Что ангел Апокалипсиса возвещает роду человеческому

Слово в Неделю 29-ю по Пятидесятнице

0
557
Время на чтение 5 минут
Фото: РНЛ

Сегодня мы совершаем память святых праотец — святых Ветхого Завета, которые до Христа уже были причастны Богу ожиданием Его пришествия в мир. И в этот день с особенной силой святая Церковь призывает нас, глядя на великие события, которые Бог совершил с избранным Им народом в прошлом, исполняться надеждой на будущее. Потому что Бог уготовляет верным Ему людям бесконечно большее. Свет Христов, выявляя до конца мрак истории, нарастает. И все победоноснее он действует в жизни Церкви избранного Богом народа.

В Ветхом Завете, к которому мы чаще, чем обычно, обращаемся в течение Рождественского поста, есть один образ, связанный с сегодняшним Евангелием. Жизнь будущая показана как трапеза, которую народ, верный Господу, разделяет с Сыном Человеческим во веки веков. Об этом возвещает пророк Исаия, когда зовет всех жаждущих придти и почерпнуть воду бессмертия, и говорит о пище, которой все должны насытиться (Ис. 55, 1—2). Об этом каждому из нас напоминает псалмопевец, когда мы молимся Господу перед святым причащением: «Уготовал еси предо мною трапезу сопротив стужающим мне, умастил еси елеем главу мою, и чаша Твоя упоявающи мя яко державна» (Пс. 22, 5). И мы знаем притчу о Премудрости Божией, «которая построила себе дом» (Притч. 9), — каждый раз за Богородичными праздниками мы слышим этот текст. Подобно Премудрости, которая зовет всех проходящих мимо людей вкусить хлеба и вина, Церковь Божия зовет всех людей приобщиться трапезе, где хлеб и вино не просто образы того, что совершится, но реальная Божественная жизнь, которой мы приобщаемся уже сейчас. А самое главное — обещание лучшего, то есть пребывания с Богом, которое не кончится никогда.

Этот пир, это общение души человеческой с Богом — то, что уготовано для всех. В этом смысл всего исторического пути Церкви. Сам Господь накануне Своих Страданий говорит, что Он уготовал нам Царство, как Отец уготовал Ему: «Да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем» (Лк. 22, 30). И в Апокалипсисе мы читаем: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3, 20). На Тайной Вечери Господь говорит со всей Церковью в лице Своих учеников: «Очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием». И потом, взяв чашу с вином и благодарив, сказал: «Приимите ее и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие» (Лк. 22, 15—18).

В жизни святого человечества есть два исхода. Один — избавление от земных бед, другой — вхождение в Царство Небесное. Но оба сопровождаются великими чудесами — в знамение того, что исход на самом деле один. Во время первого исхода Господь питает Свой народ манной и живой водой, истекающей из камня. В Новом Завете мы видим насыщение пятью хлебами пяти тысяч человек в знамение того, что новый исход уже начался, и Господь сопровождает его великими чудесами. Мы видим эти чудеса на браке в Кане Галилейской, когда Господь превращает воду в вино (Ин. 2, 1—12), и в чудесной ловле рыб на озере Тивериадском при призвании Петра (Лк. 5, 1—8) и по воскресении Своем (Ин. 21, 1—12).

Самое удивительное — здесь не просто избыток земной жизни, но уже присутствие небесной жизни. Так происходит по воскресении Христовом, когда Господь преломляет хлеб перед учениками Своими в Еммаусе. Таким чудом исполнена трапеза на берегу озера Тивериадского, когда никто из учеников не смеет спросить Его: «Кто Ты?» зная, что это Господь, и присутствие Бога Живого во время этой трапезы ощутимо для них. В книге Деяний апостолы возвещают всем людям, что они являются свидетелями всех этих чудес, потому что они «ели и пили, по воскресении Его из мертвых» (Деян. 10, 41).

