На заре перестройки, с конца 80-х в Советский Союз потянулась вереница проповедников-сектантов с Запада, курируемая спецслужбами. Из-за духовного вакуума, вызванного безбожными годами существования СССР, люди легко приняли этих проповедников и их учение.
Сейчас общество изменилось. Современные лидеры сект и стоящие за ними покровители из западных спецслужб, используют своих адептов, заражённых вирусом потребления, эксплуатируя их чувства на быстрое финансовое благополучие и успех. Это психокульты и коучинги разноплановой направленности.
По данным Центробанка, которые они сообщили «Известиям», в России почти в 1,5 раза выросло число финансовых пирамид – до 2176. За девять месяцев этого года регулятор выявил таких проектов на 47% больше, чем за такой же период 2022 года (тогда их было 1481). Лидеры среди этих финансовых схем обмана граждан – секты. По данным федерального фонда по защите вкладчиков первое место заняли пирамиды-секты, использующие сетевые проекты, особенно те, которые рассчитаны на длительное существование. При этом механизмы вовлечения людей, точь в точь напоминают методы тоталитарных сект.
В свое время российский исследователь современного религиозного сектантства Александр Дворкин, используя термин секта, как классический для социологии религии, дал исчерпывающую характеристику понятию тоталитарных сект: «Это особого рода авторитарные организации, которые направлены на власть и деньги для руководства и ближайшего окружения, которые прикрываются различными масками, совсем не обязательно религиозными…для которых характерны обман при вербовке, контролирование сознания членов, эксплуатация членов, регламентация всех аспектов их жизни и т.д. и т.п.»
Именно такого рода, тоталитарный контроль используют расплодившиеся в России психокульты – секты построенные в виде тренингов, обещающие человеку избавление от проблем. Проблемы при этом не уходят, поэтому возникает необходимость посещать новые тренинги и семинары. В процессе погружения в деятельность такого рода секты человеку предлагают занятия эзотерикой, оккультизмом, гаданием и т.п. На новоиспеченном адепте испробуют психотропные вещества или наркотики. По данному повожу в своё время доктор медицинских наук, руководитель Душепопечительского православного центра реабилитации пострадавших от псевдорелигиозных организаций и оккультизма во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского игумен Анатолий Берестов в своем интервью антинаркотической газете «Пока не поздно – Москва» (№3 (15), март 2008 года) поделился свои опытом работы: «Мы начали работать, возвращая к жизни и Богу пострадавших от оккультизма, и естественным ходом событий оказались втянуты в борьбу с наркоманией, в ее профилактику и реабилитацию наркозависимых. Оказалось, что оккультизм, сатанизм и наркомания не просто явления одного порядка, одного поля ягодки, близнецы-братья — они звенья одной цепочки, взаимообусловленные и подпитывающие друг друга. Две головы дракона, и рубить их надо вместе».
У каждого посвящённого – руководителя и его окружения – в секте выделена своя роль, вовлечения новичка в секту.
Особой удачей у сектантов является вовлечение в свой круг обеспеченного человека, силовика, носителя гостайны, или членов его семьи. К примеру, это практикуется в финансовой секте с условным названием – финансовый психокульт «Денежный поток». В основе всех психокультов заложено много элементов различных тоталитарных сектантских учений. Главное определение подобного рода секты дал основатель сайентологов (запрещена на территории РФ) Рон Хаббард. Две его главные идеи которой выражены словами: «Можете записать это в вашу книгу самыми большими буквами. Единственный способ как ты можешь контролировать кого-либо – это лгать ему». И другая идея: «Делайте деньги, делайте больше денег, делайте еще больше денег, заставляйте других работать, чтобы и они производили для вас деньги».
Согласно докладу сектоведа А. Дворкина прочитанного им, в январе 2016 г. на конференции, проводимой Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом «Хаббард всю жизнь весьма активно и постоянно увлекался двумя вещами: оккультизмом и разведдеятельностью.. Можно было бы абсолютно безошибочно назвать сайентологов иностранной разведывательной организацией, действующей в Российской Федерации. И эта разведорганизация на постоянной основе передает личные и глубоко конфиденциальные данные о гражданах РФ в штаб-квартиру секты в США».
В 2015 году суд по иску Министерства юстиции России ликвидировал в России «церковь сайентологии». К сожалению, то, что сайентология запрещена в России, для многих не преграда. Изменить вывески для столь активных и предприимчивых сектантов – дело несложное. Теперь они просто меняют названия, а суть остается всё той же. По некоторым данным, на сегодняшний день сайентологи оккупировали всевозможные тренинги и стоят за многими психокультами и коуч движением. Часто в последнее годы приходится слышать новое иноземное словечко – коуч, коучинг. Что же это такое? Коучинг (с англ. – «тренировка»). Основная формулировка, определяющая это течение говорит, что это метод обучения, в процессе которого человек, называющийся «коуч» и прошедший определённую подготовку, помогает обучающемуся достичь некой жизненной или профессиональной цели, с достижением определенного результата.
Один из основателей коучинга, финансовый консультант Томас Леонард (1955-2003). В 1998 году издательство Amazon назвало его «отцом персонального «коучинга» или «лайф-коучинга». Он определил основные принципы коучинга, среди которых и такие: Станьте привлекательным и насладитесь жизнью; скромность совсем не обязательна; клиент, а не коуч, определяет, что ценно, а что нет.
Леонард также вывел следующую формулу успеха в коучинге: 1) 10% знания и навыки; 2) + 40% программы (убеждения); 3) + 50% окружение.
Налицо классическое давление на личность. Заложить правильные убеждения и окружить правильным тотальным контролем. Параллельно можно «стричь деньги» с клиента (адепта).
