсовета Ли Цяном. Сначала канцлер посетит город центрального подчинения Чунцин: 14 апреля он осмотрит площадку германского производителя силовых установок, работающих на водороде, а на следующий день отправится в Шанхай, где ознакомится с работой завода, выпускающего пластмассовые изделия.
Накануне своего визита Шольц дал интервью «зелёной» «Tageszeitung», пишет в тлг-канале обозреватель «Российской газеты» и германист Тимофей Леонидович Борисов.
Он отметил, что издание не особо жалует канцлера, а потому «вопросы были не из приятных для Шольца и показали всё его нутро, какой же он скользкий и изворотливый».
«Что в интервью интересного? Во-первых, заголовок: "Мы еще долго будем продолжать поставлять оружие". Олаф Шольц не ожидает быстрого окончания войны на Украине. При этом начинает типичнейшую для социал-демократа демагогию и сразу же попадает в ловушку автора интервью», - считает германист.
Далее он процитировал часть интервью:
Олаф Шольц: Я был социал-демократом с 17 лет. Я хочу, чтобы общество стало лучше, справедливее и гуманнее.
TAZ: Как это утверждение согласуется с тем фактом, что федеральное правительство в больших масштабах поставляет оружие в кризисные регионы?
Олаф Шольц: Чтобы защитить нашу демократию и нашу свободу, нам нужен сильный Бундесвер. Сюда же относится и эффективная военная промышленность. И это включает в себя поддержку Украины в защите от российской агрессивной войны.
TAZ: Некоторых людей смущают такие термины, как военный потенциал и перевооружение. И жаждут политики разрядки Вилли Брандта.
Олаф Шольц: Своей политикой Вилли Брандт и Гельмут Шмидт способствовали падению железного занавеса в 1989 году. Их политика разрядки всегда включала сильный Бундесвер. В 1970-х годах Федеративная Республика тратила от трех до четырех процентов своей экономики на военные нужды. Не стоит это забывать, сегодня это два процента.
TAZ: Но понимаете ли вы, когда людей отталкивают такие слова, как сдерживание?
Олаф Шольц: …Мой ответ: Германия – мирная страна. Но мы вместе с нашими союзниками должны быть в состоянии защитить, и нашу страну, и территорию альянса НАТО. Ответственность за то, что литовцы, эстонцы и латыши сейчас ждут от нас защиты от России, вытекает из нашей истории. Это драматично: российский правитель Путин хочет силой перенести границы. Поступая таким образом, он ставит под угрозу весь мирный порядок в Европе. И то, что он делает сейчас, он объявил задолго до этого. В очерках и выступлениях он утверждал, что Беларусь и Украина не являются независимыми странами, а принадлежат России. Нам всем следовало понимать это буквально.
«Это не всё интервью. Но здесь я прерву цитирование и позволю небольшую ремарку. Мало того, что Шольц откровенно лжет про Белоруссию и Украину, так он ещё и лицемерит, ведь именно Германия была первой по перекраиванию границ в Европе. В 1999 году немцы безоговорочно присоединились к варварским бомбардировкам НАТО Белграда, которые были начаты без одобрения ООН», - напомнил Тимофей Борисов и добавил: «Более того, тогда именно правительство СДПГ было у власти вместе, кстати, с Зелёными. Это привело к распаду Югославии и стало прецедентом в поствоенной Европе. Так что не Шольцу говорить про то, кто ставит под угрозу мирный порядок в Европе.
И ещё важное уточнение: Шольц в интервью выступает, как верный и преданный вассал НАТО, а не как национальный лидер независимой Германии. А его напоминание про историческую ответственность за защиту территории Прибалтики вообще наводят на нехорошие мысли. Он про какую историю вспоминает? Про тевтонский поход на Русь или про гитлеровские времена?
Но это так, к слову. Хотя очень странное высказывание».
«Интересно то, как Шольц видит перспективы переговорного процесса по Украине, - отметил германист. - Он не исключает дальнейших дискуссий в будущем. Но разговоры с Путиным, по его мнению, имели бы смысл, только: "Когда придет время".
А когда? "Когда Россия поймет, что навязанного мира не будет, а Путин поймет, что ему придется отказаться от своей кампании и вывести войска".
Получается, что никогда?
Но тут Шольц, на мой взгляд, нарочно допускает одну тонкость. Он употребляет в этом предложении слово не «Die Truppen», а просто «Truppen». То есть, не все войска, а просто какие-то войска.
"Auf alle Fälle, wenn Russland einsieht, dass es keinen Diktatfrieden geben wird, und Putin erkennt, dass er seinen Feldzug abbrechen und Truppen zurückziehen muss".
Это тот нюанс, который вчера в своём комментарии не заметил Алексей Пушков».
«А я думаю, что Шольц не оговорился. Он понимает, что добиться полного вывода всех российских войск из Донбасса и Крыма не получится. А потому и употребил слово "войска" без определенного артикля», - полагает Тимофей Борисов.
«Но в любом случае, - продолжил он, - Шольц не видит быстрого окончания конфликта. И на вопрос, что в его понимании означает слово победа, Шольц не говорит про победу Украины. Зеленскому в его речи вообще нет места. Шольц про победу ответил так: "Как мы теперь знаем, помешать Путину выиграть эту войну — это очень многое".
Помешать Путину дойти до Киева? Львова? Берлина?
Где заканчиваются границы войны, о которой говорит Шольц? Ответа нет».
Еще важный момент касался Китая. Шольц, как известно, дал интервью, как раз накануне своей поездки в Пекин.
Вот как Шольц ответил на эти вопросы:
TAZ: Может ли Китай сыграть посредническую роль?
Олаф Шольц: Китай также может дать понять, что эта бессмысленная империалистическая война должна закончиться.
TAZ: Будете ли вы затрагивать проблему угрозы Тайваню и положения уйгуров?
Олаф Шольц: Есть ряд вопросов, по которым у нас есть явные разногласия с Китаем. И для меня диалог на равных означает открыто говорить на такие темы. Моя предшественница делала то же самое.
TAZ: Вы подходите к этим темам жестко или мягко?
Олаф Шольц: Я не знаю, как оценивать эти категории. В любом случае, я не буду извиняться, прежде чем затронуть подобные темы.
Ну вот такие ответы Шольца. Я думаю, если он в Китае будет действовать именно так, как говорит, то думаю, что в Пекине ничего хорошего его не ждёт. Китайцы не ждут его с разговорами об уйгурах и Тайване. Это – точно.
Но, учитывая, что Шольц везет туда солидную бизнес-делегацию, то не исключаю, что он "забудет" поинтересоваться судьбой уйгуров у Си Дзинпиня.
В интервью есть ещё большой кусок по отношениям с Израилем. Но это уже не поддается комментарию. Там стопроцентная поддержка Тель-Авива и больше ничего. Демагогия в кубе и лицемерие в квадрате. И всё», - заключил Тимофей Борисов.