«Это была попытка изменить генетический код нашего народа»

В Москве открылась мультимедийная экспозиция «100-летие подвига новомучеников и исповедников Российских при изъятии святынь»

Бывший СССР  Новости РПЦ  Проблемы церковной жизни 
0
804
Время на чтение 7 минут
Фото: Pravoslavie.ru

В первой половине 1922 года большевистская власть под предлогом борьбы с голодом в Поволжье и в других регионах РСФСР приступила к конфискации церковных ценностей, сопровождавшейся поруганием святынь и массовыми репрессиями против духовенства и верующих. Этой трагической годовщине посвящена новая мультимедийная экспозиция «100-летие подвига новомучеников и исповедников Российских при изъятии святынь», открывшаяся в Москве, в историческом парке «Россия – моя история» (ВДНХ, павильон 57), сообщает Православие.ru.

Выставка, организованная Патриаршим советом по культуре, Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом, историческими парками «Россия – моя история» и Фондом содействия сохранению христианских ценностей при поддержке Фонда президентских грантов, также пройдет в 10 регионах страны: Владивостоке, Новосибирске, Омске, Пятигорске, Самаре, Ставрополе, Тюмени, Уфе, Челябинске и Южно-Сахалинске.

К открытию выставки был приурочен круглый стол «100-летие подвига новомучеников и исповедников Российских при изъятии святынь», состоявшийся 6 декабря 2022 года.

Заседание открыл митрополит Крутицкий и Коломенский Павел, председатель Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечиванию памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской. Приветствуя собравшихся, владыка отметил: «В нашей рабочей группе по увековечиванию памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской был поставлен вопрос, как правильнее говорить: “изъятие святынь” или “изъятие церковных ценностей”? Мы приняли решение говорить “изъятие православных святынь”. Но потом, встречаясь с разными светскими и церковными людьми, я понял, что все же правильнее говорить об “изъятии церковных и духовных ценностей”, потому что это была попытка не только изъять какие-то вещественные ценности, но самое важное, о чем не говорилось, но подразумевалось как бы само собой, – это была попытка изменить генетический код нашего народа, его суть. Изъятие материальных ценностей было продиктовано желанием лишить наш народ церковных святынь, а вместе с ними – наших традиций и духовных ценностей». Владыка Павел выразил надежу, что все посетители экспозиции откроют для себя много нового и полезного и, главное, поймут, что главная ценность, которой мы обладаем, – это Святая Русь. Закончил владыка пожеланием, чтобы молитвами новомучеников и исповедников Господь укреплял веру нашего народа.

Заместитель заведующего отделом новейшей истории Русской Православной Церкви Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Александр Мазырин рассказал об участии университета в подготовке выставки и передал слово старшему специалисту отдела М.М. Гару, который ознакомил собравшихся с концепцией выставки и ее наполнением.

Научный сотрудник отдела новейшей истории РПЦ священник Сергий Иванов выступил с докладом «Каких целей достигла кампания по изъятию церковных ценностей?». Он озвучил официальные причины, по которым была начата кампания по изъятию церковных ценностей, а также ее реальные мотивы, рассмотрев данную тему с трех сторон – политической, финансовой и духовной. Политические причины были связаны с желанием советского правительства добиться своего признания со стороны зарубежных государств и прекратить международную изоляцию, а заодно устранить Русскую Церковь как политического противника. Финансовые причины были обусловлены необходимостью наполнить опустевший золотой фонд страны и восстановить народное хозяйство. Духовная сторона вопроса состояла в идеологической несовместимости религии и коммунизма.

Историк А.Л. Мясников рассказал малоизвестную историю исчезновения вывезенных из Санкт-Петербурга в город Тихвин предметов церковной утвари, а также о том, как под предлогом помощи голодающим изъятые церковные ценности шли на личное обогащение творцов революции.

Древлехранитель Златоустовской епархии иерей Алексий Алексеев сделал доклад на тему «Опыт изучения истории гонений XX века на примере Златоустовской епархии». В нем отец Алексий обратил внимание на актуальность и востребованность изучения церковной истории Южного Урала, столетие назад тяжко пострадавшего от обновленческого раскола, и рассказал о создании музея Златоустовской епархии, главная задача которого привить посетителям понимание важности изучения истории. Исследование подвига новомучеников, основные вехи которого четко обозначены в музейной экспозиции, уже привлекло внимание не только прихожан епархиальных храмов, но и получило позитивный отклик в самой широкой молодежной среде.

