«Если мы утратим Веру и традиции - потери будут невосполнимы»

Доклад на Викариатском этапе XXXI Международных Рождественских образовательных чтений

Традиционные духовно-нравственные ценности России  Калязинский район - решение вопросов по-русски 
1 Varvara 
635
Время на чтение 24 минут
Фото: из личного архива автора

В московском храме Преображения Господня на Преображенской площади 26 ноября состоялся Викариатский этап XXXI Международных Рождественских образовательных чтений «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека». С большим и обстоятельным докладом на мероприятии выступил глава Калязинского района Константин Геннадьевич Ильин по вопросам русской идеологии и об опыте района в духовно-нравственном воспитании молодежи, который мы и представляем вниманию наших читателей.

Государства, построенные на нравственных принципах, всегда имели социальное, экономическое и политическое преимущество, что приводило к их процветанию и росту благосостояния. Поэтому единственный способ выхода из любого кризиса, победить в войне – повысить нравственность, духовность народа. Экономику, даже после самых сильных потрясений и войн, можно восстановить в короткие сроки. Но если мы утратим свои традиции, культуру и особенно истинную православную веру – эти потери будут невосполнимы.

Повсеместной бедой для воспитания нравственности молодежи является глобальная цифровизация и информатизация. Воспитание и обучение детей и молодежи осуществляется в условиях неконтролируемой, агрессивной и разрушительной информационной среды, настоящей информационной войны. А мы знаем, что это и есть один из шести способов разрушения страны наряду с экономическим, идеологическим и другими видами оружия.

Томится дух и плачет безутешно, облекая горький плач свой в слова древней молитвы: «Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится Имя Твое в России! Да придет царствие Твое в России! Да будет воля твоя в России…» Так дерзновенно взывал некогда ко Господу великий русский праведник и чудотворец отец Иоанн Кронштадтский. Так бы и нам всем вопиять ныне – памятуя древнюю славу Руси, скорбя над ее нынешним убожеством и срамом…

Митрополит И. Снычев: «Где же ты, некогда могучий и державный, русский православный народ? взывает к нам из хаоса Смуты 1918 года святейший патриарх Тихон. Неужели ты совсем изжил свою силу? И вот, ныне ты лежишь, поверженный в прах, попираемый своими врагами, сгорая в пламени греха, страстей и братоубийственной злобы. Пора понять – именно сейчас решается вопрос: удастся ли разрушителям России и дальше обманывать русский народ, завлекая его хитростью и ложью на путь безвозвратного самоуничтожения, к мрачной пропасти окончательной гибели, или ценой многих жертв и страданий мы все же прозреем, очнёмся, одумаемся. Ведь только тогда сможем мы обрести надежду на спасения, волю к жизни и утерянную было духовную мощь. Мир, по которому отторгаются от нас целые области, населённые православным народом… десятки миллионов православных людей попадают в условия великого духовного соблазна… мир, по которому даже искони православная Украина отделяется от братской России и стольный град Киев, “мать городов русских”, колыбель нашего крещения, хранилище святынь, перестает быть городом державы Российской, мир, отдающий наш народ и Русскую землю в тяжкую кабалу, такой мир не даст народу желанного отдыха и успокоения. Церкви же Православной принесет великий урон и горе, а Отечеству неисчислимые потери».

Мы все понимаем, что духовно-нравственный потенциал детей и молодежи – это основа жизни и безопасности России, основа сохранения жизни на земле.

Основная цель образования детей и молодёжи: создание условий для воспитания и обучения гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей, исторических и национальных культурных традиций.

На территории муниципального образования «Калязинский район» целенаправленно и успешно реализуются мероприятия Стратегии духовно-нравственного воспитания детей Тверской области на 2018 – 2027 годы, в настоящее время разработаны и выполняются межведомственные региональные и муниципальные планы.

С 2018 года осуществляет свою деятельность Координационный совет по духовно-нравственному воспитанию граждан Калязинского района, который определяет приоритетные направления в работе по духовно-нравственному воспитанию. В рамках заседаний Совета проводятся «круглые столы», научно-практические семинары, встречи с писателями, учёными. В феврале 2022 года состоялась очередная моя встреча с родительской общественностью по вопросам духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи.

