«Иногда в поисках религиозного опыта человек может броситься в разные оккультные практики: ведь там все кажется простым – съел кактус, и вот тебе встреча с непознанным, "выход в астрал". Это происходит оттого, что люди ищут конкретики: душа жаждет живого опыта, поэтому человек отметает сложные "надстройки" над простым фундаментом Богообщения и обращается к такому, например, опыту, который описан в книгах Кастанеды», - пишет в заметке «В поисках встречи: общаться с Богом напрямую?» известный священник, клирик храма святителя Василия Великого Патриаршего подворья в селе Зайцево Одинцовского района Московской области, проповедник и миссионер, телеведущий митрофорный протоиерей Андрей Ткачёв. Материал опубликован в тлг-канале автора.
«Однако, - подчеркнул о. Андрей, - человек, не очистившийся от страстей, не может напрямую вступать в Богообщение. Если он будет искать «выходы на контакт», то первое, что получит, – западню».
«У такого поиска есть здравый посыл. Человек не хочет читать сложные богословские трактаты, – такие как "Сумма теологии" Фомы Аквинского, например, – а хочет непосредственно вступать в живое общение, задавать вопросы и получать ответы», - добавил он.
Священник подчеркнул, что «такое общение возможно, но это плод явленной святости, которая снимает условности, как леса с отремонтированного строения, и позволяет вступать в прямой диалог с Богом».
«Чем нас подкупает библейская простота? Тем, что библейские люди ведут себя очень естественно: искренне плачут, когда им плохо; веселятся и шумно пляшут, когда им хорошо. Их сердечное состояние соответствует эмоциональному выражению чувств. Этого совершенно нет в современном человеке. Он устал от условностей, он бунтует против культуры, которая родилась из веры, а затем стала недышащей обложкой нашей жизни», - пишет автор публикации.
«Только в крайних, экстремальных случаях прямой доступ к Богообщению может получить и человек грешный: та же блудница, тот же мытарь, тот же благоразумный разбойник. Критическая ситуация, будь то опасность, болезнь, физическая или душевная боль, позволяет человеку "возопить" и быть услышанным, как в псалмах говорится: "Возопих ко Господу и Господь услыша мя от горы святыя Своея" (Пс. 3:4). Экстремальная ситуация – одно из условий прямого Богообщения», - добавил он.
«При всех благах цивилизации человек не стал защищённее и счастливее, вокруг по-прежнему много бед и угроз. Наоборот, он стал более нервным, боясь старости, бедности, одиночества, маньяков, обвала доллара… Мы видим, что все сложности, вся хлипкость окружающей жизни провиденциальны: они обнажают человеческие слабости, позволяют в нужный момент воззвать к Богу, создают форму для этого обращения», - пишет священник.
«Если потом человек захочет общаться с Богом всё время, ему придется обратиться к накопленному сокровищу Богообщения прежних времен и веков, к некоей систематизации этого опыта, к знанию того, чего нужно опасаться при этом. Да, иногда скорби пробивают сердечное окаменение человека – сразу, насквозь, как "Божиим сверлом", по выражению одного из Оптинских старцев. Но обычно сердце наше нужно чистить молитвой, слезами и покаянием», - заключил протоиерей Андрей Ткачёв.