«Конфликт отцов и детей тянется вечно. В писании, в частности в Экклезиасте, сказано, если ты говоришь, что древние времена были лучше, чем нынешние, то ты не от большого ума это говоришь. Я бы хотел, чтобы эту мысль вы начертили на своём твердом сердце, потому что, действительно, говоря о том, что раньше было лучше – пиво свежее, булки мягче, колбаса ароматнее, весна роскошнее, детский смех заливистее… В этот момент мы накладываем свой личный опыт переживаний своих чувств и переживаний на эпоху вообще», - пишет в тлг-канале настоятель Храма Троицы Живоначальной в Хохлах, проповедник и миссионер, телеведущий митрофорный протоиерей Андрей Ткачев.
«Конечно, когда ты был молод, тогда всё было вкусно и всё было сладко, и всё было хорошо, даже если ты родился невесть в каких условиях. Итак, если ты говоришь, что древние времена были, чем нынешние, то ты не от большого ума это говоришь. Это первая мысль. Проиллюстрирую её», - пишет о. Андрей.
Он отметил, что был некий монах Авва Филимон в Египте, который однажды шел по улице в Египте и наткнулся на мальчишек, которые галдели, как птички на птичьем базаре, и во что-то играли. Он спросил ребят: «Чем вы занимаетесь? Во что играете?» Они ответили, что играют в игру, которая называется «Кто больше всех соврёт?» авва Филимон сказал: «Странно, в моём детстве таких игр не было». Малыши в ответ засмеялись и зааплодировали: «Ты выиграл! Молодец, отче!»
«Дети были совершенно правы. Он думал, что в его время было нечто лучшее и нечто правильнее. Так и мы обычно думаем. Мы были целомудреннее, сдержаннее, умнее… А на самом деле всё было то же самое. Лжецы, воры, пьяницы были и в древние времена, и тогда, когда играли эти мальчишки. Так же и в нашей жизни. Мы можем заметить: “Ну, у нас такого не было…” Это ты там не был, где всё это было. К примеру, наркомания, разврат, воровство или еще какое-то безобразие или иные жуткие гадости. И если бы кто-нибудь играл в игру "Кто больше украдет", "Кто больше наблудит, "Кто больше сразвратничает"... Это всё было и в твоё время», - пишет священник.
«Ты это не видел, и тебе казалось, что этого в твоей жизни нет. На самом деле, всё это было… Потому что грехи человеческие в принципе одинаковые», - добавил он.
«Вторую мысль, которую нужно уяснить для себя: вся мировая история, что бы вы не читали, куда бы не погружались умом, представляет из себя некое полотно, сотканное из одних и тех же историй. Сложносочетаемых историй. Вы помните такую штуку, как калейдоскоп? Там было несколько стеклышек разных цветов: белые, красные, синие, зеленые... Когда их раз за разом слегка поворачиваешь в заданном пространстве, они составляют бесчисленное количество самых разных сюжетов. Невозможно повторить одно и то же. Постоянно разные варианты. А стекляшки-то ведь одни и те же», - пишет автор.
«Страсти одни и те же, как и эти стекляшки. Так повернешь – заиграет совсем другой рисунок. Эдак повернешь – иной сюжет. А страсти-то ведь всё те же. Отцеубийство, матереубийство, кровосмешение, желание власти (похоть первенствовать), желание денег, месть из ревности и зависти, блудная похоть и другие. Это всё на пальцах подсчитывается, и пальцев обеих рук хватит, чтобы подсчитать все эти стёклышки, которые были в нашей жизни, которые продолжают существовать ныне, и которые сложно сочетаясь, дают нам некую обманчивую игру возможностей», - добавил он.
«Кажется, что так много всего. Да немного. Сведите всё в одно, и будет очень мало. Как молекула воды H2O. Две молекулы водорода, одна молекула кислорода. Всё! Поэтому дети и указали Авве Филимону на то, что он выиграл. Потому что в его времена было всё то же самое. Получается, что отцы и дети спорят ни о чем, потому что они спорят только об одёжках. Они спорят о сюртуках и галстуках. А тело и суть, и кровь, и сердце греховных поступков остаются теми же», - говорится в публикации.
«Вот почему нужно знать аскетику. Что движет человеком? Гордость, похоть, зависть, сребролюбие, мстительность и т. д. Вот это всё и есть суть нашей жизни. Остальное - это просто костюмированный бал», - заключил протоиерей Андрей Ткачев.