Каждый понедельник в российских школах, техникумах и колледжах для обучающихся разных возрастов проводят «Разговоры о важном». На уроках дети узнают об истории, географии, культуре и государственном устройстве России, а также о ее роли в мировых процессах. Все занятия строятся в формате дискуссий разной сложности, в зависимости от возраста учеников, а педагоги готовят медиаматериалы и определенный сценарий урока. На некоторых уроках обсуждают темы, которые касаются жизни непосредственно самих школьников.
На уроке 13 ноября школьникам и студентам расскажут о технологичном будущем России, сообщают «Известия».
Ключевой темой на уроке 20 ноября станут взаимоотношения в семье. Занятие проводится в преддверии праздника Дня матери в России, который проходит ежегодно в последнее воскресенье ноября. В 2023 году День матери выпадает на 26 ноября. Обучающимся расскажут о роли матери в жизни каждого человека, о безоговорочной материнской любви и о том, легко ли быть матерью.
Школьники примут участие в дискуссии о недопонимании между мамами и детьми, причинах и решениях этих проблем. Урок включает в себя интерактивную часть в виде игры «Незаконченное предложение». Ребятам также расскажут о том, как сделать своих мам счастливее.
В «Разговорах о важном» 27 ноября школьникам расскажут о Родине и о том, какое значение она имеет для каждого человека. Будет уделено внимание и патриотизму — любви к своей стране, которая считается одной из важных составляющих формирования здоровой и взрослой личности. Эта тема является приоритетной во всех сценариях «Разговоров о важном». В каждом сценарии, в соответствии с содержанием, раскрывается многогранность чувства патриотизма и его проявления в разных сферах человеческой жизни.
Цель занятия заключается в формировании у школьников целостного представления об исторических событиях, культурных и научных достижениях в России, воспитании патриотизма и ощущения причастности к судьбе Родины, формировании гражданской идентичности и гордости за свою страну. Обучающиеся узнают, что помимо Родины у каждого человека есть и малая родина — это место, где он родился.
Об уроке «Разговоры о важном» и о православной миссии в школе рассуждает в интервью «Русской народной линии» директор-хранитель Мемориального Музея-Квартиры св.Иоанна Кронштадтского в Кронштадте, настоятель храма свв. апп. Петра и Павла в с. Сомино протоиерей Геннадий Беловолов:
На мой взгляд, именно на уроке «Разговоры о важном» школа выполняет не только образовательную, но и воспитательную функцию. Государство, общество и, в частности, родители ждут от школы выполнения, помимо образовательной, и воспитательной функции.
В Российской Империи для этой цели был предмет «Закон Божий», который можно было бы назвать «Разговор о самом важном и самом главном». Теперь в школе нет такого предмета, но потребность в нём очевидна. Иначе школа становится лишь компанией по приобретению суммы знаний.
Уроки «Разговоры о важном» вольно или невольно в наше время заменяют предмет «Закон Божий». Когда это понимаешь, тогда легче понять, а что собственно является самым важным на этих уроках?
Самое важное в человеке – душа. А в душе – вера и вытекающие из неё надежда и любовь. Понятно, что невозможно каждый понедельник говорить только об одной вере. Ведь «Закон Божий» включал в себя историю, нравственные понятия, Евангельские притчи, Праздники и в целом духовную жизнь.
Избранные темы уроков «Разговоры о важном» в ноябре понятны и актуальны: мать, Родина, а также наш технологический прорыв: всё это касается базисных понятий бытия народа и человека.
Чтобы я лично выбрал обсудить на уроке «Разговоры о важном»? Мой ответ вполне можно предсказать. О чём может говорить священник? О вере!
В День народного единства я задумался, а что нас собственно объединяет? Что нас делает единым народом? Конечно, это язык, культура, общая история, общая территория. Но День народного единства по-настоящему будет таковым, если мы в этот день осознаём своё единство не только в пространстве, но и во времени, единство с нашими предками, с нашим прошлом и нашей историей. И тогда возникает вопрос, а в чём мы едины с русскими, жившими тысячу лет назад? В наше единство с русскими, жившими 500 лет назад? Или сто лет назад? Что нас объединяет и позволяет нам говорить о том, что мы – один народ, одно целое?
