За последние полгода с момента окончания 2023 финансового года все финансовые показатели федерального бюджета США продолжали резко снижаться.
На момент конца финансового 2023 года бюджет США, согласно Казначейству США (Министерству финансов США), составлял 6,134 триллиона долларов, что по отчету Казначейства, меньше на 2%, или на 137 миллиардов долларов по сравнению с бюджетом прошлого финансового года (окт 2021 – сент 2022).
Доходы федерального бюджета США на 2023 финансовый год были собраны в размере 4,439 триллиона долларов. Падение сбора доходов по сравнению с предыдущим финансовым годом (окт 2021 – сент 2022) составило 9%, или около 457 миллиардов долларов. Падение доходов федерального бюджета США продолжилось и в текущем (окт 2023 – сент 2024) финансовом году. На момент конца марта 2024 года за 2023 – 2024-й финансовый год было собрано всего 2,188 триллионов долларов США, в годовой экстраполяции при той же тенденции – 4,376 триллиона долларов, или на 63 миллиарда долларов меньше, чем в прошлом, 2022 – 2023-м финансовом году (см. здесь и здесь).
Разница между доходами и расходами в 2023 году составила дефицит государственного бюджета США за 2023-й год в размере 1,695 триллиона долларов, или 27,6 % от государственного бюджета США. По сравнению с предыдущим финансовым годом (окт 2021 – сент 2022) дефицит вырос на 23%, или на 320 миллиардов долларов.
Разница в доходах и расходах федерального бюджета США за первое полугодие 2023 – 2024 финансового года составила 1,065 триллионов долларов США, в годовой экстраполяции при той же тенденции это составит дефицит государственного бюджета Соединенных Штатов Америки в размере 2,130 триллионов долларов – почти 50% от прогнозируемой суммы доходов бюджета.
Это означает фактический текущий прирост государственного долга США сейчас на сумму 1,065 триллиона долларов США, если не будет производиться дополнительная эмиссия долларов США для покрытия дефицита государственного бюджета, и прогнозируемый прирост государственного долга США на 2,130 триллиона долларов США на конец 2023 – 2024 финансового года (30 сентября).
Суммарно государственный долг США на конец 2022 – 2023 финансового года составлял 33,700 триллионов долларов, в течение последнего полугода он возрастал со значительной скоростью – более полтора триллиона долларов в год. Проценты по государственным ценным бумагам США, выпущенным для заимствования средств в 2022-м году доходили до 3,3 % годовых (см. таблицу).
Согласно последнему Бюллетеню Казначейства США (сентябрь 2023 года) в 2024-м году планировалось увеличение доходов государственного бюджета до величины 5,036 триллионов долларов и увеличение текущего дефицита бюджета США до 1,827 триллиона долларов. Исходя из отчетных цифр за первое полугодие, доходы федерального бюджета США будут значительно ниже и будут составлять величину около 4,439 триллионов долларов США.
Предоставлено автором
Финансирование государственного долга США путем прямой эмиссии долларов в настоящее время сильно ограничено внешними факторами – если ранее эмитированные правительством США доллары расходились по всему миру как средство платежа, что не приводило к переизбытку денежных средств внутри самих США, то сейчас, в связи с отказом большого количества стран, в первую очередь России, Китая и других стран БРИКС, эмитированные, то есть напечатанные, доллары остаются внутри самих Соединенных Штатов Америки и увеличивают национальную инфляцию. Рост инфляции означает в том числе и то, что правительство США будет должно снова увеличивать процентную ставку заемных средств, необходимых для обслуживания текущего дефицита государственного бюджета США, что увеличивает стоимость обслуживания государственного долга США в целом.
Как простой пример, если в 2023 году затраты на обслуживание государственного долга США составляли 774 миллиардов долларов, то с добавлением прогнозируемого министерством финансов годового дефицита 2,130 триллиона долларов в 2024 финансовом году к этой сумме следует добавить еще 100 - 110 миллиардов долларов, и таким образов, в 2024 году только на обслуживание процентов по государственному долгу без учета выбытия старых беспроцентных государственных облигаций и замены их на новые беспроцентные правительство США должно будет затратить 870 – 880 миллиардов долларов. Государственные облигации США в большинстве своем выпускаются на 30 лет, это означает, что в год при общей сумме государственного долга свыше 35 триллионов долларов нужно обменивать еще свыше 1 триллиона долларов казначейских облигаций, погашая старые беспроцентные выпуски государственных облигаций и добавляя новые, выпускаемые с доходностью 5% годовых, что дает прирост текущих платежей по обслуживанию государственного долга США на конец 2024 финансового года на уровне 920 – 930 миллиардов долларов США, исходя из приведенных расчетов. С учетом роста государственного долга само министерство финансов США прогнозирует выплаты по обслуживанию государственного долга на конец финансового года в размере 1,143 триллиона долларов США, то есть в размере почти четверти прогнозируемых на тот же период доходов.
Расходы Министерства обороны США выросли с 386 миллиардов долларов за предыдущие первое полугодие до 411 миллиардов долларов текущих расходов за первое полугодие 2023 – 2024 финансового года, полугодовой прирост составил 25 миллиардов долларов по отношению к сравнительному периоду прошлого года, или где-то 6%. Американские СМИ постоянно пишут об ещё 10 миллиардах долларов США, перерасходованных Пентагоном в этом году.
С осени прошлого года у Соединенных Штатов Америки были незапланированные и непроведённые по бюджету расходы на Украину, на Израиль и на военно-морскую операцию против хуситов в Красном море.
Фактически внешнеполитические проблемы и проблемы выбора приоритетов финансирования чрезвычайных расходов наложены на тяжелый и системный бюджетный кризис, на кризис управления на федеральном уровне из-за фактической недееспособности нынешнего президента США, на общий спад конъюнктуры и деловой активности США, на уменьшения внешней торговли и сбыта из-за антироссийских санкций. Из-за предвыборной кампании администрация президента США уже начала тратить большие финансовые ресурсы на поддержку потенциальных избирателей, так недавно было объявлено об амнистии всех студенческих кредитов, полученных выпускниками ВУЗов от банков, что по разным оценкам дает дополнительные расходы федерального бюджета США в размере примерно 75 миллиардов долларов.
По моему мнению, у Соединенных Штатов Америки уже нет никакого выхода из этой ситуации без серьезных изменений во внешней и внутренней политики, на которые нынешняя администрация Президента США просто не может пойти ни при каких условиях. В результате нынешний бюджетный и политический кризис в США продлятся как минимум еще на целый год – до прихода к власти новой администрации Президента США и до формирования в Конгрессе США адекватных политических образований. Нынешний недееспособный Конгресс, расколотая Палата представителей и дряхлые полубезумные сенаторы типа Линдси Грэма ни к чему хорошему эту страну не приведут. И из-за этого именно сейчас, когда США являются фактически недееспособными, и Россия на войне с Украиной, и Иран с его союзниками в противостоянии с Израилем могут победить, применяя активную и наступательную тактику – у нынешних Соединенных Штатов Америки уже нет ни денег, ни ресурсов, ни политической воли на одновременную поддержку Украины и Израиля.
Михаил Ефимович Ошеров, политический аналитик