Что значит эта таинственная трапеза, это непостижимое Царство, где человеку дается полнота небесного и земного, и радости нет конца? Мы должны услышать слова Господа в сегодняшнем Евангелии, что Царство Божие уже началось. Оно еще не раскрылось в полноте, но мы к нему идем. И призываемся, если мы в Церкви, уже быть причастными этому чуду. Может быть, не в великих чудесах, которые Господь являл сразу всей Церкви, всему избранному народу или отдельным Своим избранным святым, но в тех же самых несомненных чудесах. Если мы храним верность Господу, мы можем увидеть чудо присутствия Господня в нашей материальной жизни, какой бы скудной она ни была. Это начало Царства и участие наше в том пире, которое обещает Господь.

Но если жизнь наша сосредоточена только на искании материального, если перевернут Божественный порядок жизни — «ищите прежде Царства Божия и правды его, а все остальное, несомненно, приложится вам» (Мф. 6, 33), — то мы лишаемся всего. Человек и даже целый народ, оказывается либо в скудости — голоде телесном и духовном, как это происходит сегодня, либо, что еще хуже, в кажущейся сытости. Это насыщение свидетельствует о том, что люди, которым больше ничего не нужно, уже сейчас изгнаны с пира Царства Божия.

В мире все яснее раскрывается содержание сегодняшней притчи. Не пришло человечество, не пришли народы на пир, уготованный Господом. У всех нашлись дела, и очень важные — не просто так что-то, а все нужное, все полезное, все замечательное. Но люди эти, говорит Господь, вовек не вкусят Царствия Божия. Они оказались только зваными, но отвергнутыми Господом, потому что не отозвались на то, что Господь совершил для человека.

В притче о званых на пир мы видим в первую очередь отвержение Израиля, богоизбранного народа. И это совершенно справедливо. Но эта притча распространяется и на весь род человеческий. Особенно когда происходит объединение всего рода человеческого на тех самых началах, благодаря которым все оказались согласными в отказе от Божия приглашения.

Апостол Павел говорит, что обетования Божии непреложны (Рим. 11, 29). Этот народ получил особые дары от Бога. И Бог не отнимает их от этого народа. Но когда дары, предназначенные для достижения небесного, устремлены исключительно на земное, совершается «тайна беззакония». Богоизбранному народу попускается достигнуть необычайного успеха в земном благодаря этим дарам. Но чем большего успеха они достигают, тем больше удаляются от Бога, тем больше лишаются Царства вечного, радости пира небесного.

На наших глазах сегодня в мире происходит торжество маммоны, произрастание всех видов зла из «корня всех зол» — сребролюбия (1 Тим. 6, 10). Мы видим объединение, уже почти совершившееся, столь многих — ради только земного, с отвержением небесного. Когда все темные силы собираются для последней битвы с Богом и человеком, задумаемся о том, что нам дано, и услышим, что Ангел Апокалипсиса возвещает всему роду человеческому, каждому человеку, всем нам: «Напиши сие: блаженны званые на Вечерю Агнца» (Откр. 19, 9).

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Чистота наших детей должна быть сегодня важнее всего остального
Слово в день памяти святой великомученицы Екатерины
07.12.2024
Прежде всего, Господь дает власть наступать
Евангелие субботы (Лк, 51 зач., 10, 19—21)
07.12.2024
Суд над нами совершится согласно нашему выбору
Евангелие пятницы (Лк, 95 зач., 19, 12—28)
06.12.2024
Без Царя
Вышла из печати новая книга протоиерея Александра Шаргунова
05.12.2024
Все, что возвещает Писание, в точности и в полноте исполнится
Евангелие четверга (Лк, 92 зач., 18, 31—34)
05.12.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Последние комментарии
Историософия как ядро политики исторической памяти
Новый комментарий от учитель
07.12.2024 07:43
Халява скоро закончится, сэр!
Новый комментарий от Кожухевич
07.12.2024 07:19
О договорах и «договорняках»
Новый комментарий от Анатолий Степанов
07.12.2024 06:25
Не отгремела канонада на колчаковских фронтах
Новый комментарий от С. Югов
06.12.2024 22:31
Ностальгирующим по советскому прошлому
Новый комментарий от Очевидец
06.12.2024 21:08
Без Царя
Новый комментарий от Очевидец
06.12.2024 20:35