Преподобный Серафим Саровский — радость наша, солнце Церкви нашей. Как преобразился он, подобно Спасителю на Фаворе, на русской зимней поляне, беседуя с Николаем Александровичем Мотовиловым, так обращен он сегодня ликом этой же любви к каждому из нас.
Пророческое служение преподобного Серафима связано с последними судьбами России. Из многочисленных его пророческих дарований нельзя не выделить по крайней мере главные три: «Такие скорби на нашу землю придут (и мы видим, что пришли), что утешить их может только Пасха». Только такой святой, только такая Церковь, которая может всегда сказать умирающему от горя человеку: «Радость моя, Христос воскресе!» Среди диавольского холода и нелюбви каждому приходящему не как пустые слова, а как главную правду сказать: «Радость моя» может только тот, у кого в сердце всегда Пасха.
Второй пророческий дар его — избранничество Божией Матери. Двенадцать раз являлась ему в земной жизни его Божия Матерь. Никому из святых не было этой милости — он избранник Ее возлюбленный, чтобы пророчествовать, что последнее спасение, когда, кажется, надеяться уже не на что, дается заступничеством Божией Матери и что Россия не напрасно была домом Пресвятой Богородицы.
Третий пророческий дар преподобного в том, что он показал силу Православия. Все мы помним его страшные прозрения: «Будет время, когда архиереи и другие духовные лица Русской Православной Церкви отступят от чистоты Православия и будут учить учениям и заповедям человеческим, но молитвами святых (его молитвами, готовностью пойти во ад за отступников, зная, что такое ад, как бесы гнусны, и зная, что значит быть лишенным Христовой любви), этой любовью Церковь устоит, и за Православие Бог помилует Россию».
И особое место среди этих пророчеств занимает пророчество о будущем царе-мученике. «Того царя, который меня прославит, — говорит преподобный Серафим, — и я прославлю». Это пророчество начало исполняться в 1903 году при прославлении преподобного Серафима, когда Государь написал: «Немедленно прославить». Помним мы предсказание преподобного о том, что будут великое торжество и радость, когда Царская фамилия приедет, и среди лета воспоют Пасху, предсказание, которое заканчивается скорбным изображением грядущих испытаний России: «А что после будет — ангелы не будут успевать принимать души». Царская семья действительно посетила Саров и Дивеево в дни открытия мощей преподобного в 1903 году. Государь с архиереями нес раку со святыми мощами, и народ пел в великой радости Пасху. И вторая часть предсказания после этого скоро стала реальностью.
Но разве все уже совершилось из того, что сказал преподобный? Прославление Господом царя-страстотерпца Николая Александровича в мученической кончине, запечатлелось и церковным прославлением. Но мы знаем из Священного Писания, что пророчества часто имеют не одно только исполнение — исполнившееся может иметь продолжение и по-новому раскрываться на новом этапе истории. Второе обретение мощей преподобного Серафима в 1991 году, когда православная Россия среди лета пела Пасху, не было ли дано нам в утешение накануне новых скорбей, о которых преподобный Серафим сказал, что ангелы после этого не будут успевать принимать души? Или эти слова в полноте раскроются накануне кончины мира, когда наступит краткий расцвет Православия в России? Судьбы Отечества нашего связаны с прославлением Царственных мучеников и с молитвенным заступничеством преподобного Серафима. Мы прославили царя, но Россия должна принять это прославление своим покаянием. Потому не перестанем к преподобному Серафиму взывать, чтобы он вымолил для нас у Господа и этот дар.
До сих пор мы говорили о пророчествах преподобного, известных почти всем. В заключение, в подтверждение истинности всего сказанного, приведем благодатное откровение преподобноисповедника Сергия (Сребрянского), духовника преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы, из его дневников. Перед началом февральской революции преподобноисповедник Сергий (тогда еще, до пострига, отец Митрофан) видел предутренний сон, который сильно взволновал его. Придя в церковь в большом волнении, он попросил позвать к нему в алтарь матушку Елизавету. Вот их диалог:
— Матушка, я так сильно взволнован только что виденным мною сном, что не могу сразу начать служение Литургии. Может быть, рассказав его Вам, я смогу несколько успокоиться. Я видел во сне четыре картины, сменяющиеся одна за другой. На первой я видел горящую церковь, которая горела и рушилась. На второй картине я видел в траурной рамке Вашу сестру Императрицу Александру, но затем из краев этой рамки стали вырастать ростки, и белые лилии покрыли изображение Императрицы. Затем на третьей картине я видел Архангела Михаила с огненным мечом в руках. Эта картина сменилась, и я увидел молящегося на камне преподобного Серафима.
Выслушав этот рассказ, преподобномученица великая княгиня Елизавета сказала:
— Вы видели, батюшка, сон, а я Вам расскажу его значение. В ближайшее время наступят события, от которых сильно пострадает наша Русская Церковь, которую Вы видели горящей и гибнущей. На второй картине — портрет моей сестры. Белые лилии, заполнившие портрет, говорят о том, что жизнь ее будет покрыта мученической кончиной. Третья картина — Архангел Михаил с огненным мечом — говорит о том, что Россию ожидают большие бедствия. Четвертая картина — молящийся на камне преподобный Серафим — обещает России особую молитвенную защиту преподобного Серафима.
Как тысячу дней и ночей молился преподобный Серафим на камне: «Боже, милостив буди мне грешному!» — так молится он сейчас о каждом из нас, о всей нашей России. И с новой, соединяющей его святость с судьбами всей России глубиной, открывается нам смысл его слов: «Радость моя, спасись сам, и тысячи вокруг тебя спасутся».
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России