«В российских и мировых СМИ тема золота затрагивается нечасто. Между тем золото было и остается важнейшей частью финансовых и денежных систем многих стран мира. Более того, драгоценный металл незримо наращивает свою роль и место в этих системах. На Ямайской валютно-финансовой конференции 1976 года было принято решение о замене золотодолларового стандарта (принятого на конференции в Бреттон-Вудсе в 1944 году) на бумажно-долларовый. Это означало, что золото было лишено статуса денег, его разжаловали до звания биржевого металла. В учебниках по экономике это называется демонетизацией золота. Но полной демонетизации не произошло. Денежные власти (центробанки и министерства финансов) большинства стран мира продолжали сохранять в составе международных резервов золото. При этом, что удивительно, в официальных документах и статистической отчетности оно продолжало именоваться “монетарным золотом”», – пишет в статье «В этом году мировые золотые резервы достигли рекордной за всю историю величины» д.э.н., профессор, председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова Валентин Юрьевич Катасонов. Статья опубликована на сайте Фонда стратегической культуры.
«Конечно, некоторое сокращение официальных золотых резервов происходило, но лишь частичное. Вот, как, например, изменилась величина таких резервов у трех стран, которые в 1970 году имели рекордные объемы золота в резервах. У США золотые резервы за период 1970-1980 гг. сократились с 8.839,2 т до 8.221,2 т; у Германии – с 3.536,6 т до 2.960,5 т; у Франции – с 3.138,6 т до 2.545,8 т. Уже в 80-е годы прошлого столетия процесс распродажи денежными властями драгоценного металла из резервов резко затормозился, а кое-где золотые резервы были заморожены. Вот, например, статистика золотых резервов США за отдельные годы (тонн): 1990 г. – 8.146,2; 2000 г. – 8.136,9; 2010 г. – 8.133,5. После этого американское казначейство (золотой резерв находится на его балансе) неизменно, из года в год показывает одну и ту же цифру золотого запаса – 8.133,5 т.
При этом надо иметь в виду, что общие стоимостные объемы золотовалютных резервов почти всех стран мира имели тенденцию роста за счет накопления резервных валют (доллара, британского фунта стерлингов, японской иены, евро и др.). Поэтому доля золота в общем стоимостном объеме международных (золотовалютных) резервов снижалась. Но, даже несмотря на это, в международных резервах США и большинства стран Западной Европы золотая составляющая резервов была больше валютной. Денежные власти Запада с золотом расставаться явно не желали», – говорится в публикации.
«Переломным моментом в судьбе резервного золота стал мировой финансовый кризис 2008-2009 гг., который показал зыбкость главной резервной валюты – американского доллара. С 2010 года, согласно данным МВФ и Всемирного совета по золоту (WGC), центробанки мира из чистых продавцов драгоценного металла превратились в чистых покупателей. Конечно, в нулевые годы объемы чистых продаж золота были достаточно символичными. Также и объемы чистых покупок золота были поначалу также очень незначительными. Но затем объемы чистых покупок, предназначенных для пополнения золотых резервов, стали увеличиваться. И в прошлом, 2022 году, чистые закупки драгоценного металла центральными банками достигли рекордного значения – 1081 т. Как говорят эксперты, такой объем чистых закупок золота центробанками был зафиксирован 55 лет до этого – в 1967 году, когда в мире действовал золотодолларовый стандарт.
По итогам трех кварталов 2023 года чистые закупки золота центробанками составили ровно 800 тонн. Эксперты не исключают, что по итогам всего года может быть установлен новый рекорд чистых закупок. И, следовательно, только за два года (2022-2023) суммарные золотые резервы центральных банков прирастут более чем на 2 тысячи тонн. Прирост золотых резервов в мире в последнее время обеспечивали, согласно статистике WGC, центральные банки таких стран, как Китай, Индия, Турция, Польша, Египет, Катар, ОАЭ. Как видим, это центральные банки стран, не относящихся к Западу. А денежные власти большинства стран Запада в последние годы заняли позицию: “не продавать и не покупать”. Обо всем этом я написал на днях в статье “Последние тенденции в мире золота: аппетит Центробанков на драгоценный металл растёт”», – напомнил профессор.
«А вот как выглядит список топ-10 стран по величине золотых резервов на середину нынешнего года по оценкам WGC (тонны; в скобках – доля золота в общем объеме золотовалютных резервов, %):
1. Соединенные Штаты - 8.133,5 (66,3)
2. Германия - 3359,1 (66,0)
3. Италия - 2451,8 (62,9)
4. Франция - 2436,4 (57,8)
5. Россия 2298,5 (21,4)
6. Китай - 2113,46 (3,3)
7. Швейцария - 1040,0 (5,6)
8. Япония - 846,0 (3,5)
9. Индия - 795,0 (6,9)
10. Нидерланды - 612,5 (55,4)
Примечательно, что Всемирный совет по золоту в своей статистике по закупке драгоценного металла центральными банками отмечает, что его статистика отражает только так называемые “регистрируемые сделки” с драгоценным металлом. Но существуют и так называемые “нерегистрируемые сделки”. Поэтому масштабы закупок золота центробанками в документах WGC и МВФ могут существенно занижаться. Особенно часто эксперты обращают внимание на то, что существует высокая вероятность значительного занижения закупок золота в резервы в Китае. Соответственно, и официальная статистика золотых резервов может давать заниженные цифры.
