По словам специалистов, падение Константинополя 29 мая (ст. ст.) 1453 года сыграло колоссальную роль в мировой истории, сообщает пресс-служба Музея древнерусской культуры и искусства имени прп. Андрея Рублева. Оно ознаменовало гибель Византийской Империи, которая некогда была одним из мощнейших государств планеты. Исчез последний буфер между западными державами и стремительно набирающей силу Османской империей. Были существенно осложнены экономические отношения между Европой и Азией. Главный центр Православия сместился в Русское государство.
Как рассказал в комментарии RT доктор исторических наук, профессор, академик РАХ и РАЕ Олег Германович Ульянов, сам Константинополь выдержал целый ряд турецких осад. Превосходная фортификация вкупе с выгодным географическим положением позволили Константинополю успешно выдержать 23 осады за почти тысячу лет существования Византийской Империи.
Оборона византийской столицы в 1453 г. продолжалась 57 дней, с 2 апреля по 29 мая, и могла быть вполне успешной, если бы не целый ряд трагических событий.
Армия, защищавшая Константинополь, была относительно небольшой, насчитывая около 7000 человек, 2000 из которых были иностранцами. Командиром обороны стен города был назначен кондотьер Джованни Джустиниани, который успешно защищал город.
Численность османов, осаждавших Константинополь, была в десять раз выше, около 50-80 000 солдат, в т.ч. от 5000 до 10000 янычар, а также несколько тысяч христианских солдат, в частности 1500 сербских кавалеристов, которых возглавлял Джурадж Бранкович. В турецком лагере в качестве военного наблюдателя находился даже венгерский посол, который, по сообщениям тогдашних историков, помогал туркам советом, как правильно расставлять орудия.
«На сторону османов перешёл инженер-пушкарь венгерского происхождения по имени Урбан. Он предлагал свои услуги византийцам, но Император отказался платить ему из-за нехватки денег в казне, а турки щедро его вознаградили. Он создал для османов огромные пушки, способные ломать стены Константинополя», - рассказал в беседе с RT научный сотрудник Государственного исторического музея Александр Чернов.
Удачный маневр Мехмеда II, который приказал перетащить свои корабли 22 апреля прямо в Золотой Рог, минуя цепной барьер, несколько деморализовал защитников Константинополя. Их горестные предчувствия лишь усилились в ночь на 24 мая, когда произошло лунное затмение, а 27 мая вернулась бригантина, посланная на безуспешные поиски обещанного венецианцами флота, который даже не был направлен Сенатом.
Состоявшийся вскоре крестный ход был вынужденно прекращён из-за сильного дождя с градом. Имея информацию о том, что дух защитников Константинополя падает, Мехмед II направил 21 мая в город парламентеров с последним предложением о капитуляции. Константин XI ответил решительным отказом и заявлением, что он погибнет вместе со своим городом.
Сенат принял решение об отправке венецианского флота в феврале 1453 г., но отправление флота было фактически отложено до апреля, когда уже было слишком поздно. Более того, семь венецианских галер с экипажем и военным отрядом, насчитывающим примерно 700 человек, несмотря на то, что они поклялись защищать Константинополь, предательски покинули византийскую столицу. Папа Николай V также не смог организовать широкую коалицию христианских государств и собрать обещанный ранее военный флот, отправив в конце марта лишь три генуэзских галеры с провизией.
Таким образом, расчёт Константина XI Драгаша, который своим указом 12 декабря 1452 г. утвердил унию с Римом, оказался ошибочным, и Запад не только отвернулся от Византии, но венецианцы, генуэзцы и Дубровницкая республика даже заключили тайные договоры с османами на случай падения города.
Турки начали готовиться к генеральному штурму 29 мая, в ходе которого оборонявшиеся смогли успешно отбить несколько атак османов, однако их дух был окончательно сломлен, когда на крепостных стенах было поднято боевое знамя турок, прорвавшихся через врата Керкопорты (Цирковые ворота), использовавшиеся защитниками города для организации вылазок. К тому же кондотьер Джованни Джустиниани был ранен, и его несанкционированная эвакуация вместе с отрядом вызвала панику в рядах защитников. Венецианец Барбаро заметил, что кровь лилась по городу, «как дождевая вода в сточных канавах после внезапного шторма», и что тела турок и христиан плавали в море, «как дыни по каналу». Внутри собора Святой Софии были изнасилованы сотни людей обоих полов, по свидетельству Георгия Сфрандзи. Мехмед II Фатих лично зарезал 14-летнего православного мальчика, который «предпочел смерть позору», и разбил алтарь Святой Софии.
По словам историков, после падения Константинополя Византийская Империя фактически прекратила своё существование. Центр Православия сместился в Русское государство. Это послужило основой для формирования концепции Третьего Рима.
Стефан Цвейг назвал падение Константинополя «звездным часом всего человечества», одним из тех событий истории, что «предопределяют грядущие годы и столетия, судьбы сотен поколений, направляют жизнь отдельных людей, целого народа или даже всего человечества». Именно с этим главным потрясением XV в. связывается обычно хронологический рубеж конца Средневековья и начала Нового времени, как повелось с немецкого ученого Христофа Келлера (1685).
Это было вселенским событием всемирно-исторического значения, ибо пал центр мировой культуры, исчезла сокровищница культурных ценностей, влияние которой ощущалось во всех концах мира. Крушение Византии обозначило прежде всего новую геополитическую ситуацию в христианском Средиземноморье, утратившим вмиг свой вековой баланс политических сил, который зижделся на высочайшем международном авторитете Византийской империи.
«Потеря Константинополя нанесла сокрушительный удар по всему христианскому миру, положила конец эпохе крестовых походов и поставила Запад лицом к лицу с могущественным и агрессивным врагом на Востоке. Падение Константинополя перекрыло главный торговый путь из Европы в Азию, что заставило европейцев искать новый морской путь и, возможно, привело к открытию Америки и началу эпохи великих географических открытий. Массовый исход греков в Италию в результате этого трагического события ознаменовал начало эпохи Возрождения, когда произошло крушение старого религиозного порядка, а многие университеты Западной Европы пополнились греческими учёными, бежавшими из Византии», - подытожил академик Олег Германович Ульянов.