Русская история богата выдающимися деятелями, ковавшими славу нашего Отечества. Среди них немало людей, посвятивших свою жизнь Богу. Об одном из них, а именно о преподобном Сергии Радонежском, мы сегодня и поговорим. Это была удивительная личность. Его образ окутан бесчисленным количеством тайн и легенд. Давайте попробуем среди всей этой красочной мишуры разглядеть истинное лицо преподобного Сергия. Как всегда, будем обращаться только к проверенным фактам.
Основным источником сведений о жизни преподобного Сергия для нас является написанное его учеником Епифанием Премудрым «Житие». Для своего века оно написано очень грамотно, в соответствии с канонами церковных житий. Изобилует описанием чудес, но, увы, практически не дает нам исторического контекста. Тем не менее, благодаря сопоставлению этого «Жития» с летописями того периода можно выделить ряд ключевых моментов.
В небольшом селении, недалеко от города Ростова, проживала боярская семья. Село это принято отождествлять с Варницей. В прошлом это было достаточно богатое поселение. Ведь его название говорит само за себя. Здесь варили, а точнее выпаривали соль. А как известно, в те давние времена соль стоила больших денег.
Отец семейства, по имени Кирилл, был родовитым боярином, из ближнего круга Ростовских князей. Есть предположения, что он носил древнерусскую фамилию московских бояр Вельяминовых. Мать звалась Марией. Она также была знатного рода, но, скорее всего, не русского. Большинство историков склоняется к тому, что она была знатной татаркой из рода самого Чингисхана. Надо отметить, что элита татаро-монгольского войска вполне спокойно принимала Православие. Подтверждением тому служат фамилии: Урусовых, Юсуповых, Шереметевых, Годуновых, Тургеневых и т.д.
Итак, что мы видим? Необычный брак Кирилла и Марии, разность воспитания и взглядов, но при этом не нужно забывать о главном, этих людей соединила большая любовь. В противном случае всё это было бы невозможным. В этой семье царил образцовый порядок. Кирилл был удачлив как в бою, так и в хозяйстве. Семья жила в достатке. Историки описывают его как человека находчивого, смелого и весёлого. Недаром он был в фаворе у ростовских князей. Мария же, напротив, была очень религиозна и даже фанатична в исполнении обрядов. Даже будучи в положении, она отказывалась от полагающихся ей по статусу послаблениях. Она родила Кириллу трех сыновей – Стефана, Варфоломея и Петра, а также, возможно, дочь Анну (у историков нет единого мнения на этот счёт).
Все дети воспитывались в умеренной строгости и послушании. С детства им прививали почтение к старшим, заботу о неимущих и болящих, трудолюбие и любовь к молитве. В рассматриваемый нами период Ростовская земля была средоточием всех наук и ремесел. Неудивительно, что многие князья и их отпрыски приезжали в этот край для обучения языкам и грамоте. Вот и боярин Кирилл пожелал, чтобы его дети получили превосходное образование. Были наняты учителя и выделено время для занятий. Всё омрачал только один факт: среднему сыну – Варфоломею совершенно не давалась грамота. Не помогали ни уговоры, ни наказания, ни вразумления. Все взрослые сдались, посчитав его непригодным для обучения. И только подросток Варфоломей не желал сдаваться и продолжал верить в чудо. Видимо, его молитва была настолько дерзостна, что Бог услышал её.
Однажды отец послал Варфоломея в поле вернуть в стойла пасущихся лошадей. И когда тот пришел туда, то увидел под деревом незнакомого человека в чёрной одежде. Мужчина стоял и беззвучно молился. Варфоломей дождался, когда тот закончит молитвенное делание, а затем обратился к нему с просьбой помолиться за него. Незнакомец не отказал мальчику, но спросил его о цели, которую тот хочет достичь в молитве. Услышав о том, что Варфоломей желает не богатства и не славы, а только разума, он, тут же воздев руки, начал молиться к Богу. Далее, он дал мальчику кусочек просфоры для потребления и пообещал скорейшее решение его проблемы. По просьбе Варфоломея незнакомец посетил их дом и даже отужинал со всеми. Во время вечерней молитвы Варфоломей открыл в себе способность разуметь грамоту. Радости его не было предела, но незнакомец исчез, введя всех домашних в ужас.
