Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил на своём сайте результаты опроса о том, как за последние десять лет изменились взгляды россиян на суррогатное материнство.
«Первый в мире ребенок от суррогатной матери родился три с половиной десятилетия назад, в 1989 г. Но это явление до сих пор остается спорной и неоднозначной темой, - отмечается в исследовании ВЦИОМ. - Сегодня абсолютное большинство россиян знакомы со словосочетанием «суррогатное материнство» (97%, 2013 г. — 96%), в том числе семь из десяти хорошо знают, что это такое (73%, 2013 г. — 71%).
Женщины чаще мужчин хорошо знакомы с понятием "суррогатное материнство" (77% vs. 67%).
Отношение к данному феномену в российском обществе скорее лояльное: 84% считают допустимым обращение к услугам суррогатных матерей, за десять лет показатель вырос на 8 п.п. Но чаще речь идет не о повсеместном использовании (16%), а в особых случаях, когда люди не могут самостоятельно родить ребенка (68%, +8 п.п. к 2013 г.). То есть настороженное отношение к суррогатному материнству сохраняется, оно продолжает восприниматься как вспомогательная репродуктивная технология, а не рядовая норма. Каждый десятый россиянин считает недопустимым использование услуг суррогатных матерей ни при каких обстоятельствах 11% (−8 п.п. к 2013 г.)
Поколение современной молодежи до 35 лет — тех, кто рос в условиях, когда о суррогатном материнстве уже достаточно много говорили, и для кого это явление скорее привычное, — заметно чаще относится к нему как к норме. В этой группе 27-31% допускают обращение к услугам суррогатных матерей в любой ситуации и считают это нормальным. Чем старше россияне, тем реже они говорят о суррогатном материнстве в таком ключе (35-44 лет — 17%, 45-54 лет — 12%, в группе старше 60 лет — 8%).
На отношение к суррогатному материнству также влияет урбанизированность. Жители городов в целом и особенно обеих столиц чаще воспринимают это явление как норму, допустимую в любой ситуации (25% в Москве и Санкт-Петербурге и 10-11% на селе и в небольших населенных пунктах с численностью населения до 100 тыс. чел.).
Жители Северо-Кавказского округа в два раза чаще, чем россияне в целом, находят недопустимым решение проблем бесплодия с помощью суррогатных матерей (21% vs. 11%)».
«В гипотетической ситуации невозможности иметь детей каждый второй россиянин предпочел бы взять ребенка из детского дома (52%, +7 п.п. к 2013 г.), вариант обратиться к суррогатной матери выбрали четверть наших сограждан, как и десять лет назад (2024 г., 2013 г. — 25%). Показатель остается примерно на одном уровне во всех возрастных группах, даже среди молодежи (23-27%). Однако такие результаты будет неверно интерпретировать только как меньшую готовность россиян обратиться к услугам суррогатных матерей, могут быть и другие факторы — высокая стоимость услуги, сложность ее получения, а также желание подарить семью и любовь ребенку-сироте.
Изначальное отношение к суррогатному материнству определяет готовность прибегнуть к таким услугам в случае необходимости. Среди тех, кто считает это явление нормой, 40% выбрали суррогатное материнство, а 41% — взять ребенка на воспитание из детского дома. Среди тех, кто назвал суррогатное материнство неприемлемым, только 1% согласились бы на него, 81% предпочли бы взять ребенка из детского дома.
Готовность прибегнуть к услугам суррогатных матерей выше у граждан с неполным высшим и высшим образованием (29% vs. 13% в группе с неполным средним), а также столичных жителей (34% vs. 20-21% на селе и в небольших населенных пунктах с численностью населения до 100 тыс. чел.)», - говорится в пресс-релизе исследования.
«За прошедшие десять лет мы стали чаще расценивать суррогатное материнство как нужное и полезное дело — сегодня так думают шесть из десяти россиян (60%, +9 п.п. к 2013 г.). Одновременно с этим сократилась доля тех, кто называет это явление морально недопустимым с 26% в 2013 г. до 18% в наши дни.
Чаще других положительно оценивают суррогатное материнство молодые россияне (88% в группе до 25 лет и 70% в группе 25-34 лет). Тогда как представители старшей возрастной группы в 25% случаев называют его морально недопустимым (vs. 2% в группе 18-24 лет и 6% в группе 25-34 лет). В старшем возрасте люди обычно более привязаны к установленным социокультурным нормам, и суррогатное материнство может казаться им нарушением этих устоев. Тогда как прогрессивная молодежь часто более открыта для всего нового, в том числе и для альтернативных способов родительства», - заключили авторы исследования.
Итоги опроса проанализировал в интервью «Русской народной линии» благочинный центрального округа Южно-Сахалинской и Курильской епархии, настоятель храма святителя Иннокентия Московского в Южно-Сахалинске протоиерей Виктор Горбач:
Во-первых, ответы респондентов часто зависят от того, как сформулированы вопросы. В связи с этим есть даже поговорка про ложь, наглую ложь и статистику. А, во-вторых, само словосочетание «суррогатное материнство» вводит в заблуждение. Ведь, как правило, с материнством у людей связаны самые добрые, светлые чувства и воспоминания. Отсюда и желание граждан поддержать возможность материнства, пусть даже и «суррогатного».
