В понедельник, 6 ноября, Папа Римский Франциск принял на частной аудиенции делегатов Конференции европейских раввинов (КЕР), выразив удовлетворение тем, что «с течением времени и особенно в последние годы нам удалось оживить отношения», сообщает «Радио Ватикана».
В тексте обращения, переданного гостям, понтифик отмечает, что эта встреча в Ватикане проходит на фоне войны и насилия на «благословенной Всевышним земле, которую, кажется, постоянно будоражит подлость ненависти и смертоносный грохот оружия. Вызывает беспокойство и распространение антисемитских манифестаций, которые я решительно осуждаю».
Он подчеркнул, что «в ночь раздора мы, верующие в единого Бога, взираем на Того, Кого пророк Исайя называет "судьёй народов", добавляя замечательное пророчество о мире: "Перекуют мечи свои на орала, и копья свои – на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать" (Ис. 2:4). В это время разрушений верующие призваны созидать братство и во имя Всевышнего открывать пути примирения».
«Не оружие, не терроризм, не война, а сострадание, справедливость и диалог: вот подходящие средства для стяжания мира», – заявил понтифик, отметив «важность искусства диалога между небом и землёй, диалога между людьми».
«Слово Всевышнего, светильник на жизненном пути (см. Пс. 118:105), направляет нас на поиск ближнего, на принятие и долготерпение, а не на внезапный порыв мести и безумие воинственной ненависти. Как же важно для нас, верующих, быть свидетелями диалога!», – сказал глава Ватикана.
Такое впечатление от слов главы Ватикана, что Папа Франциск убеждён, что католики и иудеи веруют в одного и того же Бога, а, стало быть, разделение между ними имеет чисто политический и бытовой характер. А значит – легко может быть преодолено. Если это так, остаётся только один вопрос: все ли католики примут такую экклесиологию Папы Франциска? Похоже, Римо-католическую церковь ждут непростые времена по итогам деятельности папы-реформатора.
«Если применить эти выводы к иудейско-христианскому диалогу, – продолжил Франциск, – то мы сближаемся через встречу, внимание и братский взаимообмен, осознавая себя слугами и учениками Божественного Слова – живительной почвы, в которой прорастают наши слова: "Для созидания мира нужно быть строителями диалога. Не только своими силами и возможностями, но и с помощью Всевышнего"».
По его словам, «диалог с иудаизмом имеет для христиан особое значение, поскольку мы имеем иудейские корни. Господь Иисус является первым гарантом еврейского наследия в христианстве».
«Мы, христиане, нуждаемся в вас, дорогие братья; мы нуждаемся в иудаизме, чтобы лучше понять себя (выделено нами. – РНЛ)», – сделал понтифик откровенное признание.
Поэтому важно, продолжил он, чтобы иудейско-христианский диалог «сохранял богословское измерение, решая социальные, культурные и политические вопросы».
По его словам, «наши религиозные традиции тесно связаны между собой». «Иудаизм не является чем-то посторонним, но в определённом смысле "внутренне присущ" нашей религии, – подчеркнул понтифик. – Можно сказать, что наш диалог не столько межрелигиозный, сколько "семейный". Мы связаны друг с другом перед единым Богом и вместе призваны свидетельствовать диалогом о Его слове и делами – о Его мире».
«Пусть Господь истории и жизни дарует нам в этом деле смелость и терпение», – заключил Папа Римский.
В сообщении «Радио Ватикана» ничего не говорится о том, как раввины отнеслись к таким заявлениям главы Ватикана. Ведь для иудеев утверждение, что «Господь Иисус является первым гарантом еврейского наследия в христианстве», является не менее сомнительным, чем для христиан, которые понимают, что Спаситель не был евреем в этническом смысле этого слова. А уж к нынешним евреям точно не имеет никакого отношения.
Однако Папа Франциск, похоже, испытывает очень сильный реформаторский зуд. Он пытается объединиться с православными, преодолеть тысячелетнее разделение Христианского Запада и Востока. С патриархом Стамбульским Варфоломеем они договорились устроить какой-то объединительный конгресс в 2025 году в честь 1700-летия первого Вселенского собора.
Это не первая попытка унии. Все прежние, как известно, успеха не имели, или имели только локальный успех, как в западно-украинских землях. Новую унию Франциска-Варфоломея ждёт та же судьба. Можно не сомневаться.
Но папе-реформатору этого, видимо, мало. Он одержим глобальными реформами западного христианства. Он хочет, видимо, заодно объединиться и с иудеями. А может быть и с мусульманами? И создать таким образом новую религию экуменизма.
Остаётся только вместе с Цицероном воскликнуть: «O tempora, o mores!».
Редакция Русской народной линии
1.