Между образовательными учреждениями и православными приходами церквей города Калязина и Калязинского района заключены договоры о сотрудничестве в сфере образовательной деятельности, духовно-нравственного и патриотического воспитания, которые способствуют укреплению взаимодействия церковных и светских систем образования.

Традиционным стало проведение на Калязинской земле в сотрудничестве с Международной общественной организацией «Русское собрание» международных научно-практических конференций «Калязинские чтения». В рамках конференций рассматриваются вопросы национального суверенитета России, русской идеологии, сохранения русской культуры, традиционных семейных ценностей и др.

В целях гражданского и нравственного развития общества и духовно-нравственного и патриотического воспитания населения Калязинского района ежегодно в июне проводятся мероприятия в рамках празднования памятных «Макарьевских дней»: День памяти прп. Макария Калязинского, Крестный ход от Вознесенского Храма к памятнику прп. Макария Калязинского, торжественное возложение цветов, День города, выставки, фестивали, чтения, экскурсии и др.

Ещё в мае 2020 года президент РФ В.В. Путин инициировал изменения в законе «Об образовании в РФ», направленные на повышение значимости воспитания в образовательном процессе. Трудно спорить с утверждением, что воспитание это фундаментальная часть нашей образовательной системы. Впервые понятие воспитание закреплено законодательно.

Какие ценности мы будем вкладывать в наше подрастающее поколение, что сможет дать нашим детям детский сад, школа, учреждения дополнительного образования, педагоги, какую среду мы сформируем вокруг ребёнка с самого детства – всё это системообразующие вещи для общества и формирования будущего нашей страны.

С 1 сентября 2021 года воспитательная работа стала одной из составных частей образовательной программы. Сама по себе программа не является инструментом воспитания ребёнка. Воспитывает не документ, а педагог – своими действиями, словами, отношением. В учебных планах наших школ нет иностранных учебных программ, нет засилья иностранной литературы. Традиционно очень важным является живое слово учителя, особенно на уроках гуманитарного цикла предметов, живое общение, взаимодействие педагогов и обучающихся, поскольку нет ничего важнее в духовно-нравственном воспитании детей, чем личный пример учителя его любви к детям, его профессионализма.

Немалый опыт работы по духовно-нравственному воспитанию детей накоплен и нашими педагогами, которым они охотно делятся как с коллегами своей школы и своего муниципалитета, так и педагогического сообщества региона. Педагоги и учащиеся Калязинского района принимают активное участие в Фёдоровских образовательных чтениях (г. Кимры) и в Фаддеевских образовательных чтениях – региональном этапе (г. Тверь), Международных Рождественских образовательных чтений.

В 2019 году совместно с Отделом религиозного образования и катехизации Тверской и Кашинской епархии был проведён семинар по вопросам духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в рамках реализации программы «Добрый мир». Всем дошкольным образовательным учреждениям и дошкольным группам школ были переданы учебно-методические комплекты по данной программе, которые сейчас активно используются в образовательном процессе.

На межрегиональной научно-педагогической конференции «Вызовы современности и ответы воспитательной политики», которая проводилась в 2022 году совместно с представителями педагогической общественности Угличского и Борисоглебского района Ярославской области, педагогами Калязинского района были представлены воспитательные практики по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей.

Традиционно в Калязинском районе проводится большое количество патриотических акций и мероприятий. Наши дети – активные участники творческих фестивалей: «Салют, Победа!», «Молодёжный звездопад», Открытый православный фестиваль детского и молодёжного творчества «Искорка Божия», «Рождественский фестиваль», ежегодного Волжского крестного хода и Фестиваля духовной музыки, проходящего в его рамках; экспедиции «Под княжеским стягом…», ежегодных праздничных мероприятиях, посвящённых победе войск русского ополчения под предводительством князя М.В. Скопина-Шуйского в Смутные времена и патриотический фестиваль «Калязин. Родина. Единство».