Директор Мемориального центра «Бутово» И.В. Гарькавый выступил с докладом «Память Церкви о подвиге новомучеников: проблемы, задачи, решения», рассказав о работе, осуществляемой приходом храма Новомучеников и исповедников Российских в Бутове при поддержке Фонда президентских грантов, в частности, о передвижной выставке «Русская голгофа: 1917–1921», повествующей о подвиге, который совершили русские люди в те годы.

С заключительным докладом на тему «Почитание новомучеников церковным народом в наше время: направления деятельности Церкви» выступил благочинный московского Сретенского ставропигиального монастыря иеромонах Афанасий (Дерюгин). Он обратил внимание на тот факт, что почитание новомучеников за последние годы не увеличивается, а число верующих людей, знающих имена подвижников благочестия XX века – мало. Отец Афанасий озвучил ряд предложений по исправлению ситуации, в частности: более частое совершение посвященных новомученикам богослужений на приходах; написание и более широкое распространение житий новомучеников; организация туристических и паломнических маршрутов по местам, связанным с жизнью и подвигом новомучеников; поиск в биографиях новомучеников близких современным людям тем; распространение информации о покровительстве новомучеников врачам, юристам, учителям и т.д.

В завершение встречи митрополит Крутицкий и Коломенский Павел поблагодарил участников круглого стола, создателей и организаторов выставки, отметив важность рассмотренных вопросов и их актуальность в наши дни.

После окончания заседания собравшиеся ознакомились с представленной экспозицией.

Выставка открыта для посещения всеми желающими в часы работы исторического парка «Россия – моя история» (ВДНХ, павильон 57) до 30 января 2023 года. Вход свободный.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

8. На 7 комментарий

Гонения на староверов-старообрядцев с середины 17 века по начало ХХ века периодически то шли на спад, то вновь набирали обороты, всё зависело от субъективного отношения конкретного правящего Монарха к данной проблеме. Но то обстоятельство, что старообрядцы активно участвовали и в восстании Разина, и в восстании Пугачёва, и приветствовали Наполеона при его вступлении в Москву, и спонсировали революционные партии начала ХХ века, свидетельствует о том, что внутри Российской Империи на протяжении всего периода её существования имелась многочисленная спаянная хорошо организованная и финансово обеспеченная сила, которая вела непримиримую борьбу против существующей власти. С точки зрения тогдашней власти это можно было бы назвать подрывной деятельностью "пятой колонны" или "внутренней эмиграции", поскольку староверы ненавидели власть Романовых и официальную "никонианскую" Церковь так же, как впоследствии белоэмигранты ненавидели Советскую Власть и официальную "сергианскую" Церковь, с той лишь разницей, что староверы при этом жили непосредственно внутри страны, а белоэмигранты за рубежом. Однако надо признать, что именно сама Верховная власть, как светская, так и церковная, своими непродуманными агрессивными необоснованно жестокими действиями по насаждению реформы Никона создала это абсолютно ненормальное положение дел, когда внутри государства миллионы людей возненавидели это государство и всячески ему вредили по мере сил и возможностей на протяжении нескольких столетий.

7. Ответ на 6, С. Югов:

Роль Раскола трудно переоценить. А труды о рскольниках А.В. Пыжикова - упокой, Госполи его душу-относятся к тем, которые очень хотят и любят опровергать, но от этого их значение на эту тему не снижается.


Я уточнил (может быть, не очень ясно), что имею в виду конкретную связь Раскола с последующим периодом нашей истории. Тут многое притягивается за уши. Так, в поисках старообрядческих корней большевиков Пыжиков просто фантазирует. Гонения были не "перманентны", как представляется ув. Русскому Сталинисту, а имели определенные фазы (иначе не было бы расцвета старообрядческой культуры в XVIII в.).

Не понаслышке знаю, что у профессиональных историков старообрядчества писания Пыжикова вызывают гомерический хохот. (Да и сами старообрядцы ими, мягко говоря, недовольны - некоторые из них полагали даже, что Пыжиков хотел обострить их конфликт с "никонианами".) И с духовным измерением там не все в порядке - здесь на сайте есть хорошая статья А. Д. Степанова по этому поводу.

