Сказал Господь Своим ученикам: смотрите за собою, ибо вас будут предавать в судилищах и бить в синагогах, и перед правителями и царями поставят вас за Меня, для свидетельства перед ними. И во всех народах прежде должно быть проповедано Евангелие. Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святый. Предаст же брат брата на смерть, и отец — детей; и восстанут дети на родителей и умертвят их. И будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется.
Господь говорит, что ученики Его будут гонимы. Их ждет та же участь, что и их Учителя и Господа. Он уже предупреждал их об этом после первого возвещения о Своих предстоящих Страданиях: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мною (Мк. 8, 34).
Теперь Господь говорит об этом подробно: «Но вы смотрите за собою», чтобы не обманываться вам надеждами внешнего благополучия. В то время как многими скорбями надлежит нам войти в Царство Божие. Смотрите за собою, что вы говорите и как поступаете, ибо много глаз обращено на вас. «Ибо вас будут предавать в судилищах и бить в синагогах, и перед правителями и царями поставят вас за Меня». Первые гонения будут со стороны иудейских властей, начальников синагог и Синедриона. Судилища, о которых упоминает Евангелие от Марка, — и есть Синедрион, верховный суд иудеев, осудивший ночью нашего Господа на смерть. Но кроме этого великого Синедриона в каждом городе и селении был свой местный Синедрион. На эти судилища вели, как еретиков, христиан, и в синагогах они предавались публичному бичеванию. Правители и цари — это римские власти, подобные тем, когда апостол Павел стоял перед Феликсом, Фестом и Агриппой. Христиане, отказывавшиеся воскурить щепотку ладана перед статуей императора, становились для них врагами града. И самим иудеям нужно было согласие римлян для вынесения смертного приговора, востребованного Синедрионом. Так Пилат, правитель иудейской провинции, сыграл решающую роль в смерти Господа.
Страдания учеников Христовых будут способствовать делу проповеди. «Перед правителями и царями поставят вас за Меня, для свидетельства перед ними». Это даст им возможность проповедовать Евангелие тем, перед кем они будут приведены как преступники. Это будет для свидетельства им. Сколь многие святые обращали к вере правителей и царей, и через них порой совершалось просвещение целых народов. Но сколь многие правители только больше ожесточались. Однако слово Божие непреложно, и оно звучит уже «для свидетельства против них» — против судей и гонителей. Если мы принимаем проповедь истины, она — свидетельство за нас, она — оправдание и спасение наше. Если отвергаем, она будет свидетельствовать против нас на Страшном Суде в последний день. Но это, как считают некоторые святые отцы, может относиться и к правителям, и к владыкам Церкви, когда лучшие ее служители лишались сана и предавались суду, изгнанию и даже смерти.
Когда христиане будут приведены перед царями и правителями за Христа, им дана будет особая помощь с небес. «Не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святый». Когда мы совершаем служение Христово, мы можем всецело положиться на помощь Духа Святого.
Сохранилось много мартирологов — документальных записей допросов христианских мучеников, свидетельствующих о том, как они были чудесно укрепляемы Господом. Неученые и просто неграмотные люди становились судьями своих судей. Исполненные страха Божия, они не имели страха перед лицом человеческим.
«Предаст же брат брата на смерть, и отец — детей; и восстанут дети на родителей и умертвят их». Одна из самых великих скорбей во времена гонений — разделение внутри одной семьи. Жизнь становится адом на земле, когда самым дорогим людям уже невозможно доверять. И мы знаем, что это было не только в древние времена. Давно ли в нашем отечестве мы были свидетелями предательств и доносов среди самых близких. Религия Бога любви может вызывать самую великую ненависть.
«И будете ненавидимы всеми за имя Мое», — говорит Господь. Не за что-то плохое ненавидимы будут подлинные христиане, а за имя Христово. Мир возненавидел их, потому что Христос возлюбил их. От создания мира человеконенавистник диавол возбуждает ненависть к лучшим из людей.
Что бы ни происходило, они должны стоять до пролития крови. «Претерпевший же до конца спасется». Терпению уготованы венцы. Спасение, которое обещает Господь, — больше, чем избавление от зла. Это вечное блаженство. Но путь к нему — вся жизнь. Можно победить во многих сражениях и проиграть войну. «Мы видели многих, достигших гавани спасения, и внезапно потерпевших кораблекрушение», — свидетельствуют святые отцы. И даже дойдя до врат небес, можно увидеть, что рядом — дорога во ад. Только до конца претерпевший спасется. Господь утешает их тем, что труд, к которому они призваны, продолжится и принесет плод. Как сказал святой Иоанн Златоуст, отправляемый с патриаршей кафедры в изгнание: «Не мною началась проповедь, не мною она и кончится». Благодаря таким проповедникам «во всех народах будет проповедано Евангелие». Для страдающих за проповедь Евангелия великое утешение знать, что хотя они связаны узами и сокрушены, но слово Божие не вяжется и не может быть никем сокрушено.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России