За 1000 лет столько всего поменялось: и язык претерпел изменения, и территория, и культура, но есть одна неизменная константа – это наша вера. Именно она нас объединяет на протяжении всего тысячелетия? А вера означает и наши общие ценности, общие представления о добре и зле, о мире и человеке.
Поэтому я предложил бы тему «вера». Причём не в сугубо конфессиональном смысле, а вера как базис бытия человека, вера – как Богом данное нам чувство, жажда вечного, стремление к высшему, уверенность в осмысленности жизни.
Вера – это такая же основа души, как и Любовь. Убежден, что человек по определению является «существом верующим», в соответствии с библейским принципом «верою жив человек». Апостол Павел писал: «Праведный верою жив будет» (Евр.10,38).
Вера заложена в нашу природу. Никогда не было на земле неверующих народов и даже наш 70-летний опыт построить жизнь на основе безбожия лишь доказал невозможность этого. Тут же вместо религиозного культа был создан псевдорелигиозный культ Ленина, веры в светлое будущее. Основные клише коммунизма являются пародией на Христианство.
Коммунистическая идеология – по типологии является разновидностью религиозной веры. Поэтому так трудно представителям старшего поколения расстаться со своими идолами. Святой Князь Владимир тысячу лет назад был более решительным – он твердо свергнул идола Перуна, отправив его в дальнее плавание по Днепру. C идолами нужно расставаться.
Проблема состоит в том, что мы не осознаём до конца, что вера – это важнейшее фундаментальное понятие нашей жизни, от которого зависят все наши ценности, представления о жизни, сам смысл жизни, самосознание и самочувствие человека, его поведение, отношения между людьми, и даже демография. Вера даёт аксиомы нашего бытия.
Мне было бы, что рассказать детям на этом уроке.
Почему нас, пастырей, не пускают в школы?
Вспоминается начало 90-ых годов, когда священники были нарасхват. Мы были такими желанными и приятными гостями в школах. Помню, что даже не успевал отвечать на приглашения петербургских школ. Проводил встречи и занятия с учениками прямо в Музее Достоевского, где я тогда работал. Это был «медовый месяц» Церкви и общества. И казалось, что он будет длиться, если не вечно, то долго. Но, к сожалению, мы просмотрели тот день, когда этот месяц окончился и какое-то время ещё пребывали в эйфории, а отношение к нам уже изменилось. И в какой-то день нам напомнили, что Церковь в нашей стране отделена от государства. В чем здесь причина?
К началу Перестройки у Церкви был колоссальный моральный запас доверия общества. Церковь в течение 70 лет была гонимой и бедной. И в этом, как ни удивительно, была ее сила. Церковь воплощала в себе образ Христа, ведь на земле Христос был также бедным и не имел места, где главу преклонить. Но потом по объективным причинам мы стали богатеть, и нам стало труднее отражать в себе образ Христов. А ведь еще Фёдор Михайлович Достоевский говорил, что высший смысл духовенства (он говорил, прежде всего, о монашестве) «хранить образ Христов». И это новое испытание оказалось не меньшим, чем годы гонений.
В советское время уподобляться Христу заставляли внешние обстоятельства гонений, наши враги вынуждали следовать за Христом. А с обретением свободы и достатка остались только внутренние стимулы. Да, Церковь – свята, но мы – немощные люди. Как ни странно в условиях свободы, благополучия, достатка от Церкви требуется еще более твёрдое стояние в основах веры, еще более глубокая мотивация в следовании и подражании Христу. Искушение сытостью более сложное, нежели испытание гонениями.
Общество в течение 30 лет увидело наши немощи и недостатки. К сожалению, необходимо отметить роль прессы, которая любой недостаток рассматривала в увеличительное стекло, а все достоинства Церкви рассматривала в уменьшительное. Поэтому у общества создалось искаженное представление о церковной жизни. Медиа интересуют больше церковные скандалы, нежели ее ежедневное служение. В силу этого общество не знает героев и подвижников современной Церкви. Если провести опрос населения: кого Вы знаете в Русской Церкви? Ведь у нас около 40 тысяч духовенства, множество интересных ярких священников, мирян. А назовут два-три имени – Патриарха Кирилла, митрополита Тихона (Шевкунова) и протоиерея Андрея Ткачёва. И всё. Печально.
