Источник: Протоиерей Иоанн Толмачёв. «Православное собеседовательное богословие, или Практическая гомилетика» в 4-х тт., т. 1, с. 230-235. СПб., 1899. Репр. изд. СПб., 2000 г.
Пост, давая торжество духу над материей, тем самым укрепляет веру, эту необычайную духовную силу, которая одна только и придаёт человеку высшее достоинство, поднимая его над всеми низменными влечениями и приближая к первозданному совершенству. Если святая Церковь, называя пост «дивным оружием», говорит, что он соделал Моисея Боговидцем, пророка Илию — способным вознестись на огненной колеснице, а апостола Павла — в священном восторге восходить до третьего неба, то именно потому, что он укрепляет веру, получающую через него чудесную силу и дерзновение. Пример такого дерзновения веры представляет святая Церковь в евангельском чтении за Литургией в воскресенье второй седмицы Великаго поста, именно в рассказе об исцелении расслабленного в Капернауме (Мк. 2, 1-12 (зач. 7). Ср. Мф, 9, 1-8; Лк. 5, 17-26).
Христос Спаситель уже ознаменовал Своё пребывание в излюбленном Им городе многими чудесами, так что за Ним уже следовало множество народа, жаждавшего воспользоваться делами Его милосердия или словами сладостного учения. Лишь только пронесся слух, что Он прибыл и остановился в одном доме, как народ массами устремился к этому дому, и если первые счастливцы проникли в самый дом, по восточному обычаю открытый для самого широкого гостеприимства, то другие, опоздавшие, толпились у входа, надеясь хоть через других услышать что-нибудь из спасительного учения.
Слух о появлении Христа в Капернауме дошёл и до одного несчастнаго, который с радостью полетел бы к подножию великого Учителя, но он был расслаблен и безпомощно лежал на постели.
Это, по-видимому, был ещё молодой человек (Так некоторые толкователи заключают из слова «чадо», с которым обратился к нему Иисус Христос — Мк. 2, 5, сравнивая смысл этого выражения с тем, в каком оно употреблено в Лк. 2, 48); жизнь ему ещё так недавно улыбалась впереди, и он, по свойственной юношам мечтательности, полагаясь на своё здоровье, быть может строил различные планы, осуществление которых должно было наполнить содержанием всю его последующую жизнь. Вместе с тем он (как можно заключать из контекста) уже раньше, чем следует, отдался земным удовольствиям и до излишества пил чашу плотских наслаждений, конечно, оправдывая себя тем, что жизнь ему предстоит ещё долгая впереди и он успеет загладить свои прегрешения, когда настанет старость. Но — в поучение всем подобным мечтателям — как гром небесный, постиг его неожиданный удар, и цветущий, полный сил и надежд юноша превратился в живой, неподвижный, безпомощный труп. И в этом положении, разбитый телесно и ещё более нравственно, он, вероятно, впервые сознал, как ненадежна наша земная жизнь, как обманчивы все её золотые мечты, которые, как дым, рассеиваются от одного удара непостижимой судьбы. Болезнь, подвергнув его невольному посту, ослабила его тело, дотоле бравшее решительный перевес над духом, приучила к вдумчивости, и в нём впервые началась истинно человеческая духовная жизнь, о которой он раньше не имел и понятия.
В прежнее время он, быть может, с легкомысленным пренебрежением отнёсся бы и к назаретскому Учителю, повторяя общий говор: «Может ли из Назарета быть что доброе?» — а теперь он пылал верою в Его всемогущество, и когда до него дошёл слух, что вот Он недалеко, в одном из домов Капернаума, то душа расслабленнаго охвачена была неудержимым желанием — во что бы то ни стало повидать божественного Учителя и получить от Него исцеление, чтобы затем навсегда сделаться Его учеником и последователем. Но, не имея сам возможности идти к Нему, он умоляет своих друзей или родственников нести его на постели к великому Чудотворцу, и те, действительно, вчетвером подняли его с постелью на плечи и понесли к тому дому, где находился Иисус Христос (Друзья, очевидно, с готовностью отозвались на его просьбу, и сами, веруя в силу чудотворения Господа, не отступили пред встретившимися препятствиями, а довели свое дело до конца, за что и сами удостоились внимания от божественного Учителя, Который, «видя веру их» (2, 5), отнёсся с особенным вниманием и к расслабленному. Их вера есть живой пример действенности веры тех, кто молится за своих немощных собратий).
Можно представить себе, как сильно трепетало в нём сердце, когда он таким образом приближался к божественному Учителю-Чудотворцу. Бурей проносились по его душе разнородные чувства, а более всего волновала именно мысль — как-то отнесётся к нему божественный Учитель: умилосердится ли над ним или же в праведном гневе за его прежнюю греховную жизнь отвергнет его и, таким образом, навсегда похоронит все его земные надежды?
