Как не считать законным «праведный гнев», когда он оправдан в наших глазах? Как научиться прощать несправедливость? Более того, Господин в Евангелии от Матфея (Мф. 18, 23—35) исправляет несправедливость столь решительным образом, что впору задать вопрос, является ли Бог Богом всепобеждающей любви, как непрестанно пытается убедить нас в этом Христос. Гнев Божий — в завершение всего, в то время как, может быть, кто-то ждет от Него большего великодушия.
Как же апостол Павел предупреждает каждого из нас не судить ближнего своего, ибо «все мы предстанем на суд Христов» (Рим. 14, 10)? Не следует присваивать себе мудрость Божию, ибо только Он оправдывает, только вера вводит нас в спасение, предлагаемое даром Христа воскресшего.
Здесь центральное благовестие нашего Евангелия, то есть нам предлагается спасительное оправдание Божие, несмотря на все наши беззакония, наше нечестие, грехи. Ибо быть должным десять тысяч талантов (сегодня мы сказали бы: десять миллионов долларов), надо чтобы служитель испытывал неоднократно терпение своего господина. Но, «сжалившись», господин простил ему весь его долг. Вот докуда может идти Бог — до конца.
Гнев, который следует за этим, не ставит под сомнение прощение Божие. Речь идет об эсхатологическом слове, об этом дается напоминание человеку. Час Второго Пришествия придет в свое время, а здесь и сейчас никто да не дерзает узурпировать мудрость Божию. Только Бог различает добро и зло. Только Бог силен всесильным и всемилостивым Промыслом обратить зло в добро. И святая Церковь в Духе Святом на страже истины. Гнев господина подобен гневу Бога в раю, когда первые люди захотели присвоить себе принадлежащее Богу.
Будем стараться прежде всего принимать дар дружбы, который непрестанно предлагает нам Бог, — вот о чем сегодняшнее Евангелие. Различие перспектив в конце времен направляет нас к временам, которые предшествуют суду, где Бог продолжает предлагать Свое спасение. Он хочет, чтобы мы поняли, что Царство Божие созидается нашим участием, нашим ответом, который Он ждет от нас. Этой притчей Слово Божие убеждает нас сделать решительный выбор. Где нет покаяния и следования правде Божией, где молитва не подтверждается нашими делами — там отказ от спасительного пути. Но что бы ни произошло, куда бы мы ни пришли, на этом месте всегда будет Бог.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России