Общество должно воспринимать Церковь через подвижников. Церковь – это не только декларация Евангельских заповедей, но и живые её носители. Они есть и их много, но, к сожалению, средства массовой информации больше интересуют скандальные личности типа Андрея Кураева, и маргиналы (не буду их рекламировать).
В этой ситуации возникло с одной стороны привыкание к Церкви, с другой стороны разочарование и дистанцирование по отношению к ней Церкви. Истощился запас доверия, хотя он до сих пор остается достаточно большим и Церкви все еще доверяет большая часть общества. Мне кажется. Что Церковь должна более чутко относиться к реакции общества, его запросам, иметь точный и тонкий внутренний сейсмограф.
Приглашают ли меня в учебные заведения? Слава Богу, у меня сохранились личные контакты со школами. В частности, я дружу с директором Павловской гимназии № 209 Дмитрием Георгиевичем Ефимовым, с которым мы сотрудничаем почти 20 лет. Меня приглашают на праздники, мероприятия и уроки. Периодически провожу памятные уроки, посвящённые игуменьи Таисии (Солоповой), Государю-Императору Павлу Петровичу. Я вижу, что дети с большим интересом воспринимают священника, потому что батюшек они видят, но живое общение – не частое явление, а для многих и вовсе первое в жизни. Конечно, старшеклассники более скептичны, но когда с ними говоришь по душам – они искренне откликаются.
Важно прийти в школу добрым другом и помощником, принести какую-то новую тему, неожиданную общую инициативу. Когда есть понимание, взаимное уважение, то есть и плоды. Мы со школой 209 проводили и Таисиинские концерты в БДТ, и вечера памяти игумении Таисии в стенах самой школы, совместно издавали книги о матушке Таисии (она училась в стенах школы). В школьном музее появился целый раздел, посвященный великой выпускнице.
На этом примере я вижу большую пользу дружеских личных контактов с администрацией школ. Всё решает, как говорится, человеческий фактор.
Еще хотел бы высказать одну мысль. Должны быть промежуточные формы общения Церкви и школы, да и в целом – Церкви и общества. В этом меня убеждает опыт Мемориальной Квартиры о.Иоанна Кронштадтского в Кронштадте, которым я руковожу уже четверть века.
Буквально на днях к нам обратилась администрация города Кронштадта принять группу школьников средних и старших классов, гостей города. Они пожелали побывать «в гостях у Батюшки». А это оказалось два больших автобуса, ни много ни мало, почти 100 человек. Конечно, для нас это был определённый экстрим, ведь Батюшка Иоанн жил не во дворце, и его тесная квартира чисто технически не может принять одновременно столько школьников. Пришлось делить на несколько групп, одни ездили по городу, другие были в квартире. Для школьников у нас разработана особая экскурсия в виде квеста – вопросов и ответов, и даже подарков в конце. Дети слушали с большим интересом. В чем смысл моего рассказа? Не мы просили разрешить прийти в школу к детям, а дети сами пришли к нам в музей и разговор был, поверьте, о самом важном. Дети пришли в музей, но это музей Святого Пастыря. Экскурсия стала тем самым «уроком о важном», о котором мы с вами говорим. Мы не заставляем детей верить, молиться и креститься, но мы говорим об отце Иоанне Кронштадтском как образе веры, молитвы и лике всего Православия.
Должен сказать, что дети частые наши посетители. Некоторые кронштадтские школы приводят нам своих учащихся в полном составе. В 2022 году мы течение полумесяца принимали класс за классом учащихся одной кронштадтской школы, в общей сложности более 200 учеников.
Музей – это буферная зона, в которой встречается Церковь и общество, прекрасная форма катехизации и даже миссионерства в наше время.
Думаю, что создание православных музеев одно из направлений церковной миссии.
