Новая валюта Бразилии и Аргентины может создать второй по величине валютный блок в мире, поможет стимулировать региональную торговлю и снизить зависимость от доллара, пишет Financial Times. Присоединиться к этому союзу пригласят и другие латиноамериканские страны.
Авторы материала Майкл Стотт и Люсинда Элиотт пишут: «Поначалу основное внимание будет уделяться тому, как новая валюта (рабочее название "сур", что значит "юг"), поможет стимулировать региональную торговлю и снизить зависимость от доллара, сообщили официальные лица. Предполагается, что на начальном этапе валюта будет обращаться наравне с бразильским реалом и аргентинским песо».
«Будет принято решение о начале подготовки к запуску единой валюты, при этом будет рассматриваться все, от налогово-бюджетных вопросов до размера экономики и роли центральных банков», — сообщил министр экономики Аргентины Серхио Масса. «Предстоит исследовать механизмы торговой интеграции, — добавил он. — Не хочу внушать ложных ожиданий, это лишь первый шаг на долгом пути, который предстоит пройти Латинской Америке».
По оценкам авторов статьи, на валютный союз с участием всей Латинской Америки придется порядка 5% мирового ВВП. Для сравнения, на евро, крупнейший валютный союз мира, приходится порядка 14% мирового ВВП в долларовом выражении. Среди других валютных блоков следует упомянуть привязанный к евро западноафриканский франк КФА и восточно-карибский доллар. Однако их охват мирового экономического производства гораздо скромнее. Реализация проекта наверняка займет много лет. Масса подчеркнул, что на создание того же евро у Европы ушло 35 лет.
Бразилия и Аргентина обсуждают общую валюту последние несколько лет, но прежние переговоры провалились, поскольку этому воспротивился центральный банк Бразилии, сообщил один осведомленный чиновник. Теперь в обеих странах у власти левые, и проект получил новую политическую поддержку. Представитель министерства финансов Бразилии заявил, что у него нет сведений о рабочей группе по единой валюте. Но при этом отметил, что в прошлом году, еще до вступления в должность, министр финансов Фернанду Хаддад стал соавтором статьи о единой цифровой валюте Латинской Америки. Торговля между Бразилией и Аргентиной процветает и достигла первые за 11 месяцев прошлого года отметки в 26,4 миллиарда долларов — почти на 21% больше, чем за тот же период 2021 года. Обе страны считаются движущей силой регионального торгового блока МЕРКОСУР, куда также входят Парагвай и Уругвай. Новая единая валюта представляется привлекательнее для Аргентины, где годовая инфляция приближается к 100%, а центральный банк вынужден печатать деньги, чтобы покрыть расходы. По его данным, за первые три года президентства Альберто Фернандеса количество денег в обороте выросло вчетверо, а купюра песо наибольшего номинала на черном рынке не дотягивает даже до 3 долларов. «Поэтому в Бразилии, крупнейшей экономике Латинской Америки, перспектива связать себя с вечно нестабильным соседом вызывает беспокойство, ‒ пишут авторы. ‒ Дефолт 2020 года во многом отрезал Аргентину от международных долговых рынков, и страна все еще должна МВФ более 40 миллиардов долларов после финансовой помощи в 2018 году».
Боливийский политолог и бывший министр Мануэль Канелас назвал организацию СЕЛАК, основанную в 2010 году для координации политики стран Латинской Америки и Карибского бассейна без участия США или Канады, единственной в своем роде, поскольку она успешно пережила прошлое десятилетие, тогда как многие другие отошли на второй план. Однако левые лидеры Латинской Америки столкнулись со сложными глобальными экономическими вызовами. При этом их внутреннюю политику осложняют раздробленность и коалиционные правительства, а энтузиазм граждан насчет региональной интеграции падает. «Из-за этого шаги по интеграции наверняка предстоят осторожные. Они должны сосредоточиться на непосредственных результатах, которые докажут их пользу», — предупредил он.