К сожалению, мы не проводили исследований о судьбах семей, где воспитывают детей, рождённых от суррогатных матерей. Какие там складываются отношения? И как ребёнок себя чувствует и живёт? Ведь у матери и отца останется ощущение, что рождённый ребёнок от суррогатной матери – чужой.
Например, многие замечают, что дети, рождённые через ЭКО, более замкнутые и весьма отличаются об обыкновенных детей.
Пока сложно изучить детей, родившихся от суррогатных мам. Во-первых, мода на суррогатное материнство, ЭКО и прочие эксперименты в области деторождения появились сравнительно недавно, поэтому мы не можем проследить их судьбу. Во-вторых, вряд ли родители дадут право заниматься исследованием в этом направлении.
Не думаю, что есть специальные программы, посвящённые таким детям. Но мы, как христиане, призваны понимать, что ребёнок – это дар Божий.
Если мама или папа не могут иметь детей, то более честным является взять ребёнка из детского дома. Сейчас государство помогает таким семьям. Также можно не усыновлять, а брать на воспитание.
Судьба же суррогатных родителей и детей часто складывается очень непросто. На первом этапе признают, что ребёнок от суррогатной матери – их, а потом, когда начинаются конфликты в семье, неразрешённые ситуации, то происхождение ребенка используют как аргумент против него – дескать, это не мой ребёнок! Это может быть причиной серьезного конфликта и кризиса.
Иногда факты торговли детьми суррогатных матерей становятся предметом уголовных дел. Например, как в случае банды, т.н. директора «Европейского центра суррогатного материнства» Владислава Мельникова, которого суд приговорил к 19,5 годам колонии строгого режима за торговлю детьми. Суррогатное материнство – это фактически замаскированное рабство. Женщин покупают за деньги, эксплуатируют, издеваются над их достоинством, превращая в инкубатор.
Мы часто забываем о том, какое количество абортов совершается в России. Что такое аборт? Детоубийство! Одни хотят ребёнка любой ценой и готовы даже идти путём суррогатного материнства, а другие наоборот, убивают детей, в том числе посредством новых медикаментозных средств, которые часто даже нигде не фиксируются. Поэтому до конца нет ясной статистики совершённых абортов в России. В коммерческих клиниках часто эти случаи не регистрируют – просто продают лекарство. И всё.
Можно лишь сказать, сколько было продано лекарств, убивающих детей. Это страшные случаи, являющиеся следствием формирования общества потребления, когда дети и отношения – предмет товара. Захотел – «заказал» ребёнка у суррогатной матери. А потом захотел и убил собственного ребёнка!
Всё это очень печально и свидетельствует о серьезном духовном кризисе общества. Весь 2024 год мы будем отмечать Год семьи, говорить о семейных ценностях. Поэтому мы должны понимать, что дети – это дар Божий. Об этом сказал и Президент России Владимир Владимирович Путин.
А не так, что захотели и купили суррогатную маму или купили детоубийственное лекарство. Подобное эгоистичное отношение отдаляет людей от Бога и друг от друга. А потом мы удивляемся тому, что дети не уважают родителей.
Следствие вседозволенности – неуважение друг к другу. Атомизация общества, враждебное отношение друг к другу может привести к страшным последствиям.
На мой взгляд, все итоги опроса не отражают позиции нашего народа в целом. Но при этом мы понимаем, что подобное отношение части людей к суррогатному материнству вызывает озабоченность и надо что-то делать! Жизнь – это дар Божий. Господь нам даровал жизнь не для развлечений и чувственных удовольствий, а для созидания и Любви. Для чего мы живём? Для подготовки к вечности. Подлинная любовь всегда идёт через преодоление трудностей, осознание и смирение, что жизнь дана Богом. Господь руководит нашей жизнью, поэтому если мы чего-то не получаем, как нам порою кажется, то нам это необходимо.
Недавно я беседовал с женщиной, пережившей автомобильную аварию. У неё долгое время не было детей. Врачи говорили, что она не сможет забеременеть. Но она с мужем молилась и просила Господа даровать ребёночка. И, несмотря на заверения докторов, у неё сначала родился первенец, а затем, спустя некоторое время, появился на свет второй малыш.
Самое главное, что ожидание беременности привело к тому, что ребёнок был для них желанным, ценным и вымоленным. Это объединило их вокруг желания родить ребёнка самим, не прибегая к этим суррогатам.
Отрадно, что ныне у людей всё больше желание обращаться в детские дома за усыновлением. Люди понимают, что рядом с нами есть одинокие дети, которые нуждаются в нашей защите и помощи. Таким образом можно обрести ребенка и помочь ему в жизни.
А попытки во что бы то ни стало использовать ЭКО и суррогатное материнство – путь в никуда.