В этом смысле интересна недавняя статья “Estimated World Official Gold Holdings Reach Record High” (“Официальные мировые запасы золота достигли рекордного уровня”). Ее автор золотой аналитик Ян Ньювенхейс (Jan Nieuwenhuijs) дает оценки золотых резервов центральных банков с учетом нерегистрируемых сделок по покупке драгоценного металла. Особенно сильное занижение цифры официальных золотых резервов отмечается по Китаю. Автор статьи отмечает, что уже многие годы ведет наблюдение по Китаю, используя разные источники. И, по его мнению, величина золотых резервов Китая на сегодняшний день составляет не менее 5 тысяч тонн. По ряду стран статистика резервов уже не обновлялась многие годы. И МВФ, и WGC воспроизводят в своих данных последнюю имеющуюся официальную цифру. Так, Центральный банк Сирии перестал сообщать о своих золотых запасах в 2011 году. Для расчета мировых запасов МВФ использует последние известные данные, предполагая, что Сирия все еще владеет 26 тоннами золота. Кроме того, по мнению эксперта, МВФ и WGC не включают в свои расчеты то золото, которое приобретают суверенные фонды. А ведь это тоже часть золотых резервов. По оценкам эксперта, это еще около 100 тонн неучтенного металла», – отметил автор.
«По расчетам Яна Ньювенхейса, после финансового кризиса 2008-2009 гг. центральные банки за счет закупок драгоценного металла нарастили свои золотые резервы как минимум на 7 тысяч тонн. По оценкам эксперта, на середину нынешнего года реальные суммарные золотые резервы всех стран мира составили 38.764 тонны. В то время как официальные цифры, базирующиеся только на регистрируемых сделках, составляют немого более 35 тысяч тонн. Данные по резервам золота оказываются заниженными примерно на 10 процентов. Не трудно заметить, что расхождение двух цифр в первую очередь обусловлено занижением величины золотых резервов Китая.
Реальная величина золотых резервов на середину нынешнего года более чем на 400 тонн превышает тот рекорд, который был достигнут в 1965 году и составлял 38.347 тонны. Получается, что на сегодня в запасах денежных властей (преимущественно центральных банков, но отчасти и казначейств) находится такой объем драгоценного металла, которого не было никогда в истории человечества», – подчеркнул экономист.
«С 80-х годов позапрошлого века вплоть до начала Первой мировой войны, а затем в период между Первой и Второй мировыми войнами доля золота в международных резервах в целом по миру варьировала в диапазоне от 80 до 90 процентов (и даже несколько выше). В период действия золотодолларового стандарта (т. е. со второй половины 1940-х годов до середины 1970-х годов) доля золота в международных резервах (в целом по миру) постепенно понижалась с 70 до 40%.
После замены золотодолларового стандарта на бумажно-долларовый снижение доли золота в международных резервах продолжилось. В нулевые годы эта доля в среднем по миру опустилась до 10 процентов. А вот после мирового финансового кризиса 2008-2009 гг. она потихоньку начала повышаться. В настоящее время, по оценкам эксперта, она достигла 17 процентов. За период 2010-2023 гг. стоимость мировых золотых резервов выросла на 66%, а валютные резервы увеличились лишь на 30%. По оценкам эксперта, в целом за период с 1880 по 2023 г. средний показатель доли золота в международных резервах составил 58%. Он прогнозирует, что доля золота в международных резервах будет расти и далее.
Ну а пока 83% международных резервов приходится на разные валюты. Основная часть валютных резервов приходится на доллар США, причем большая часть вложений в доллар осуществлялась и продолжает осуществляться в виде покупки американских казначейских бумаг. Но интерес к долговым бумагам Казначейства США со стороны нерезидентов постепенно падает. На излете мирового финансового кризиса 2008-2009 гг. была зафиксирована максимальная доля иностранных держателей американских казначейских бумаг – 35%, причем главными среди нерезидентов были зарубежные центральные банки, на которые приходилось почти 20% всего государственного рыночного долга США. По оценкам Яна Ньювенхейса, на середину нынешнего года картина выглядела уже следующим образом: доля иностранных держателей снизилась до 23 процентов, в том числе доля зарубежных центральных банков – до 12%.
По мнению Яна Ньювенхейса, это лишнее доказательство того, что золото, которое на Ямайской конференции было изгнано из мира денег, сегодня в этот мир возвращается. Тогда американский доллар призван был замесить полностью и окончательно золото в мире денег. Сегодня мы наблюдаем обратный процесс», – заключил Валентин Катасонов.
1.