1 февраля Совет Федерации одобрил закон «О пробации в РФ», который предполагает введение в России института социальной адаптации осужденных лиц, сообщает ТАСС.
Документом предусматривается социальная адаптация и реабилитация осужденных, освободившихся из заключения, а также приговоренных к принудительным работам или лишению свободы.
Пробация будет учитывать индивидуальные особенности, обстоятельства и потребности граждан. Как отметил глава думского комитета по безопасности Василий Пискарев, речь идет о помощи в трудоустройстве, медицинском обеспечении, получении необходимого образования, восстановлении утраченных связей с родственниками, документов и прав на имущество.
«Задачами пробации является создание условий для оказания помощи в вопросах восстановления социальных связей, востребованности профессиональных навыков и трудоустройства, обеспечения жильем, получения образования, реализации права на социальное обслуживание, получения медицинской, психологической и юридической помощи», - говорится в законе.
Закон вводит различные виды пробации: исполнительная, пенитенциарная и постпенитенциарная. Под исполнительной пробацией понимается помощь людям в тяжелой жизненной ситуации, приговоренным к наказанию, не связанному с изоляцией от общества. Кроме того, к этой категории относятся освобожденные условно-досрочно, условно осужденные, а также приговоренные к штрафам, лишению права занимать определенные должности или к обязательным работам.
Исполнительная пробация применяется и к осужденным, которым неотбытая часть наказания заменена более мягким видом наказания. Срок применения исполнительной пробации определяется индивидуальной программой, но не может быть больше, чем срок отбывания наказания.
Пенитенциарная пробация применяется к лицам, которым суд назначил принудительные работы или лишение свободы, как в период отбывания наказания, так и при подготовке к освобождению. Такой вид пробации предполагает проведение социальной и воспитательной работы с осужденными, оказание им психологической помощи, восстановление и укрепление социальных связей, а также подготовку к освобождению и оказание содействия в получении социальной помощи, трудовом и бытовом устройстве.
Постпенитенциарную пробацию предлагается применять к уже освободившимся и оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Такой вид пробации представляет собой совокупность мер, направленных на ресоциализацию, социальную адаптацию и социальную реабилитацию граждан. Срок применения такой пробации определяется индивидуальной программой, но не может составлять более одного года со дня ее начала. Ее применение прекращается по окончании разработанной для человека программы.
Закон вводит возможность создания специальных центров пробации для тех, кому понадобится постпенитенциарная помощь. Речь идет в том числе о помощи по предоставлению временного места пребывания. Такие центры смогут создавать некоммерческие, религиозные организации и общественные объединения. Правила организации деятельности центров пробации установит Минюст РФ.
Кроме того, предусматривается создание единого реестра лиц, в отношении которых применяется пробация. Предполагается, что это будет государственная информационная система, содержащая данные о видах, сроках, индивидуальной программе, результатах реализации мероприятий пробации, а также об оказанных мерах социальной помощи и отказах от применения пробации. Оператором единого реестра будет Федеральная служба исполнения наказания.
Согласно закону учреждения, исполняющие наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, обязаны проводить социальную и воспитательную работу с осужденными, оказывать им психологическую помощь, содействие в восстановлении и укреплении социальных связей, осуществлять подготовку к освобождению осужденных, в том числе подготовку индивидуальных программ, оказывать социальную помощь освобождающимся осужденным, содействовать в их трудовом и бытовом устройстве.
Основные нормы закона вступят в силу с 1 января 2024 года. При этом положения, связанные с введением в РФ постпенитенциарной пробации, заработают с 1 января 2025 года.
О новом законе рассуждает в телефонном интервью «Русской народной линии» настоятель храма апостолов Петра и Павла в посёлке Ропша Гатчинской епархии протоиерей Аркадий Петровцев:
Как говорится, лучше поздно, чем никогда. Конечно, давно нужно было принять подобный закон. В других странах пенитенциарные системы действуют на протяжении десятков лет. Будет ли толк от закона «О пробации в РФ»? Всё зависит от системы: будет ли она рабочей? Или будут формально докладывать о проделанной работе, а результата как такового и не будет?
На Брянщине в городе Севске я занимался ресоциализацией бывших заключённых. Мы снимали дом для тех, кто отбыл наказание в колонии строгого режима. Мы имели определённую договоренность с МВД: приезжали в отделение полиции с бывшими заключёнными. Там у них снимали отпечатки пальцев и записывали их данные. После данной процедуры освободившиеся ребята чувствовали, что пребывают на небесконтрольной свободе. И наше сотрудничество с полицией их сдерживало. А остальную работу мы вполне успешно проводили по церковной линии. В итоге часть людей бросила преступный образ жизни. Ко мне до сих пор в Ропшу приезжают работать ребята, освободившиеся из колонии строго режима на Брянщине.
Они оставили преступный образ жизни, при этом некоторым из них пришлось дать непростое благословение – поменять место жительство. Ведь когда они возвращаются в прежние места, где нарушали закон, то их засасывает прошлый образ жизни. Поэтому нужно обязательно сменить место жительства, где никто не знает об их прошлом и где они могут начать жизнь с чистого листа. Я часто им говорил: «Ребята, вас здесь никто не знает, поэтому, как вы себя здесь зарекомендуете, так и будут к вам относиться». Это пример работы пенитенциарной системы, которой я занимаюсь в общей сложности 10 лет.
Без Церкви государственная пенитенциарная система не справится. У ребят должен быть ходатай, защитник. Были конфликтные случаи, когда любой «косяк» отправлял ребят обратно в колонию. Тогда я говорил полиции: «Ваша задача – соблюсти закон, а моя задача – перевоспитание людей». Поэтому сотрудничество Церкви и государства принесёт свои плоды. Как кнут и пряник. Пряник – Церковь с добрым отношением и печалованием о людях и кнут – государство в лице МВД или ФСИН. Доброе сотрудничество приносит и добрые плоды.
Хочется пожелать, чтобы изначально оговаривалось сотрудничество Церкви и государства. Известно, как работают психоневрологические и иные интернаты, работу которых нельзя назвать удовлетворительной. Мы окормляем психоневрологические интернаты, поэтому понимаем, что там множество неразрешённых проблем. Во избежание такого нужно изначально налаживать взаимодействие между Церковью и государством.
Согласно закону специальные центры пробации смогут создавать некоммерческие, религиозные организации и общественные объединения. Но в том-то и дело, что могут. Всё зависит от людей. Нужно обращаться к Председателю Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископу Пантелеимону (Шатову) и выстраивать церковно-государственное взаимодействие. Церковь предоставит свои ресурсы и наработки. Одна из таких наработок – наш дом трудолюбия, там, в том числе есть люди, отбывшие наказание.
Закон «О пробации в РФ» одобрен: Слава Богу, я долго ждал этого момента! Мы всегда говорили, что на Западе работает пенитенциарная система, а в России – нет. Слава Богу, теперь она появилась и у нас.
2. Что принесёт России закон О пробации в РФ
1. должен быть ходатай, защитник.
дающих падшим собратьям шанс на возвращение в нормальную жизнь.
Спаси, Господи, их заблудших питомцев.