Основы духовно-нравственных ценностей формируются у детей начиная с дошкольного возраста. Ежегодно в дошкольных образовательных учреждениях нашего района проводятся: Праздничные мероприятия, посвящённые православным праздникам: Рождеству Христову, Рождественским Святкам, Масленице, Светлому Христову Воскресению – Пасхе (знакомство с культурными, духовными традициями жизни русского народа); чтение народных и авторских сказок, литературных произведений из серии «Детям о вере», о материнской любви; знакомство детей с жизнью православных святых и защитников Земли русской, как примером высокой духовности и нравственности, патриотизма (рассказы с использованием мультфильмов и видеофильмов); экскурсии в храм. Ознакомление с особенностями архитектуры, внутренним устройством, иконографией; экскурсии на природу. Изучение Красоты Божьего мира; слушание классической, духовной и колокольной музыки.

Значительную роль в духовно-нравственном воспитании школьников играет курс Основы православной культуры (изучается в рамках курса Основы религиозных культур и светской этики, введённого в учебные планы школ для учащихся 4-ых классов с 2009 года, то есть уже в течение 12 лет). Этого мало. Необходимо изучать Закон Божий, молитвы детям. За последние годы наблюдается явная тенденция в сторону увеличения числа детей, родители которых выбирают для изучения именно модуль Основы православной культуры (Из 6 модулей, предлагаемых в курсе). Этому способствует и участие в проведении родительских собраний по выбору модуля представителей духовенства, священников Калязинского благочиния.

Особое внимание по освоению учащимися основ православной культуры уделяется формированию у дошкольников и школьников понимания значения в жизни русского народа православных праздников и молитв, подвижничества и подвигов святых Русской Православной Церкви, церковно-славянского языка.

Успешному и более глубокому освоению Основ православной культуры, духовно-нравственному воспитанию обучающихся, несомненно, способствует взаимодействие образовательных учреждений района с Калязинским краеведческим музеем, Воскресной школой «Дорога к Храму» при храме Вознесения Господня в городе Калязине, Воскресных школ села Спасское и села Нерль. В планах воспитательной работы школ, в планах летней оздоровительной кампании предусмотрено и посещение храмов, и паломнические поездки.

С 2015/2016 учебного года в учебные планы школ введён курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Его ежегодно уже в течение 6 лет изучают все обучающиеся 5-ых классов.

В 6-7 и 8-9 классах педагоги школ успешно используют на уроках материалы учебного пособия «История Тверского края», которыми регион обеспечил ОУ района в полном объёме, в расчёте на всех обучающихся и педагогов.

С этого учебного года в 5-7 классах должно быть эффективно использовано поступившее в наши школы учебно-методическое пособие по истории России «Светлое имя России: Александр Невский – эпоха и подвиги» из серии «Светочи Великой Руси» кандидата культурологии Елены Александровны Резчиковой.

Все образовательные учреждения района (и школы, и детские сады) принимают участие в реализации регионального проекта «Моя Семья». Разрушение семейных ценностей – элемент ювенальной юстиции. Необходимо бороться с этим.

С 2017/2018 учебного года, то есть уже в течение пяти лет, старшеклассники (10-11 классы) средних школ Калязинского района (школы вошли в список пилотных площадок Тверской области) изучают курс «Нравственные основы семейной жизни». По отзывам учащихся, данный учебный курс интересен и полезен, так как заставляет задуматься о системе ценностей: о смысле жизни, о материнстве, отцовстве, браке, о том, что здоровая и крепкая семья – это основа общества и государства. «Надеемся, – говорят родители, – что благодаря этому курсу дети будут более сознательно относиться к созданию крепкой и счастливой семьи».

В соответствии с Межведомственным планом по реализации стратегии духовно-нравственного воспитания детей в Тверской области в 2021 – 2024 годах, утверждённым Правительством Тверской области от 12.04.2021 года, во всех общеобразовательных организациях Тверской области необходимо реализовывать региональные проекты: «Добротолюбие» – с 1-ого по 4-ый класс, «Моя семья» – с 1-ого по 11-ый класс, «Семейные ценности» – с 10-ого по 11-ый класс. «Историческое просвещение» – с 5-ого по 11-ый класс. Тверским областным институтом усовершенствования учителей совместно с отделом религиозного образования и катехизации Тверской и Кашинской епархии разработаны прекрасные, подробнейшие методические материалы для проведения занятий, содержащие конспекты занятий, презентации, видеофрагменты.

