Пророк победы над смертью

2 августа — память пророка Божия Илии

0
1739
Время на чтение 3 минуты
Фото: Из интернет-источников

В Священном Писании, в книге Царств мы видим как бы два различных образа пророка Илии. Один — тот, кто одерживает над пророками Ваала потрясающую победу и другой — тот, кто вскоре после этого желает умереть. Он один одолел всех врагов, а теперь он — в отчаянии. В пустыне, сидя в тени можжевелового куста, он произносит слова, которые заставляют нас надолго задуматься: «Я не лучше отцов моих» (3 Цар. 19, 4). Он размышляет о том поколении, которое исчезло в пустыне во время Исхода из-за своей неверности Богу. Он просит смерти себе. «Довольно уже, Господи, возьми душу мою».

Царица Иезавель, у которой он истребил языческих пророков, поклялась отомстить ему, и послала к нему вестника сказать об этом. Чтобы спасти свою жизнь, Илия отправляется в пустыню. На первый взгляд, его молитва — вопль человека, спасающегося бегством от угрозы смерти. Но при более внимательном рассмотрении открывается большее. Не на финикиянку Иезавель жалуется Илия Богу, он обвиняет свой народ: «Оставили Твой Завет, пророков убили мечом, я остался один». Эта жалоба повторяется дважды в тех же самых словах. Бог отвечает ему обещанием, что Он оставит семь тысяч в Израиле, верных Ему. Речь идет не столько об опасности, угрожающей Илии, сколько о неудаче его служения. Это не может не удивлять нас, поскольку чудо, совершенное им на горе Кармиль, возвратило израильтян, поклонявшихся языческому Ваалу к истинной вере. Илия привел их ко Господу, но насколько прочно их обращение?

Для нас очень важно осознать это состояние Илии, в котором он кажется совершенно другим, чем он был в дни явления своей великой силы. В жизни Моисея также были подобные испытания, доходящие до желания умереть. Три века спустя Иеремия дойдет до того, что будет жалеть, что родился.

Илия не всесилен: он умер бы без ворона, и очевидно также без вдовы из Сарепты Сидонской. На этот раз ангел, прикоснувшись к нему, будит его и предлагает ему пищу: «Встань, ешь». Илия ест, но не встает. Не то чтобы у него не было сил, скорее к нему еще не вернулось желание жить. В Библии мы нередко встречаемся с таким: человек, не желающий жить, не желает больше есть. Однако неизвестно кем и как испеченные в пустыне лепешки делают свое дело. Видя, что пророк опять заснул, ангел касается его во второй раз и говорит: «Встань, ешь», и чтобы убедить его, добавляет: «ибо дальняя дорога пред тобою». Дорога? Какая дорога? Скоро мы узнаем об этом. А теперь видим только трудное утреннее пробуждение человека, который еще вчера при одном нашем взгляде на него заставлял нас думать о громе и молниях. «Встань!» — вот слово, которое каждый из нас всегда имеет возможность услышать повторенным более чем дважды.

Оттого что это повествование приближает Илию к нашему уровню, постараемся задуматься, каждый из нас, о себе, о своей жизни. Слишком дальней и долгой будет перед нами дорога, нам не осилить ее, если не придет ангел напитать нас.

Святые отцы не устают объяснять, что значит этот ангельский хлеб. Благодать молитвы, слова Божия, таинств, Евхаристии прежде всего. Во всяком случае, речь идет о потребности в помощи свыше, общей для всех людей. Она явлена по отношению к величайшему из пророков. Илия съедает свой хлеб и отправляется в путь. Мы не знаем еще, куда идет дорога Илии, но мы знаем, что она ведет к Богу. Да, но к какому Богу?

Ответ дается в другом видении. Илия вошел в пещеру и ночевал в ней. «Что ты делаешь здесь?» — сказал ему Бог (3 Цар. 19, 9). Великий пророк говорит в ответ о своей ревности о Господе Боге Саваофе, Боге небесного воинства, о мириадах всегда послушных Ему сил. Эта ревность его не принесла плода, «ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили мечом» (и мы видим, что поистине пророчески был избран Илия одним из первых покровителей нашей русской Церкви в самом начале ее пути). «Остался я один, — говорит Илия, — но и моей души ищут, чтобы отнять ее». Так велика ненависть слуг диавола к Илии, так невыносимо для души пророка повсеместное торжество зла, — до полной невозможности жить среди него, — так непоколебима его верность Господу и ревность о славе Его, что Господь соделает его пророком победы над смертью, когда он живым взойдет на небо на колеснице огненной. «Выйди, — говорит ему Бог, — и стань на горе пред лицем Господним». Пророк выходит из своего убежища и стоит, оглушенный большим сильным ветром, раздирающим горы и сокрушающим скалы. «Но не в ветре Господь». Потом наступает землетрясение. Но Господа нет в нем. После землетрясения огонь, но не в огне Господь. И наконец веяние тихого ветра. Глас хлада тонка, Божественное молчание и тишина, которую не слышит никто, кроме тех, кто любит Господа больше жизни. Перед этим ангел кротко коснулся плеча пророка, а теперь голос кротости открывает ему, каков наш Бог. Жизнь человеческая проходит через бури и землетрясения, через огонь испытаний. Многими скорбями надлежит нам войти в Царство Божие. Их цель — приведение нас к истинному Богу, потому что в глубине их всегда слышен голос Христов: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем».

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Неудивительно

Что русский народ любил двух ветхозаветных пророков Илию Пророка и Иоанна Крестителя.Ибо судьба этих двух святых напоминала судьбу русского народа находящегося постоянно под внешней агрессией.
Русский Иван / 03.08.2023, 18:48
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Одежда благочестия не всегда будет прикрывать нас
Евангелие пятницы (Лк, 63 зач., 12, 2—12)
15.11.2024
Кому не страшно жить
Слово в день памяти святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских
14.11.2024
У истинных обличителей греха всегда будет много врагов
Евангелие четверга (Лк, 62 зач., 11, 47—12, 1)
14.11.2024
Благоприятная атмосфера для прихода антихриста
Евангелие среды (Лк, 61 зач., 11, 42—46)
13.11.2024
Человек не может одним глазом смотреть вверх, а другим вниз
Евангелие вторника (Лк, 60 зач., 11, 34—41)
12.11.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Последние комментарии
«Основная проблема – неоязычество в армии»
Новый комментарий от Павел Тихомиров
15.11.2024 15:39
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Фромназарет
15.11.2024 14:29
Негостеприимная третья столица России
Новый комментарий от Человек
15.11.2024 13:52
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
15.11.2024 13:51
2025 год объявлен годом политической теологии
Новый комментарий от Владимир Николаев
15.11.2024 13:29
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от viner
15.11.2024 13:14