Как нам возвратиться к Богу

Слово в Неделю 27-ю по Пятидесятнице

0
1683
Время на чтение 5 минут
Фото: Из интернет-источников

Сегодняшнее Евангелие — об исцелении десяти прокаженных. «Не десять ли очистились? Где же девять?» — вопрошает Господь. Не являемся ли мы теми девятью исцеленными, которые не возвратились воздать славу Богу? И хотя мы пришли сюда, чтобы участвовать в Евхаристии, то есть в таинстве благодарения, где мы находимся на самом деле, насколько правдивы наши сердца? Господь ждет нас. Он скорбит, когда не видит, что мы возвращаемся к Нему. Для чего же мы здесь? И как нам возвратиться к Богу?

Диагноз нашей болезни известен — неблагодарность, тайное зло, от которого мы должны быть очищены: «от тайных моих очисти мя», как говорит псалом (Пс. 18, 13). Когда нам плохо, мы поступаем, как эти десять прокаженных. Мы взываем ко Господу: «Помилуй нас!» Мы правильно поступаем, но почему мы поступаем так? Потому что хотим получить избавление от скорби или болезни? А Сам Он нужен ли нам? Почему мы обращаемся к Нему? Наша неблагодарность объясняется тем, что мы удовлетворяемся полученным, оставаясь без Христа. А когда у нас все хорошо — редко, когда такое бывает, но все-таки бывает, — почему мы забываем Его? Наша неблагодарность, слишком привычная, это и есть наше забвение о Боге. Мы должны бы благодарить Его всякий раз, когда получаем какое-либо благо. Или мы не можем благодарить, пока не получим от Него дар благодати? Какие удивительные созвучия: благодать, благодарить и дарить благо! Апостол Павел часто напоминает: «Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?» (1 Кор. 4, 7). Почему мы ведем себя так, будто если все у нас хорошо, то это благодаря нам самим?

Бывает также, что мы так подавлены бременем тревог и забот, что нам просто в голову не приходит благодарить Бога. Нам надо пробиться сквозь эту внешнюю видимость, сквозь эту толщу неблагодарности, и увидеть, что Бог никогда не оставляет нас. Даже если все у нас плохо и беды измучили нас, Бог и через них совершает наше новое рождение. И Дух Святой непрерывно ходатайствует за нас. Почему же мы забываем об этом? Нам мешает быть всегда благодарными Богу наше беспокойство о том, что происходит с нами и вокруг нас, и неуверенность на всех уровнях в нашем будущем. Погружаясь в мимотекущую суету, мы забываем о подлинно настоящем. Том настоящем, которое не только обыденность сегодняшнего дня, а настоящее нашего Бога Отца, присутствующего с нами, дающего нам хлеб наш насущный каждый день.

Так как же нам возвратиться к Нему с благодарностью? Как избавиться от такой привычной инертности, как стать живыми людьми, всегда исполненными подлинного изумления перед дарами Божиими? Для этого нам надо, снова вспомним прекрасное слово преподобного Серафима Саровского, обрести решимость. Он говорит о жизни, смыслом и целью которой является стяжание Духа Святого. Благодарение не приходит одно. Надо сильно возжелать этого дара благодати. И прежде всего необходимо научиться узнаванию того, что Бог дает. Во Христе Иисусе открывается нам чудо Отца Небесного и сила Духа Святого, всегда исполненные новизны. Эта новизна бесконечна, и нам никогда невозможно познать ее в достаточной мере. И мы тоже, несмотря на утомительную, как говорит Екклезиаст, повторность, остаемся всегда новыми. Если бы мы знали, как Бог чудесно одаряет нас, мы благодарили бы Его непрестанно. Господь наш благ, Он даром, ни за что, дарит нам Свое благо, а мы ищем своей выгоды. Его милосердие неисследимо, оно всегда предлагается нам. Надо, чтобы мы уподобились Ему — даром Его благодати, и всегда на новой глубине узнавали Его.

Господь дает нам образ. Всякий раз, когда Он молится, Он начинает с благодарения. Святые отцы говорят, что наша молитва становится подлинно христианской только тогда, когда Христос молится в нас. И значит, все заключается в том, чтобы мы жизнью своей давали Духу Святому действовать в нас. Он научит нас прежде всего благодарению — что бы с нами ни происходило и какими бы мы ни были. Возвратиться ко Христу — это и есть покаяние — значит совершить переход от принятия даров к узнаванию Того, Кто дал нам их. Мы знаем Его дары — в них узнаем мы Того, Кто дарит благо, Того, Кто един Благ. Того, Кто отдает Себя нам. Эту тайну знают родители, отдающие себя своим детям. Но если дети ограничатся подарками, которые получают, они, как говорится, начнут портиться. Во всех смыслах этого слова — так, как портятся плоды. И только когда их взор обращен к родителям, происходит подлинное узнавание ими полученного дара — в благодарении. Насколько бесконечно больше открывается эта радость там, где мы предстоим пред Отцом нашим Небесным! Он все дал нам и дает в Своем Единородном Сыне. Не будем испорченными, неблагодарными, себялюбивыми детьми, в то время как нам дается возможность непрестанно становиться новорожденными чадами Отца нашего Небесного в Духе Святом.

Не забудем, что благодарение, действие благодати — именно действие, а не просто переживание нами возвышенных чувств. Когда наше сердце радостно устремляется к любящему нас, мы находим способы засвидетельствовать свою благодарность. В конце концов, смысл христианской жизни заключается в том, чтобы искать и находить эти возможности.