Когда Варфоломею исполнилось пятнадцать лет, город Ростов был захвачен московским князем Иваном Калитой. Оставаться в этих землях больше не было смысла. И семья решается на тяжёлый переезд в подмосковный город Радонеж. Ни знатность фамилии, ни чудом уцелевшие деньги не смогли поправить положение семьи. Так что из богатых бояр они превратились в обычных поселян. Одно радовало их. Дети выросли и могли уже не только позаботиться о себе, но и помочь родителям.
После всех этих радостных и печальных событий Варфоломей решает посвятить свою жизнь Богу. И открывает родителям своё намерение. Родители не стали возражать, но поставили условие, чтобы он досмотрел их старость. Варфоломей был любящим и заботливым сыном, и потому, отставив в сторону свои желания и гордость, стал руководить домашними делами. Он был достаточно успешен на этом поприще и сумел восстановить былой престиж семьи. Вскоре родители его, почувствовав приближение смерти, призвали сыновей к себе и попросили пристроить их в какой-нибудь монастырь для пострига и мирной кончины. Здесь стоит пояснить: для знатных людей древней Руси был обычай иметь несколько имен в течение всей жизни. Одно имя давалось при рождении, и оно было тайным, второе в крещении для повсеместного использования, третье получали перед смертью в иноческом постриге. Вскоре Кирилл и Мария, приняв иноческий постриг, скончались. Они похоронены вместе в Покровской церкви Хотьковского монастыря. Всю свою жизнь преподобный Сергий перед принятием важных решений посещал прежде могилу своих родителей.
Варфоломей тяготел к отшельнической жизни. Как мы с вами знаем, первые отшельники жили в пустынях. Но на Руси такой пустыней были бескрайние и дикие леса. Вот их-то и избрал Варфоломей для своего подвига. Конечно, сейчас в это трудно поверить, но наш город основан на самом глухом и гнилом месте. Ведь преподобный Сергий искал себе не райский уголок, а тяжёлое для подвигов место. А теперь разве что улица Болотная напомнит нам о том, что здесь было не совсем уютно.
Первоначально с Варфоломеем подвизался его старший брат Стефан, но, не выдержав тяжести отшельнической жизни, оставил брата и перешёл в общежительный Московский Богоявленский монастырь: «Увидел, что трудна жизнь в пустыни, жизнь печальная, жизнь суровая, во всём нужда». А Варфоломей принял иноческий постриг с именем Сергий, в честь мученика Сергия, римского легионера. Центром своей жизни Сергий сделал служение в срубленном им самим храме в честь Живоначальной Троицы. По выражению Бориса Зайцева: «В благоухании его святости явственен аромат сосновой стружки».
Дальше последовало рукоположение Сергия во священники и поставление его игуменом основанной им обители. В монастыре был принят общежительный устав – киновия, и получено благословение патриарха Константинопольского на его исполнение. В монастыре начался ропот, многие осуждали игумена Сергия. Расстроенный, он удаляется из основанной им обители. После того, как Бог показал монахам, что они поступили подло и нечестно, те взмолились к преподобному Сергию, чтобы он вернулся обратно.
Достаточно сложные отношения сложились у преподобного Сергия с московским князем Дмитрием Ивановичем. Тем не менее, перед Куликовской битвой оба отложили в сторону взаимную неприязнь и, вместе помолившись в церкви, исполнили свой долг. Преподобный Сергий благословил воинство на битву, а князь Дмитрий положил начало освобождению от татаро-монгольского ига.
Преподобный Сергий был и остаётся важной частью русского общества. Его жизнь служит для всех нас образцом исполнения своего житийного долга. Как много в нас разного рода комплексов, от которых мы даже не пытаемся избавиться. Как часто мы ищем отговорки, если от нас требуется принятие важного решения. Как мы постоянно играем в двуличие перед своими родными и близкими. Будем же стремиться к сильной вере, молитве, искренности и чистоте душевной. И да поможет нам в этом преподобный Сергий Радонежский. С праздником!
Овчаренко Роман Викторович, кандидат богословия, магистр истории