Константин В. / 10.12.2022, 01:31

6.

Роль Раскола трудно переоценить. А труды о рскольниках А.В. Пыжикова - упокой, Госполи его душу-относятся к тем, которые очень хотят и любят опровергать, но от этого их значение на эту тему не снижается.
С. Югов / 09.12.2022, 19:57

5. Ответ на 3, Русский Сталинист:

17-й год вырос из 17-го века.


Надо заметить, что роль Раскола в последующей истории и степень радикализма старообрядцев все-таки сильно преувеличены Пыжиковым (чьи труды получили большое распространение).
Константин В. / 09.12.2022, 14:44

4. Ответ на 2, E.O. :

Фраза, вынесенная в заголовок, звучит, мягко говоря, не совсем научно.


Безусловно. Постоянные упоминания генов начинают раздражать.
Константин В. / 09.12.2022, 14:42

3. На 1 комментарий:17-й век- Роковой век Русской Истории. Смута и Раскол навсегда изменили генетический код и национальное самосознание Русского народа

А что с Расколом? Или это не была весьма удачная попытка "изменения генетического кода Русского народа"? Огромная масса Русского народа оказалась поставлена вне закона, выброшена на обочину жизни и на протяжении двух с половиной столетий переживала разной степени интенсивности перманентные гонения и притеснения со стороны государства. Давно уже не секрет, что очень часто после Революции храмы и церкви рушили вовсе не "атеисты-безбожники" или мифические "большевики-сатанисты", а самые реальные всамделишние старообрядцы, т.е. дети, внуки и правнуки тех, кого прежняя Романовская власть гнала и притесняла столетиями, и вот теперь они, воспользовавшись ситуацией, сводили счёты с официальной "никонианской" Церковью, которая в их представлении была прислужницей прежнего режима. Так одно зло родом из 17-го века породило другое зло уже в 20-м веке. По-другому и не бывает, ибо Зло всегда порождает Зло.

17-й год вырос из 17-го века. То, что творилось на Руси с середины 17 века по начало ХХ века, в Московской Руси Рюриковичей было просто немыслимо. Невозможно представить себе, чтобы при Дмитрии Донском, Иване Великом или Иване Грозном произошло нечто подобное грандиозным народным восстаниям Степана Тимофеевича Разина и Емельяна Ивановича Пугачёва, или хотя бы локальным восстаниям вроде Медного бунта, Соляного бунта, восстания Булавина.

2.

Фраза, вынесенная в заголовок, звучит, мягко говоря, не совсем научно.
E.O. / 09.12.2022, 06:53

1. Это была попытка изменить генетический код нашего народа

Ждём выставку с материалами о столыпинской реформе под таким же девизом:
"Это была попытка изменить генетический код нашего народа".
Или "это другое"?
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Бывший СССР
Финский суицид
Контуры национального предательства
19.04.2024
День памяти дипломата кн. А.А.Безбородко
Сегодня мы также вспоминаем дипломата путешественника И.И.Лепехина, художника В.Л.Боровиковского, историка литературы Л.Н.Майкова, генерала П.И.Батова, писателя С.П.Залыгина и реставратора А.П.Грекова
19.04.2024
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Контора артели «Новый путь», чайхана, «наливайка» – всё это на месте святынь
18.04.2024
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Как сохранить Россию, укрепить Государственность и Церковь, необходимо обсуждать на всенародном уровне
18.04.2024
Высока у подвига цена
К 90-летию учреждения звания Героя Советского Союза
17.04.2024
Все статьи темы
Новости РПЦ
Все статьи темы
Проблемы церковной жизни
Есть ли внутри УПЦ «тайный сговор»?
Об одной интересной дискуссии между двумя известными прихожанами канонической Украинской Православной Церкви
04.04.2024
Почему ушёл Малофеев?
О подоплёке отставки зампреда ВРНС
26.03.2024
Торжествует ли у нас Православие?
Нужно успевать спасаться всем, кто всерьез беспокоится о своей вечной участи, нужно использовать каждый оставшийся день как последний для своего личного покаяния
23.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:29
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:17
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40