В 1992 году Леонард основал Университет коучей (Coach University), который и по сей день, выпускает коучей, а в 1995 году создал Международную Федерацию Коучинга (International Coach Federation), крупнейшую в мире организацию, объединяющую коучей для повсеместного продвижение коучинга. Но что-то пошло не так, и весьма активный Леонард умер при странных обстоятельствах в своем доме от сердечного приступа в возрасте 47 лет в 2003 году. Может что-то не поделил со своими кураторами из спецслужб?
Именно спецслужбы Запада используют перечисленные выше вербовки и своих целях. Известно, что психопрактики, стоят на вооружении стран НАТО, а «нейрооружие» является одним из весомых инструментов информационной войны Запада против России. Спецслужбы с помощью сект активно внедряют нейропсихологическое программирование (НЛП) использующее поведение человека с целью добиваться от него нужного результата. НЛП есть не что иное, как искусство манипулирования людьми посредством их же поведения. Под этим понятием скрывается использование психотерапевтических техник с целью агрессивного и глубокого воздействия на человека, откровенного манипулирования им. В результате получается человек-зомби, который, не раздумывая выполняет любой приказ. НЛП активно используется при вербовке людей в секты.
В структуре НАТО имеется множество центров с подобными задачами манипулирования. В последнее десятилетие наиболее часто повторяющейся темой сразу в нескольких направлениях стран НАТО является когнитивная война. Еще 1994 году американский психиатр, создатель когнитивной психотерапии Аарон Бек создал Институт когнитивной психотерапии и исследований в окрестностях Филадельфии в США. Основная миссия этого института – разработка и проведение тренинговых программ по когнитивной психотерапии, Именно на базе когнитивной психотерапии, спецслужбы США используют элементы когнитивной психологии, ориентированной на эксперимент и математическое моделирование мышления. Используя на практике «битвы за мозг» человека когнитивную психологию и нейробиологию, развивающиеся в настоящее время параллельно, но активно взаимодействующие друг с другом, в США с 2015 года проекты по «когнитивной войне» ведёт Управление перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США (DARPA) и Агентство передовых исследований в сфере разведки (IARPA). В разработках задействованы десятки социологов, психологов, аналитиков, специалистов по поведенческим реакциям и очень много маркетологов, занятых продвижением товаров-услуг.
В открытом доступе было опубликовано официальное исследование для нужд НАТО за авторством Франсуа дю Клюзеля. Были опубликованы основополагающие принципы «когнитивной войны», как новой концепции войны гибридной, ведущейся в личной информационной среде каждого человека. Через подключение к сотовым телефонам и прочим средствам коммуникации, имеющих доступ к Интернету. Война происходит с помощью корпораций, способных обрабатывать огромные массивы данных, следить за каждым в режиме реального времени и пытаться понять, что у кого на уме. Основная цель когнитивной войны, на мой взгляд, заключается в следующем ключевом предложении доклада: «Такие данные легко обработать, лучше узнать каждого человека, а потом – использовать их для изменения образа мыслей». Изменение образа мысли на древнегреческом звучит как «Метанойя». Именно этот термин используется в греческом православии, который на русском звучит как «Покаяние». Дьявол и его адепты перевертыши, даже здесь использует христианство наоборот.
В том же исследовании говорится: «Когнитивная война имеет универсальный охват, от отдельного человека до государств и многонациональных организаций. Она использует приемы дезинформации и пропаганды, направленные на психологическое истощение рецепторов информации. Дезинформация использует когнитивную уязвимость своих целей. В своих интересах применяются ранее существовавшие опасения или убеждения, которые предрасполагают их принимать как ложную информацию…».
Одним из инструментов когнитивных войн как раз и является вовлечение людей в секты, которые уже мало что имеют общего с религией, но используют методики религиозных сект. Адепты этих учений, даже сами не догадываются, что становятся совершенным оружием, способным нанести вред всему обществу и властям, либо начать влиять на политическую ситуацию в нужной конфигурации.
Достигнув своей критической массы, как орудие сектанты могут использоваться против действующей власти. К примеру, в христианской Армении их количество достигает 10% от численности населения, а их потенциал активно использовался в период так называемой «бархатной революции». Как сообщало ЕАdaily сектанты «своим присутствием, а это десятки тысяч человек, обеспечили необходимую критическую массу в стане митингующих, которая как магнит притянула к себе людей». По всей видимости, это – ноу-хау западных спецслужб. Если в период «арабской весны» – череды антиправительственных восстаний в странах Ближнего Востока – впервые активно использовались соцсети, которые можно отключить путем блокирования интернета, то в Армении были задействованы сектанты. Разумеется, что при планировании последующих «цветных революций», эту протестную силу спецслужбы Запада весьма активно будут использовать.
Что может сделать российское руководство?
Комиссия по борьбе с лженаукой при президиуме РАН 18 декабря с.г. опубликовала «Меморандум №3: астрология», в котором объявила астрологию лженаукой. Пора бы российскому руководству сыграть на опережение объявив крестовый поход против сектантов. Ведь секта, это не только адепты, коучи и кураторы, но и целый спрут их пособников в лице чиновников, силовиков, юристов. Кто-то за деньги, кто-то является их адептом или сочувствующим кто-то по недоумию, не имея правильного духовного мировоззрения. И все это представляет угрозу национальной безопасности для страны в целом.
В октябре 2012 года Президент РФ Владимир Путин на встрече с губернатором Самарской области и жителями этого региона, сказал буквально следующее: «Что касается тоталитарных направлений – это то, что представляет особую угрозу для общества. Это не только охота за душами, но и за имуществом».
Сергей Олегович Кулаков, православный публицист