Торопливо подходят носильщики к дому, где находился Христос, и хотят войти в него. Но огромная масса народа не даёт возможности даже подойти к дверям. Напрасно умоляет несчастный пропустить его; для этого нет никакой возможности. Человек меньшей веры в таком случае впал бы в окончательное уныние и в отчаянии порешил бы возвратиться домой. Но юноша пылал верой, и её не могла охладить эта первая неудача. Другой мог бы подождать у дверей, пока будет выходить Христос; но он горел нетерпением повидать Его и упросил своих друзей поднять его на кровлю, чтобы оттуда как-нибудь проникнуть внутрь дома. Те подняли его по наружной лестнице на плоскую кровлю, вероятно, не мало удивляя собравшуюся толпу, но так как и там не было готового входа в дом, то они попросту раскрыли нетолстую кровлю восточного дома и через проделанное таким образом отверстие опустили расслабленного к ногам Спасителя.
Это был подвиг, обнаруживавший необычайное дерзновение веры, и Спаситель Христос, любвеобильно взглянув на лежавшее перед Ним тело живого мертвеца, всем своим существом умолявшего о милосердии, с нежною ласкою сказал ему: «Дерзай, чадо!» (В Евангелии Марка просто значится «чадо», но в Евангелии Матфея 9, 2, Христос говорит: «Дерзай, чадо!» — как бы желая ободрить, очевидно, совершенно растерявшегося юношу, испугавшегося своей собственной смелости, с которою он вторгся в присутствие к Иисусу Христу).
В присутствии Божественного Серцеведца юноша, забыв о своём телесном недуге, помышлял только уже о своём духовном недуге, о тех прегрешениях, которыми запятнана была его душа и которые и привели его к теперешнему жалкому состоянию. Если уже под тяжким ударом судьбы, на одре страшной болезни он имел время поразмыслить об истинном назначении человека и произнесть надлежащий суд над своею прежнею греховною жизнью, то теперь, в присутствии безгрешного Богочеловека, он ещё более постиг всю омерзительность греха и всё величие нравственной чистоты, и на эти немые, но благочестивые мысли и чувствования и получен им был безконечно милосердный ответ: «Прощаются тебе грехи твои».
Если легко и приятно чувствует себя человек, с плеч которого сваливается тяжелая ноша, то тем ещё отраднее должен был почувствовать тот, с души которого свалилось тяготевшее на ней бремя грехов. Несчастный расслабленный, дотоле терзавшийся сознанием своей греховности, теперь был в состоянии полной невинности и с чувством невыразимой сладости в душе внимал словам Богочеловека. Для него теперь не существовало ничего больше, не существовало и сознания своего телесного недуга, и было лишь желание навсегда внимать этим безконечно мудрым и сладостным словам, которые лились спасительным потоком из уст Божественного Учителя, Который, как он чувствовал своей богопросвещённой душой, не простой человек, а воплотившийся Бог.
Не так чувствовали себя присутствовавшие при этом книжники, которые, с ехидным любопытством следя за учением и действиями назаретского Учителя, уже искали случаев обвинить Его в нарушении отеческих преданий или верований. Услышав изречение Господа, произнёсшего прощение грехов расслабленному, они, хотя и не посмели высказать своего недоумения открыто, но в их сердце шевельнулась мысль, что это богохульство, потому что «кто может прощать грехи, кроме одного Бога?»
Рассуждение их, с одной стороны, было правильно, потому что, действительно, один только Бог может прощать грехи; но они не хотели доводить этого рассуждения до конца, опасаясь, что это приведёт их к нежелательному для них выводу. А между тем стоило только им сопоставитъ различные факты из жизни и деятельности Иисуса Христа — всем известные совершённые Им чудеса и дивную властность слова, возрождавшего людей, с этим заявлением необычайного права, чтобы прийти к логическому выводу, что Он «может прощать и грехи», ибо Он есть Бог, воплотившийся ради нашего спасения.
И это лукавство их мысли не сокрылось от Сердцеведца. Чтобы ещё более поразить их, Он немедленно изобличил их тайные помыслы, сказав им: «Для чего так помышляете в сердцах ваших?»