Есть еще одна замечательная подробность, которую Господь открывает нам в этом событии. Только самарянин, «иноплеменник сей», изумленный и потрясенный, возвращается ко Христу и падает ниц к ногам Его. Именно это делаем мы в центральный момент Евхаристии, когда все изменено и преображено, оттого что Отец Небесный дает Духа Своего Святого, и священник падает ниц перед престолом Божиим, и мы с ним. В нашей сердечной молитве мы можем жить этим моментом, сокровенно длящемся во времени. Надо, чтобы несколько раз в течение дня мы возвращались так ко Господу — падая ниц перед Ним, сознавая смиренно всем нашим существом, что мы земля и прах, из которых Он создал нас. В житии святителя Иоасафа Белгородского есть рассказ, как объезжая свою епархию он остановился в доме одного священника, и не мог заснуть. Во время молитвы Господь показал ему, что на полке между цветочными горшками находятся запасные Святые Дары, завернутые в бумажку. Со страхом и трепетом святитель перенес их на стол посреди комнаты, зажег перед ними свечу, и, как перед престолом, всю ночь, преклонив колена, молился. Священник, допустивший такое небрежение к святыне, был запрещен в служении. А нам этот случай оставлен в напоминание, что значит Евхаристия, и кому и как открывает Господь духовное зрение к узнаванию присутствия Божия. Молитва — это память сердца, а неблагодарность — небрежение к святыне и забвение. Память сердца дает нам услышать, как Господь говорит нам: «Встань, иди, вера твоя спасла тебя». Быть спасенным это больше, чем быть исцеленным, больше, чем преходящее исцеление от какой угодно болезни. Если коснется нас благодать благодарения, мы не сможем молчать. Не столько словами, сколько тем, что мы есть, наша вера будет свидетельствовать о Благой Вести — о чуде, что каждый человек любим Богом и призван быть спасенным, не только исцеленным. Это будет наша Нечаянная Радость — праздник чудотворной иконы с таким именованием мы скоро будем совершать. Этой радости Пресвятая, Преблагословенная, исполненная Христова смирения, Божия Матерь приобщает нас в Своем гимне, который стал благодарением всей Церкви. Пусть каждый день как в храме звучит в нашем сердце эта песнь Пресвятой Богородицы: «Величит душа Моя Господа и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем». Чтобы Ее предстательством мы обрели способность без конца возвращаться к Богу, как бы ни поражала нас проказа греха. И через это благодарение возвещать всем, кто способен услышать, о ничем непобедимой Божией и нашей победе.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. В наших условиях покаяние и есть благодарность? Хоть какая-то...

Надо, чтобы несколько раз в течение дня мы возвращались так ко Господу...

Возможно, для миллионов раздавленных непрестанными внушениями и обработкой сознания коллективным Антихристом через СМИ, простое воспоминание о Нём и есть единственная доступная форма благодарности Богу в миру... По нашему-то лукавому времени... Хоть что-то...
Но чтобы это произошло начальные общие правильные авторские слова этого комма должны стать реальными и конкретными, типа: - "Надо, чтобы несколько раз в течение дня мы в любом месте в 9-12-15-18 ч возвращались ко Господу с единой простейший мысленной евангельской взаимомолитвой друг о друге: - Вспомним о присутствии Божием! Он здесь, рядом со всеми нами и с каждым в отдальности: - ГОСПОДИ СПАСИ НАС, грешных, ПОГИБАЕМ". В одной лодке тонем...
Хорошо, если удастстся воздать славу Господу, но... у многих сил даже на секундное покаяние может не хватить...

Да и четкой организации и призыва к подобной бытовой секундой покаянной молитвы, посильной любому, не отказавшегося от Бога и Церкви, всё равно нету... А значит нет и ОБЩЕЦЕРКОВНОЙ молитвы когда-то Святой Руси... Жизнь...

Хоть бы во время войны, горя и страданий объединили людей в ПОСИЛЬНОЙ, доступной, единой, КОНКРЕТНОЙ объединяющей молитве о спасении.., не зависящей от места нахождения молящихся...
Но нет такого призыва Церкви! А общие фразы... "Надо несколько раз в течение дня возвращаться ко Господу", конечно, очень красивы и непрестанны... Кто спорит?!

Я, конечно, могу ошибаться — НО ВЕДЬ ДАЖЕ НЕ ПОПРОБОВАЛИ!
Даже такие люди, как отец Александр не может... даже ПОПЫТАТЬСЯ ПРЕДЛОЖИТЬ реально ОБЪЕДИНИТЬ ВСЕХ грешных, немощных, одураченных, проданных и преданных, но крещеных людей в единой РЕАЛЬНОЙ молитве в реальной жизни...
ПОСЛЕДНЯЯ НАДЕЖДА....
Жизнь...
Извините...
Сант / 18.12.2022, 08:38
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Есть ли место для Бога в нашей жизни?
Слово в день начала Рождественского поста
28.11.2024
Ради этого Он пришел — найти то, что потеряно
Евангелие среды (Лк, 78 зач., 15, 1—10)
27.11.2024
Все или ничего
Евангелие вторника (Лк, 77 зач., 14, 25—35)
26.11.2024
Еще одна заповедь блаженства
Евангелие понедельника (Лк, 75 зач., 14, 12—15)
25.11.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Последние комментарии
Какое «собирание народов», если под угрозой существование России?!
Новый комментарий от Константин В.
28.11.2024 17:21
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от seaduck
28.11.2024 16:03
ВРНС – инструмент единения русского народа
Новый комментарий от учитель
28.11.2024 16:00
Такую судью «на мыло»!
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
28.11.2024 14:13
Русская национальная идея: «Москва – Третий Рим» и «Православие, Самодержавие, Народность»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
28.11.2024 13:13
Что означает трамповский лозунг «Америка превыше всего»?
Новый комментарий от viktormaximov
28.11.2024 13:12