Сегодня, с учетом военной ситуации, необходимо в школах изучать НВП.

В нашем муниципалитете, и на уровне образовательных учреждений, и на уровне района, всегда проводится большое количество мероприятий, направленных на духовно-нравственное, патриотическое воспитание детей и молодёжи.

В образовательных учреждениях регулярно проводятся тематические беседы и классные часы, посвящённых знакомству детей с жизнью православных святых и защитников земли Русской как примерами высокой духовности, нравственности, патриотизма. В детских садах – мероприятия, посвящённые слушанию классической, духовной и колокольной музыки, просмотру произведений духовно-патриотической направленности.

На уроках гуманитарного цикла предметов, классных часах и во время проведения внеклассных мероприятий проходит обсуждение поступков героев прежних времен и современных героев, поступков сверстников, организуется просмотр классических и современных фильмов и спектаклей с последующим обсуждением.

Ежегодно, в марте, в ОУ Калязинского района проводятся мероприятия, посвящённые «Дню православной книги».

Уже в течение 9 лет в Калязинском районе совместно с «Тверьгосфильмофондом» организуется проведение межрегионального кино-арт марафона «Из плена иллюзий», в рамках которого проводятся творческие конкурсы духовно-нравственной и патриотической направленности для учащихся школ и студентов колледжей: конкурс сочинений «Герои земли русской: история и современность» для учащихся 5-8 классов; конкурс видеороликов и презентаций «Наши истоки» для учащихся 9-11 классов, студентов колледжей; фотоконкурс «Летопись земли Калязинской» для учащихся 7-11 классов, студентов колледжей; конкурс изобразительного искусства «Моя Родина – Россия» для учащихся 5-11 классов, воспитанников учреждений дополнительного образования детей; конкурс сочинений «Добрые традиции дома» для учащихся 6-7 классов; конкурс видеороликов «Родительский дом – начало начал»; конкурс театральных миниатюр «С любовью к России»; муниципальный семейный исторический эрудицион «Традиции русской земли», в котором приняли участие 50 дошкольников и 52 ученика начальных классов.

Основная тема кино-арт марафона в 2022 году «Во славу Отечества» и мероприятия посвящены великим русским битвам, русским героям: анкетирование «Каждый день горжусь Россией»; заседание Совета Молодёжи при Главе Калязинского района на тему: «Патриотизм русского народа: традиции и современность»; конкурс поэтической декламации «История России в стихах» (поэтические произведения России отечественных авторов); конкурс детского рисунка «Святой Руси отважные сыны»; районный конкурс сочинений духовно-нравственной и исторической тематики среди учащихся 4-11 классов общеобразовательных учреждений и студентов колледжей на темы: «О духовном смысле явления Небоявленного Креста Господня в 1423 году близ села Антушково, ныне Ивановская область (Годеновский Крест)» (4-6 кл.); «Роль Царя Ивана IV Васильевича (Грозного) в создании святой Руси» (7-8 кл.); «Духовный искупительный жертвенный подвиг Царя Николая II Романова и его мученической семьи для спасения России и русского народа» (9-11 кл., студенты колледжей); Конкурс исторических проектов «Рубежи русских побед» для учащихся 8-11 классов общеобразовательных учреждений и студентов колледжей.

Ежегодно учащиеся 4-11 классов школ района участвуют в Общероссийской олимпиаде школьников по Основам православной культуры, в первом (епархиальном) этапе международного конкурса детского творчества (рисунков) «Красота Божьего мира».

В 2021 году три работы учащихся Семендяевской школы были направлены на региональный конкурс творческих работ «Борисоглебская обитель: история и современность», приуроченный к 450-летию обретения мощей преподобного Ефрема Новоторжского и направленный на привлечение детей, подростков и молодёжи к изучению культурно-исторического наследия Тверской области. Работа Карины Рощиной, ученицы 5 класса – рисунок «Памятник Ефрему Новоторжскому» заняла призовое место (учитель Тамара Александровна Мизюкова).

Трое учащихся Городской основной школы и один Нерльской средней школы стали победителями и призёрами регионального конкурса декоративно-прикладного творчества «Сияют нимбы сквозь века», посвящённого Дню памяти святой благоверной великой княгини Анны Кашинской.

