Сначала, как говорится, официальная часть. Столичным издательством «Вече» совместно с Российским историческим обществом выпущена книга Дмитрия Дарина «Смута». Если автора представлять коротко, то стоит отметить, что он поэт, писатель и публицист. А ещё член Союза писателей России, Союза писателей ЛНР имени В. Даля и Союза писателей ДНР (два последних в последнее время стали региональными отделениями СП России).
Заявленный автором жанр выглядит для нашего гипер-рационалистического времени довольно экзотически: «историческая поэтическая драма в трёх книгах».
Предисловия для книги, раскрывающей истоки и предысторию Российской Империи, написали видные историки: доктора исторических наук Наталия Алексеевна Нарочницкая и Владимир Алексеевич Волков. В издании приведено ещё и авторское предисловие, а также вступительная статья писателя А.Л. Мясникова (лауреата Всероссийской историко-литературной премии имени Александра Невского).
Теперь – более неформально. Прежде всего, подкупает объём проделанной автором исследовательской работы. Даже если бы на выходе получилась очередная монография, составленная традиционно скучно-непродираемым научным языком – то всё равно, уверен, она была бы затребована читателем. Даже из своей чисто информационной насыщенности! Как минимум, была бы благосклонно принята теми, кто жаждет новых смыслов, обожая символический концептуализм и скрытые подтексты в исторических экскурсах.
Но в данном случае важен ещё и сам язык: не просто художественно-поэтический, но и мелодично-певучий, не нагруженный излишним «гекзаметризмом», идущим сугубо от ума. Всё-таки автор – не просто известный поэт, но ещё и поэт-песенник. Это важный момент! ведь песни на его стихи поют А. Маршал, А. Глызин, А. Кальянов, оба Пресняковых (и старший, и младший… и плюс к этому группа «Самоцветы»). Да ещё пели, при жизни, И. Кобзон и М. Евдокимов. Песенные тексты Дарина имеют ярко выраженную патриотическую направленность. Неслучайно он стал лауреатом Фестиваля патриотической песни «Красная гвоздика» и премии «Имперская культура» имени Э.Ф. Володина.
Увы, для меня лично написать более менее серьёзное исследование на художественное произведение в более чем 500 страниц (да ещё и формата чуть меньше А4) – дело неподъёмное. Тут же ещё тысячи полторы страниц требуется, это если только в первом приближении анализировать. Потому и остаётся просто обозначить отдельные интересные моменты.
Итак, первое. Перед нами действительно литературное явление. Так, как его понимали последние два тысячелетия (не считая последних пары десятка лет – с его мемами, смайликами, романами в смс… и глобальным «твиттером», в самом широком смысле этого понятия). Объёмный исторический эпос, основанный на документальных материалах. Всеохватная сага, но не семейная, а особая – государственная. Где новое государство проявляет себя по всем законам семейного жанра: рождение, взросление, возмужание. И, конечно, интриги, склоки, борьба за власть или наследство. Ну и предательство, конечно, как без него? Но, вместе с тем, истории Большой любви, верности и благородства. И красной нитью – православная вера, издревле заповеданная.
Структура объёмного тома – весьма мистически выстроена. Три части, в каждой из которых ровно по 33 главы, эпилог и обширные примечания, с подробными биографическими справками по представляемым героям книги. Для удобства любителей собственно исторических исследований (куда входят, в том числе, не просто пересказ уже давно описанных реалий, но и авторские предположения, версии, теории – иногда довольно смелые!) в самом конце книги дана библиография – отдельно по хронологии, отдельно в алфавитном порядке. Таковая включает в себя аж целых 250 позиций, так что не искушённому в архивной работе читателю экономится уйма времени: самое интересное, непосредственно относящееся к заявленной теме «смута», автор уже бережно изъял, дабы предоставить для ознакомления всем желающим.
А ещё множество дополнительных бонусов, кои могут порадовать настоящих ценителей исторических редкостей. Например, в примечаниях автор приводит целиком перевод на современный русский язык загадочного текста на древнерусском «Видение некоему мужу духовному». Надо сказать, тот редкий случай, когда перевод не испортил витиеватый в старинных словесных конструкциях оригинал: «Я же, недостойный, от этого полного ужаса видения пребывал в большом страхе и трепете и, приникнув к одной стороне церковных дверей, смотрел на это страшное видение…». Если что, это не описание явления Вия очередному Хоме Бруту – тут о встрече с Пречистой Богородицей. Воистину – «в основе мудрости страх божий!».