С директором Павловской гимназии № 209 Дмитрием Георгиевичем Ефимовым
В Павловской гимназии
В музее-квартире о.Иоанна Кронштадтского
24. Ответ на 19, РомКа:
Ну, всех собак вешать на СССР не стоит. Согласно расхожему, но никем не опровергнутому утверждению, после отмены обязательного причастия в армии (между Февралем и Октябрем) причащаться перестало не то 80%, не то 90% солдат. Надо бы разобраться, с чем связан такой провал духовного руководства. Вообще падение воцерковленности в народе отмечается еще с XVII в. Тут сказался и церковный раскол, и возросший уровень эксплуатации, и другие причины.
Не совсем понял про народы и нации - что имеется в виду, в чем взрывоопасность.
Преподавание основ веры в школе есть смешение светского и духовного. Вера редуцируется до этнической характеристики. Забыл написать об этом Андрею Карпову (так что адресую следующее соображение и ему): в старину, до возникновения школьной системы, на Руси основной формой обучения (где знания не отделялись от нравственности) были взаимоотношения с духовными отцами. Поэтому нужно бороться не за присутствие Церкви в школе, а за рост воцерковленности народа.
23. Ответ на 20, Андрей Карпов:
Так я же об этом и говорю... Зачем Церкви административный ресурс? Она по определению несет всем Истину, которую каждый волен принять.
Государственнический подход скорее у Вас.
22. Ответ на 21, иерей Илья Мотыка:
Разумеется, сам я не считаю советское общество атеистичеким.
"— Не жаль мне, не жаль мне растоптанной царской короны,
Но жаль мне, но жаль мне разрушенных белых церквей!." В безбожном обществе ни церквей разрушенных не пожалеют, ни песен на стихи Поэта во всеуслышание и всеувидение не исполнят -
https://clck.ru/36aJav
21. Ответ на 16, Советский недобиток:
20. Ответ на 15, Константин В.:
19. Ответ на 15, Константин В.:
Андрей, Вы специально троллите? Повторю еще раз: внедрить конфессиональные оценки в учебные программы можно только в рамках теократии. Кроме того, это отличная "мина" под наше государство.
Как Вы думаете, кто учил мусульман Закону Божьему до революции? Муллы.
Можно поступить так же. Но в условиях, когда народы привыкли считать себя нациями, это тоже взрывоопасно. Остается единственный вариант: светская государственная школа и отделенное от государства духовное образование.
Не совсем понял про народы и нации - что имеется в виду, в чем взрывоопасность?
А насчет Закона Божьего - мне кажется, что мусульмане - как более здоровые и пассионарные сейчас (совка, богоборчества и борьбы с их народами в течение - в таких масштабах у них не было многих десятилетий) прекрасно смогут обучить своих детей основам ислама. Будь то компактные районы или дети мигрантов, рассеянные по стране. А вот наши до сих опр советские ваньки и маньки "с-богом-в-душе" ничего такого сделать не в состоянии, ибо атрофировано. Соответственно, не будет ли здесь полезен государственный ресурс - как костыли? Государство и Церковь здесь могли бы взять на себя то, что у мусульман делают родители и их собрания (и муллы). Ведь, как ни крути, а без Закона Божьего реально никак. Вымираем и деградируем. Про запрет абортов только-только начало доходить, но ещё сколько дойдёт о запрета... А с ЗБ глядишь и уже были бы другие понятия в обществе
18. Ответ на 13, Советский недобиток:
Только когда исчезли гнусные богоборческие запреты и препятствия к вере и церковной жизни - бывшие одним из столпов советского общества и государства - тогда только и стало возможным приглашать священников, не раньше. В этом смысле общество уже не было советским. Я говорил об этом.
17.
16. Ответ на 14, иерей Илья Мотыка:
15. Ответ на 6, Андрей Карпов:
Андрей, Вы специально троллите? Повторю еще раз: внедрить конфессиональные оценки в учебные программы можно только в рамках теократии. Кроме того, это отличная "мина" под наше государство.
Как Вы думаете, кто учил мусульман Закону Божьему до революции? Муллы.
Можно поступить так же. Но в условиях, когда народы привыкли считать себя нациями, это тоже взрывоопасно. Остается единственный вариант: светская государственная школа и отделенное от государства духовное образование.