Учащиеся наших школ успешно принимают участие в этапах Всероссийского конкурса сочинений «Без срока давности» и Всероссийского конкурса исследовательских проектов «Без срока давности», становятся победителями и призёрами на региональном уровне.

В 2021 году все школы нашего района приняли активное участие в реализации музейно-образовательного проекта «Преподобный Макарий – святой заступник земли Калязинской», организаторами которого стали «Калязинский музей им. Н.Ф. Никольского», Муниципальный орган управления образованием Калязинского района и Калязинская районная общественная организация Краеведческий православный клуб «Путник».

В прошлом году в образовательных учреждениях Калязинского района был проведён ряд мероприятий (классные часы, лекции, беседы), посвящённых празднованию 800-летия со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского.

Значительное количество воспитательных мероприятий было посвящено празднованию 500-летия обретения мощей святого преподобного Макария Калязинского:

- проведение в ОУ тематических бесед и классных часов, посвящённых знакомству детей с жизнью православных святых и защитников земли Русской как примерами высокой духовности, нравственности, патриотизма, в детских садах; - мероприятий, посвящённых слушанию классической, духовной и колокольной музыки, просмотру произведений духовно-патриотической направленности; участие детей в районной выставке декоративно-прикладного творчества «Пасхальный сувенир», межрегиональном открытом фестивале духовной музыки «Пробуждение души»; участие в областном дистанционном конкурсе детского изобразительного творчества «Преподобный Макарий Калязинский – чудотворец Тверской земли»; организация и проведение межмуниципального конкурса учащихся Калязинского, Кашинского, Кимрского и Кесовогорского районов «Святой преподобный Макарий Калязинский» по номинациям: «Конкурс чтецов», «Конкурс сочинений, эссе», «Конкурс рисунков», «Конкурс фотографий»; организация межмуниципального конкурса учащихся Калязинского, Кашинского, Кимрского и Кесовогорского районов «Святой преподобный Макарий – защитник и небесный покровитель земли Калязинской» по номинациям: «Конкурс презентаций», «Конкурс видеороликов»; муниципальный конкурс творческих работ «Святые благоверные князья Михаил Тверской и Александр Невский: духовный подвиг веры и преданности.

С 2022 года дополнительно реализуется новый музейно-просветительский проект «С визитом в усадьбу». Первый «культурный десант» высадился в Нерльской школе, где и провёл программу «Преданья старины глубокой» для детей Нерльской и Семендяевской школы, пожелавших принять участие в данном мероприятии. Это было изучение материала по дворянской усадьбе, располагавшейся когда-то на территории нынешнего Нерльского сельского поселения, знакомство с владельцами усадьбы и их занятиями, с дворянской культурой и бытом.

Большая работа в школах района проводится по сохранению чистоты русского языка, о вреде сквернословия.

«Язык-среда обитания народа: мы дышим речевой продукцией своих современников и своих далеких предшественников. И чем длительнее непрерывная традиция данного языка, тем мощнее звучит голос предков, тем сильнее связь поколений».

По данным многих исследователей, язык от Адама, которому Господь поручил назвать «все по сути их», наиболее сохранен в языке славян. Слова славянские, даже видоизменяясь, несут суть Божьего замысла обо всех и обо всем, что сотворено Богом-Словом. И из всех языков славянских святой Кирилл отобрал краснейшие слова для перевода святых книг.

Воспринимая Православную веру душою, русский человек готов и «душу свою положить за други своя, за Храм, веру свою, за Святую Русь-Отечество свое. Эти объясняются характерные черты русской души-религиозность, патриотизм, жертвенная любовь к Богу и ближним, смирение и долготерпение. И это доказано подвигом поколений, крепко стоявших за веру, царя и Отечество.

Русские были миролюбивы, однако все мировые поработители откатились от Руси благодаря Великой Божией помощи и подвигам русских солдат и полководцев. Потому что, испытав все возможности мирного разрешения конфликта, наши предки вместе вставали на защиту родных святынь.

Русское благочестие поражало иностранцев, посетивших Московию.

В основе проблем современной России - отступление от веры предков.