Так и хочется ввернуть своё субъективное оценочное суждение, что описываемый автором исторический период чем-то напоминает нашу непростую сегодняшнюю действительность. (Как говорит один из персонажей поэмы: «Враги все Ваши, как один,//Подняли головы и голоса,//Особенно магнаты…»). И вслед за лесковским Левшой из последних сил возопить: «Скажите Государю!..»
Второе. Представляется важным, что поэма не кажется излишне нагруженной, изобилующей избыточными деталями и сюжетными ходами. Всё по делу, потому и смотрится достаточно органично. Думаю, что из данного пухлого тома сделают не одно либретто: лёгкий певучий язык, посредством которого передаются глубокие тайные смыслы – не одна современная опера будет благодарна представляемому изданию!
Ну, а в общем… Что сказать? Каждый может найти что-то для себя. И мистические религиозные откровения, с одной стороны. И пикантные натуралистические подробности – с другой. «– Мёртвых много? – Не-а. Четыре или пять.//Забыл сказать - // Тех двух царицинских купчих,// Что мы отбили от обоза,// так под берёзами// Их каждую делили на троих,// С того-то дележа// И вышла ссора на ножах…». И это не авторский подход такой бескомпромиссный – просто время тогда такое стояло на дворе. Тут же не просто «смута», как некий дворцовый переворотик и последующее некое замешательство. Тут настоящая Кровавая Смута, во всей красе – тот самый «русский бунт, бессмысленный и беспощадный…»
«Смуту» Дмитрия Дарина уже не раз успели представить читателям. Презентации прошли в рамках Книжного фестиваля «Красная площадь», а также совместно с Российским военно-историческим обществом в Клубе «Достоевский». На последней автор подробно остановился на том, кого считает своим предтечей и идейным вдохновителем. Таковых немало, и все из классической русской плеяды. Тут и Островский с пьесой «Димитрий Самозванец и Василий Шуйский». И трагедия А.К. Толстого «Царь Борис» из знаменитой драматической трилогии. Это что касается художественной части. Что же до концептуального наполнения – то тут в ход пошли множество чисто исторических источников, коих автору выпала нелёгкая доля кропотливо проштудировать.
Третий момент. Как мне представляется – возможно, самый важный. Со слов Дмитрия Дарина, в основе исторических событий лежит нравственное начало. Потому и его произведение описывает, прежде всего, именно нравственные потоки. На протяжении всего повествования герои «Смуты» стоят перед проблемой непростого нравственного выбора. И каждый решает его, исходя из своих внутренних установок. Но сделанный выбор сильно влияет не только на их личную судьбу, но и на весь ход Её Величества Истории. Именно в такие неясные моменты, как Смута, закладываются магистральные векторы дальнейшего развития не только отдельной страны, но и зачастую – всего мира. Мы знаем историю как кровавую драму – неслучайно периоды затишья и спокойствия, когда не происходит ничего экстраординарного, снисходительно именуются Тёмными (считай – скучными!) веками.
И только когда на историческую авансцену выходят пассионарии, люди огромной души, тогда история имеет шанс произвести резкое изменение своего привычного русла.
«Все исторические личности, отметившиеся во времена Смуты, которых я описываю, имели очень крупные души. У одних тёмные, у других – светлые. Но это были именно настоящие творцы Истории – огромных сердец и огромной веры!» – пояснил автор.
И, соответственно, тот читатель, кому всё ещё интересны столь масштабные персоны и перипетии их взаимодействий между собой (увы, как-то не особо они уживались между собой: казнили больше, чем миловали... и травили чаще, чем ссылали в монастырь), сможет по достоинству оценить новую книгу Дмитрия Дарина.
А кто не сможет, тот просто может вспомнить на досуге известную фразу, что «история имеет свойство повторяться».
Дмитрий Викторович Силкан, член Союза писателей России