Для такого истинного израильтянина, каким был Нафанаил, и в сердце которого «не было лукавства», достаточно было затронуть его тайные мысли, волновавшие его душу под смоковницей, чтобы он сразу признал в Сердцеведце воистину «Сына Божия» (Ин. 1, 47-49, из евангельского чтения в первое воскресенье Великого поста). Но книжники не были, очевидно, такими «истинными израильтянами», и они, исполненные лукавства в сердце своём, не поражены были и этим откровением их тайных помышлений, и поэтому Спаситель благоволил довершить дело Своего милосердия к расслабленному видимым чудом Своего всемогущества. Объяснив, что прощать грехи несравненно труднее, чем исцелять телесные немощи, так что если чудесные исцеления тела совершались и пророками, то чудеса исцеления души могут быть совершаемы только Самим Богом. Но чтобы и они, эти лицемерные и лукавые книжники, убедились, что Сын человеческий действительно имеет власть на земле прощать грехи, Он этот невидимый акт Своего всемогущества подтверждает видимым действием чудотворения. Обратившись к больному, Он с властию сказал: «Тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой».
Замечательно, что это те же самые слова, которыми Иисус Христос совершил исцеление расслабленного в Иерусалиме, при купели Вифезда. То исцеление, как известно, послужило поводом к великой беседе, в которой Христос раскрыл пред книжниками тайну Своего единосущия с Богом Отцом. Повторяя те же слова теперь перед книжниками, которые, как можно с верностью предполагать, присутствовали или, по меньшей мере, знали об иерусалимском событии, встревожившем весь книжническо-фарисейский мір (Евангелист Лука в своём повествовании об этом событии прямо говорит, что «сидели тут фарисеи и законоучители, пришедшие из всех мест Галилеи и из Иерусалима» (Лк. 5, 17). Это свидетельство вместе с тем служит одним из многих доказательств того, как евангелисты-синоптики, повествуя исключительно о галилейском служении Христа, в то же время не упускают из вида и событий из служения Его в Иудее и в самом Иерусалиме), Господь желал напомнить им как о самом событии, так и о последовавшей за ним беседе.
И повеление немедленно возымело силу. Расслабленный «тотчас встал, и взяв постель, вышел пред всеми, так что все изумились и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали».
Если исцеление расслабленного в Иерусалиме совершилось, можно сказать, негласно, так что о нём узнали уже после, при виде безнадежного больного совершенно бодрым и здоровым, что и давало возможность фарисеям и книжникам сомневаться в чуде, то здесь эта возможность у них была отнята. Чудо совершилось при огромном множестве свидетелей, которые при виде его пришли в необычайное изумление и прославляли Бога. Нечего и говорить, как чувствовал себя сам бывший расслабленный, когда он бодро нёс домой на плечах ту самую постель, на которой незадолго пред тем его, как пласт, принесли четверо к ногам Спасителя. Всё пережитое им было слишком поразительно, чтобы волноваться какими-нибудь другими чувствами, кроме безпредельной благодарности к Богу или Тому, Кто исцелил его от недуга не только телесного, но и духовного. «И пошёл он, — по выразительному свидетельству евангелиста Луки, — в дом свой, славя Бога».
И доселе Христос Спаситель продолжает сидеть и благовествовать в «доме», который есть Его святая Церковь и чрез которую совершаются спасительные действия на земле — чрез благодать, право располагать которою Он предоставил святой Церкви. И всем открыт свободный доступ к Нему и к Его благодатным дарам, но непременным условием усвоения их является вера. Человек без веры — это то же, что расслабленный, безпомощно и в отчаянии лежащий на своем одре, или то же, что закрытый сосуд, в который не может попасть небесная роса, хотя бы она своим изобилием всё орошала и оплодотворяла кругом. Вот почему в наш век так многие не чувствуют на себе действия благодати Божией: они сами закрыли себя для неё, ибо не имеют веры или даже прямо отвергают её. В таком случае они подобны расслабленному, который под тяжестью жестокого недуга изнывал и душой и телом в ужасном одиночестве, вдали от Христа, пока великое бедствие, давшее его духу возможность восторжествовать над материей, не возродило в нём веры, — той всепобеждающей веры, которая через все препятствия привела его в непосредственное присутствие Спасителя Христа.
Не будем ждать подобных бедствий, которые являются как последнее грозное предостережение грешникам. Церковь дала нам другие средства для возбуждения веры, и прежде всего пост как превосходное упражнение для укрепления всей нашей духовной сущности. Будем же пользоваться этим «дивным оружием»: оно укрепит наш дух, возбудит дремлющую веру и даст нам дерзновение приближаться к Спасителю Христу, и Он по Своему безконечному милосердию не отвергнет нас, а сподобит той же милости, которой удостоился капернаумский юноша. «Ибо в век милость Его».
Протоиерей Иоанн Толмачёв (†1897), придворный сакелларий Императорского Зимнего Дворца