Сегодня мы совершаем память святых праотец — святых Ветхого Завета, которые до Христа уже были причастны Богу ожиданием Его пришествия в мир. И в этот день с особенной силой святая Церковь призывает нас, глядя на великие события, которые Бог совершил с избранным Им народом в прошлом, исполняться надеждой на будущее. Потому что Бог уготовляет верным Ему людям бесконечно большее. Свет Христов, выявляя до конца мрак истории, нарастает. И все победоноснее он действует в жизни Церкви избранного Богом народа.
В Ветхом Завете, к которому мы чаще, чем обычно, обращаемся в течение Рождественского поста, есть один образ, связанный с сегодняшним Евангелием. Жизнь будущая показана как трапеза, которую народ, верный Господу, разделяет с Сыном Человеческим во веки веков. Об этом возвещает пророк Исаия, когда зовет всех жаждущих придти и почерпнуть воду бессмертия, и говорит о пище, которой все должны насытиться (Ис. 55, 1—2). Об этом каждому из нас напоминает псалмопевец, когда мы молимся Господу перед святым причащением: «Уготовал еси предо мною трапезу сопротив стужающим мне, умастил еси елеем главу мою, и чаша Твоя упоявающи мя яко державна» (Пс. 22, 5). И мы знаем притчу о Премудрости Божией, «которая построила себе дом» (Притч. 9), — каждый раз за Богородичными праздниками мы слышим этот текст. Подобно Премудрости, которая зовет всех проходящих мимо людей вкусить хлеба и вина, Церковь Божия зовет всех людей приобщиться трапезе, где хлеб и вино не просто образы того, что совершится, но реальная Божественная жизнь, которой мы приобщаемся уже сейчас. А самое главное — обещание лучшего, то есть пребывания с Богом, которое не кончится никогда.
Этот пир, это общение души человеческой с Богом — то, что уготовано для всех. В этом смысл всего исторического пути Церкви. Сам Господь накануне Своих Страданий говорит, что Он уготовал нам Царство, как Отец уготовал Ему: «Да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем» (Лк. 22, 30). И в Апокалипсисе мы читаем: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3, 20). На Тайной Вечери Господь говорит со всей Церковью в лице Своих учеников: «Очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием». И потом, взяв чашу с вином и благодарив, сказал: «Приимите ее и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие» (Лк. 22, 15—18).
В жизни святого человечества есть два исхода. Один — избавление от земных бед, другой — вхождение в Царство Небесное. Но оба сопровождаются великими чудесами — в знамение того, что исход на самом деле один. Во время первого исхода Господь питает Свой народ манной и живой водой, истекающей из камня. В Новом Завете мы видим насыщение пятью хлебами пяти тысяч человек в знамение того, что новый исход уже начался, и Господь сопровождает его великими чудесами. Мы видим эти чудеса на браке в Кане Галилейской, когда Господь превращает воду в вино (Ин. 2, 1—12), и в чудесной ловле рыб на озере Тивериадском при призвании Петра (Лк. 5, 1—8) и по воскресении Своем (Ин. 21, 1—12).
Самое удивительное — здесь не просто избыток земной жизни, но уже присутствие небесной жизни. Так происходит по воскресении Христовом, когда Господь преломляет хлеб перед учениками Своими в Еммаусе. Таким чудом исполнена трапеза на берегу озера Тивериадского, когда никто из учеников не смеет спросить Его: «Кто Ты?» зная, что это Господь, и присутствие Бога Живого во время этой трапезы ощутимо для них. В книге Деяний апостолы возвещают всем людям, что они являются свидетелями всех этих чудес, потому что они «ели и пили, по воскресении Его из мертвых» (Деян. 10, 41).
Что значит эта таинственная трапеза, это непостижимое Царство, где человеку дается полнота небесного и земного, и радости нет конца? Мы должны услышать слова Господа в сегодняшнем Евангелии, что Царство Божие уже началось. Оно еще не раскрылось в полноте, но мы к нему идем. И призываемся, если мы в Церкви, уже быть причастными этому чуду. Может быть, не в великих чудесах, которые Господь являл сразу всей Церкви, всему избранному народу или отдельным Своим избранным святым, но в тех же самых несомненных чудесах. Если мы храним верность Господу, мы можем увидеть чудо присутствия Господня в нашей материальной жизни, какой бы скудной она ни была. Это начало Царства и участие наше в том пире, которое обещает Господь.
Но если жизнь наша сосредоточена только на искании материального, если перевернут Божественный порядок жизни — «ищите прежде Царства Божия и правды его, а все остальное, несомненно, приложится вам» (Мф. 6, 33), — то мы лишаемся всего. Человек и даже целый народ, оказывается либо в скудости — голоде телесном и духовном, как это происходит сегодня, либо, что еще хуже, в кажущейся сытости. Это насыщение свидетельствует о том, что люди, которым больше ничего не нужно, уже сейчас изгнаны с пира Царства Божия.
В мире все яснее раскрывается содержание сегодняшней притчи. Не пришло человечество, не пришли народы на пир, уготованный Господом. У всех нашлись дела, и очень важные — не просто так что-то, а все нужное, все полезное, все замечательное. Но люди эти, говорит Господь, вовек не вкусят Царствия Божия. Они оказались только зваными, но отвергнутыми Господом, потому что не отозвались на то, что Господь совершил для человека.
В притче о званых на пир мы видим в первую очередь отвержение Израиля, богоизбранного народа. И это совершенно справедливо. Но эта притча распространяется и на весь род человеческий. Особенно когда происходит объединение всего рода человеческого на тех самых началах, благодаря которым все оказались согласными в отказе от Божия приглашения.
Апостол Павел говорит, что обетования Божии непреложны (Рим. 11, 29). Этот народ получил особые дары от Бога. И Бог не отнимает их от этого народа. Но когда дары, предназначенные для достижения небесного, устремлены исключительно на земное, совершается «тайна беззакония». Богоизбранному народу попускается достигнуть необычайного успеха в земном благодаря этим дарам. Но чем большего успеха они достигают, тем больше удаляются от Бога, тем больше лишаются Царства вечного, радости пира небесного.
На наших глазах сегодня в мире происходит торжество маммоны, произрастание всех видов зла из «корня всех зол» — сребролюбия (1 Тим. 6, 10). Мы видим объединение, уже почти совершившееся, столь многих — ради только земного, с отвержением небесного. Когда все темные силы собираются для последней битвы с Богом и человеком, задумаемся о том, что нам дано, и услышим, что Ангел Апокалипсиса возвещает всему роду человеческому, каждому человеку, всем нам: «Напиши сие: блаженны званые на Вечерю Агнца» (Откр. 19, 9).
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России