«"С преподобным преподобным будешь, и с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранными избран будеши, и со строптивым развратишися". В этих строчках дан некий духовный закон, знание которого нам помогает. В отрицательном смысле этот закон озвучил апостол Павел, говоря, что добрые обычаи растлеваются худыми нравами», - пишет в тлг-канале клирик храма святителя Василия Великого Патриаршего подворья в селе Зайцево Одинцовского района Московской области, проповедник и миссионер, телеведущий митрофорный протоиерей Андрей Ткачёв.
«Человек, попадая в некую среду, противоположную по нравственным законам, не может долго сопротивляться. Он должен или убежать, или умереть, или стать таким, как окружающая среда, к сожалению. Трудно выйти здоровому душой и сердцем из камеры, где ты просидел много лет с отпетыми злодеями, каждый из которых является профессионалом, и каждый из которых похож на других по нечестивому образу жизни», - отметил священник.
«Человек — это впитывающее существо. Если он духовен по-настоящему и является одним из тех сотен тысяч, о которых говорят, как об особых избранниках. И попадая в самые страшные логовища греха, они сами не осквернятся и других очищают, потому что у них Божественный огонь внутри. В большинстве же своём люди находятся в подвешенном состоянии: попадая к святым, освящаются, попадая к грешным — согрешают», - продолжил он.
«Большинство людей плавающие. Попадёшь в общество высокообразованных людей, слушаешь, что они говорят, ничего не понимаешь, но со временем напитываешься, становится увлекательно, и уже слушать другие разговоры не так интересно. Попадёшь в другую компанию, нахватаешься всего, и уже дико чувствовать себя среди людей, разбирающихся в музыке или искусстве», - пишет протоиерей.
«"С преподобным преподобен будешь…" На этом законе построено стремление людей всегда найти себе учителя. Так рождались великие монастыри. Так Сергий Радонежский уходил в густые дебри и желал жить только один с Богом. А к нему приходили люди, кто-то оставался, кто-то уходил. Люди искали святого мужа. В Писании сказано: "Найдёшь мужа мудрого — обтирай пороги дома его". Хочется возле мудрого находиться не просто для того, чтобы слушать его, но у мудрых и молчание звучит. Он молчит — а ты слушаешь. С мудрым можно делать всё, что делает мудрый. Колет ли он дрова, заваривает ли он чай или стирает бельё, или копается на грядке, или читает Псалтирь…», - говорится в публикации.
«Что бы он ни делал, надо быть возле него и делать то, что делает он. И постепенно напитаешься страхом Божиим, его мыслями, его интуицией, его ощущениями. По типу сообщающихся сосудов человек напитывается всем, что есть у такого человека. Это закон! Нужно воспитаться у ног святого человека, чтобы в тебя без слов, на каком-то более глубоком уровне перешли основные мотивы жизни этого святого человека. Если количество учителей умаляется, то это беда для мира. Отсутствие хороших примеров — это мука для общества. Когда не на кого посмотреть, не за кого схватиться, некому сказать: "Ну, веди же нас, мы же ничего не понимаем". Когда таких людей нет, вот тогда народы и погибают. И об этом говорится в псалмах. Господи, спаси меня, ибо нет преподобных, нет праведных, люди осуетились, святых вещей не понимают, говорят друг с другом о лжи, ложью питаются, и находят в этом удовольствие, другого не знают. Господи спаси меня, потому что тяжело жить в таком обществе», - отмечается в публикации.
«Человек по природе социальное существо. Человеку не свойственно жить в пустыне со зверями. Но люди потому убегали и со зверями жили, потому что звери не грешат. И со зверями им было легче и лучше, нежели среди людей. Если всё это приобретает вид твёрдой тенденции и постепенно перерастает в закон, и настолько становится привычным, что сомневаешься, бывает ли иначе, то тогда вступает в силу некое особое повеление Божье. Господь говорит: "Изыдите, говорит, из среды их… совсем отделитеся от них... и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас". Уйти из общества и минимизировать контакты. Так постепенно сужается круг общения у людей. Говорить не с кем. Или не о чем. Или не хочется. Возникает одиночество среди многолюдства. Уход из общества, живущим не по Божьим законам — это тоже непременный этап жизни отдельного человека», - пишет о. Андрей.
«Если есть люди святые и мудрые — надо искать их. Надо послужить им или хотя бы посидеть рядом. Хорошо бы самим быть такими, чтобы люди от нас не заражались, а исцелялись или, по крайней мере, не портились. Итак, ищите преподобных и праведных, и избранных для того, чтобы быть преподобным и праведным, и избранным возле них. А с нечестивым, с которым развратишися, общайтесь поменьше. "Твори благо, бегай злаго — спасен будеши", — сказал святитель Митрофан Воронежский», - заключил протоиерей Андрей Ткачёв.
1.