В четверг, 11 апреля, в Патриаршем зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил заседание Организационного комитета празднования 100-летия со дня кончины святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, сообщает Патриархия.ru.
В президиуме также находились заместитель председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Чернышенко и митрополит Крутицкий и Коломенский Павел, Патриарший наместник Московской митрополии, председатель Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Организационный комитет празднования 100-летия со дня кончины святителя Тихона, Патриарха Московского, был учрежден решением Священного Синода от 24 марта 2022 года (журнал № 21). На заседании Священного Синода 13 октября 2022 года (журнал № 106) был утвержден общий план мероприятий. В связи с приближением юбилейного года на заседании Священного Синода, состоявшемся 12 марта с.г., был утвержден обновленный состав Организационного комитета (журнал № 24).
Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам заседания со вступительным словом:
«Если говорить о Патриархе Тихоне, то всем ясно, что это личность исторического масштаба, это случай, когда управление Церковью было связано с исповедничеством и, по всей видимости, с мученичеством. Поэтому всё, что Святейший делал в те тяжелейшие годы, то, как он вел диалог с представителями власти, поставившими своей задачей ликвидацию Русской Церкви, — всё это, конечно, заслуживает глубокого изучения.
Святитель претерпел колоссальное психологическое давление, ограничение свободы, а, может быть, даже насильственный уход из жизни, — но, несмотря ни на что, он сохранял любовь к Церкви, к Отечеству и горячо выступал за единство страны и народа. Грозным пророчеством прозвучали в марте 1918 года его слова по поводу предательства, связанного с заключением Брестского мира. Когда мое поколение училось в школах, Брестский мир представлялся в книгах по истории как мудрое, прагматическое деяние советской власти, но ведь никто из граждан России, любящих свое Отечество, этот шаг так не воспринимал. А как воспринял Святейший Тихон? Процитирую: "Заключенный мир, по которому отторгаются от нас целые области, населенные православным народом, и отдаются на волю чуждого по вере врага, не даст народу желанного отдыха и успокоения, Церкви же Православной принесет великий урон и горе, а Отечеству — неисчислимые потери. В этом мире посеяны семена злобы и человеконенавистничества, в нем зародыши новых войн и зол для всего человечества…" Все так и произошло: ничего этот Брестский мир не решил, и компромиссы не привели к стабильности советского государства. И сегодня, спустя десятилетия, мы можем вполне ясно видеть, насколько прав был Патриарх Тихон и к каким трагическим последствиям для Церкви, для русского народа привело заключение Брестского мира.
За мужество, за готовность говорить правду, защищать Церковь и паству святитель претерпел жестокие преследования, травлю и поношения. Но он с удивительной кротостью переносил все страдания. Он не делал громких заявлений, он не призывал к организации протестов в свою поддержку — он призывал народ хранить веру православную и жить по Евангелию. И духовный авторитет Патриарха Тихона был огромным, и с этим были вынуждены считаться даже враги Православия, те, кто заключил Святейшего в темницу.
Пример подвига святителя Тихона актуален и в наше непростое время, когда нам приходится вести борьбу за единство нашей Церкви, за единство Отечества и народа нашего, отстаивать духовную и культурную самобытность России, противостоять попыткам недружественных стран навязать нам чуждые идеалы и ценности. Убежден, что проведение памятных мероприятий в честь святителя позволит нашим соотечественникам ближе познакомиться с его жизнью и через это знакомство вдохновиться его мужеством и твердостью веры. Молитвами святителя земли Русской Тихона да укрепит всех нас Господь в этом добром деле».
Собравшихся приветствовал заместитель председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Чернышенко.
В своем докладе митрополит Крутицкий и Коломенский Павел сообщил о результатах работы Организационного комитета в 2022-2024 гг.
В заключительном слове Святейший Патриарх Кирилл, в частности, сказал: «Хотел бы сердечно поблагодарить всех участников и отметить важность подготовки к этому историческому событию, которое мы сегодня достаточно подробно обсудили. Дай Бог, чтобы такие празднования актуализировали в сознании людей события нашей истории, в том числе связанные со святителем Тихоном. И, что самое главное, опираясь на опыт таких людей, как святитель Тихон, вспоминая их жизненный путь, их мужество, их веру, мы должны примерять к себе события из жизни Святейшего Патриарха и спрашивать себя: а как бы я поступил на его месте? что бы я сделал? как бы я ответил? Все это очень важно, потому что Церковь на земле, Церковь воинствующая, призвана к борьбе со злом. И вся наша работа и направлена на то, чтобы наши современники, особенно молодежь, знали об этих славных страницах истории Русской Православной Церкви и, вдохновляясь подвигами святителя Тихона, укреплялись в вере».
В зале, где состоялось заседание, были представлены образцы мемориальных досок для установки на храмах, связанных с памятью святителя Тихона, а также образцы памятных икон, которые предполагается создать к юбилейной дате. Святейший Патриарх Кирилл ознакомился с образцами и обсудил представленные проекты с и.о. генерального директора Художественно-производственного предприятия «Софрино» А.В. Потемкиным и рядом членов Организационного комитета.
2. К 100-ЛЕТИЮ КОНЧИНЫ СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА
В ЭТОМ ВЕСЬ СМЫСЛ
1.
Москва же столкнулась с событиями мирового масштаба Истории. В этом отличие Москвы от Православия (РПЦ). То, что видит Москва - не может видеть РПЦ, по умолчанию, по единой субстанции Москвы и Православия (РПЦ). Поэтому Третий Рим называется Москвой.
Конкретно же, Ленин, мог и ошибаться, естественно. Но, Москве, тогда, да и сегодня, виднее - что и как делать. Хотя субстанция Москвы и Православия (РПЦ) - единая. Впрочем, Третий Рим включает в себя все христианство - все три конфессии. Но в отличие от Истории, Третий Рим включает их в единство - Москву. И если Москва еще стоит, то значит - есть в христианстве единство. Воля знает. Точнее, мы знаем это по воле Москвы к истине. Но и все ошибки христианства - становятся ошибками Москвы.
Могла ли Москва признать РПЦ? То есть - свою основу, свой корень, свой принцип? Нет, конечно. Потому, что Москва начла борьбу с Антихристом. Борьбу в воле. Борьбу с исторической хитростью в себе самой. И Москва, во-первых, подняла Революцию против самой себя - Россию против России - Революцию против собственной хитрости Антихриста в себе, России. И в воле - увидела эту хитрость Истории - увидела волей Власти к истине. Увидела властью Ленина.
Очень непростое время.