Тогда удержали ученики слово Иисусово, спрашивая друг друга, что значит: воскреснуть из мертвых. И спросили Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде? Он сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить все; и Сыну Человеческому, как написано о Нем, надлежит много пострадать и быть уничижену. Но говорю вам, что и Илия пришел, и поступили с ним, как хотели, как написано о нем. Придя к ученикам, увидел много народа около них и книжников, спорящих с ними. Тотчас, увидев Его, весь народ изумился, и, подбегая, приветствовали Его. Он спросил книжников: о чем спорите с ними?
Это произошло, когда ученики сходили с горы, где было Преображение Господне, и Господь не велел никому рассказывать, что они видели, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.
Свет Преображения исходит от Пасхи. Петр, Иаков и Иоанн потрясены тем, что им было дано пережить после исповедания своего Учителя Сыном Божиим в Кесарии Филипповой. Их смятение велико, и они спрашивают друг друга, что значит воскреснуть из мертвых. Хотя вера в воскресение из мертвых была общепринятой среди иудеев. И сам Ирод исповедовал ее, со страхом думая, как бы Иоанн Креститель, убитый им, не вернулся к жизни. Почему же они спрашивают друг друга, что это значит?
Возвещение Господом о предстоящих Ему страданиях совершенно лишило их прежней уверенности. И даже священный ужас, охвативший их на Фаворской горе, ничего не изменил. Никакое переживание не могло вытеснить то, что они услышали от Господа.
В полной растерянности ученики обращаются к тому, что, как им кажется, известно из Писания: «Как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде?» Речь идет о толковании ими пророчества Малахии: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного» (Мал. 4, 5).
Разумеется, ученики Христовы должны были быть растеряны. Прежде чем они будут в состоянии соединить в одно эти два противоречивых образа Мессии: Победоносного Сына Человеческого (Дан. 7, 13—14) и Страждущего Слуги (Ис. 52—53), унижение и славу Креста, потребуется Пасха и Пятидесятница. Это смешение невозможно понять! Оно сбило с толку иудеев, и доныне продолжает сбивать с толку многих приходящих к Церкви. Они ожидали явления Илии, прихода Мессии, вторжения Бога во время, ослепительную победу небес, которую они отождествляли с победой Израиля. А Господь хочет, чтобы они увидели, что Предтеча, вестник Его пришествия, был жестоко убит и что Мессия завершит Свой путь на Кресте. Их неспособность понять связана, как всегда, с желанием держаться своего пути и отказом увидеть Божий путь. Они хотят, чтобы все было так, как они хотят, а не так, как Бог открывает им.
Господь дает ответ на вопрошание учеников. Илия уже пришел. И Господь, не называя имени, отсылает их к Иоанну Крестителю. Это он — Предтеча Мессии, призывающий иудейский народ к покаянию, необходимому для принятия Мессии. Но Предтеча не был услышан. Его постигла общая участь пророков. Это тот, с кем поступили, как хотели. Как написано о нем. Это должно было открыть глаза учеников. Если Предтеча принял страдания и смерть, не такая ли участь ждет Самого Мессию?
Книжники учили ждать прихода Илии, а пророчество было о том, кто придет в духе и силе Илииной. И Христос дает им ключ к пониманию этого пророчества. Поистине, как сказано в пророчестве, «Илия придет и восстановит все». Но подлинный Илия и подлинный Мессия пришел, и другого не будет. Господь опрокинул все прежние понятия Своих учеников.
Трем Своим лучшим ученикам, недоуменно стоящим перед Крестным путем, Господь открывает сокровенный смысл Писания. Ученики Христовы всех времен без конца оказываются перед искушением забыть этот смысл. Потому что он плохо согласуется с их представлением о Боге и с их подлинным призванием. Страдания и смерть Мессии страшно принять, но о них свидетельствует Писание, так же как и о Его славе.
Господь, «придя к ученикам, увидел много народа около них и книжников, спорящих с ними. Тотчас, увидев Его, весь народ изумился, и подбегая, приветствовали Его. Он спросил книжников: о чем спорите с ними?» Слава Господа в вышних не дает Ему забыть о людских бедах внизу. И Он вовремя приходит. Он видит книжников, спорящих с Его учениками. Возвращение Христа было радостью для учеников и совсем не радостью для книжников. Но особенно выделено изумление народа. Все были изумлены, не потому что сияние Преображения осталось на лице Господа — это противоречило бы Его слову, чтобы ученики хранили эту тайну до времени. Причина изумления была другая. После первого чудесного умножения хлебов, когда люди, как сказано в Евангелии от Иоанна, хотели «взять Господа и сделать Его царем», Он удалился от них, отказавшись дать какое-либо знамение. Они были убеждены, что никогда больше не увидят Его, и вот, Он снова посреди них. После Преображения на горе Фаворской, о котором они ничего не знают, Господь стал еще как бы ближе к ним.
Господь восходит ко Кресту, к страданиям и смерти, и в то же время ради спасения рода человеческого не пренебрегает обыкновенными нуждами людей. Он научает нас, чтобы мы обращались к Богу не только в судьбоносные моменты нашей жизни, но и в каждодневных наших трудах были с Богом. У Господа дар любви и всецелой отдачи Себя — не только всему человечеству, но и каждому отдельному человеку.
Ученики спорят в толпе с книжниками. Книжники имели громадное влияние на народ. Эти фарисеи, ревнующие о Законе Божием, — прекрасные знатоки Писания. Они мастера вопросов-ответов, с помощью которых они могут разрешить все недоумения. «Он спросил книжников: о чем спорите с ними?» Учители Закона не дают ответа. Потому что они смущены Его приходом. И ученики Христовы молчат, потому что они утешены тем, что Господь снова с ними, и все теперь предают Ему. Они знают, как Он силен в слове и деле пред Богом и всеми людьми.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России