Когда 100 лет назад значительная часть людей русских открыто отказалась от веры предков и решила построить Рай без Бога, тогда само существование Российской Империи как суверенного государства оказалось под вопросом, а злодейское убийство Царской Семьи словно открыло «ящик Пандоры», и некогда крещенный, образовавший Русь Святую народ был ввергнут в мрачную пучину братоубийств, беззаконий и нечестия.

Возвращение в храмы активно началось в 1990-е годы, но враги Русской Церкви уже увидели угрозу, вокруг Православной Церкви они стремятся создать поле недоверия, лжи и ненависти. Их цель – отдалить русский народ от источника православной веры - от матери-Церкви.

В 1991 году на Русь хлынуло все, что только можно, да не все доброе. И вот уже несколько поколений обеднена и изменена, опошлена среда обитания нашего народа, некогда способная взрастить людей чистой души, евангельской жертвенной любви, несущих Свет Христов, не зараженных ни гордыней, ни тщеславием, ни своекорыстными интересами.

Ложью и низменными страстями пропитано большинство программ, финансируемые врагами России. Множество соблазнов делает доступными интернет-сеть. Через этого врага, которого мы сами впускаем в свой дом, калечатся наши чувства, воля и разум. В информационной войне против нас искажают русское слово, историю народа и традиции, натравливают народ на народ, поколение на поколение, разоряют семьи, коварно зомбируют и программируют сознание людей.

Курс дьявольской силы, поработившей почти весь мир и многое в России, взят (и открыто декларирован уже не раз) на уничтожение русских и на подмену Православия. Западный мир осуществляет постепенное введение в храмы иудеохринстианства, католичества, экуменизма – чего угодно, лишь бы не Православие.

А для низведения Русской Церкви до формальной структуры, окруженной антирекламой,- враги русского народа делают все возможное, в том числе выделяют огромные средства на антиправославные акции в молодежной среде.

Многими утеряна традиция православного отношения к трудностям. Святой Паисий святогорец говорил, что при воспитании ребенка главное – научить его искать Волю Божию и относиться к трудностям как к данной Господом задаче, доверенной именно тебе и сейчас для твоего духовного роста. Ибо цель нашей жизни на земле - воспитание души для Вечной жизни.

Еще более далека от православной веры, от традиций предков, жизнь современного школьника. Программы обучения – это в массе своей программы отупления, особенно после введения ЕГЭ. Режим обучения, который требуется для освоения программ, да подчас и их содержание, – калечат творческий, самобытный характер ребенка, его здоровье и душу. Детей перегружают лишними занятиями, не учат учиться, не учат жизненно важному и необходимому.

Одновременно, детям легче, чем взрослым, навязывается по телевидению и сетям негативная информация о России, ложь на русских православных правителей и клевета на Церковь, искусно выдаваемая за правду.

«Испытания выше сил не даются,- значит, Господь верит в нашу способность выстоять в этой духовной войне. Даже в экстремальных условиях тотального кризиса причин для уныния и отчаяния у нас нет. Поводов - сколько угодно, а серьезных, глубоких причин нет. Наоборот, всякий знающий русскую жизнь, не может не понимать, - именно сейчас, сегодня Господь даровал нам возможность начать возвращение из трущоб цивилизованного духовного варварства на свободу благодатных просторов Святой Руси» (Митрополит Иоанн Снычев «Будь верен до смерти», М., 1993, с.37).

Как говорил духоносный отец Николай Гурьянов, «Русь не умирала».

У нас проводятся классные часы с использованием материала под названием «Скверна» (Из Памятки русскому человеку) Союза православных педагогов Тверской области, «Дар слова», «Скверные привычки», «Сила слова, или Яд сквернословия», «Культура внешняя и культура внутренняя», «Чем опасна ненормативная лексика», «Поговорим о воспитанности», «Грех сквернословия», «О «чёрных» словах и жаргонизмах», «О вреде сквернословия», «Слово человека – энергия жизни», «Молодёжный сленг. Как быть?», «Чистый ручеёк нашей речи», «Сквернословие и здоровье». Просмотр и обсуждение видеороликов «Мат – это яд», «Мат поражает физическое, разрушает духовное». Проводятся анкетирования учащихся и родителей, просмотр учащимися начальных классов и дошкольниками мультфильмов православной, патриотической тематики «Лебеди русской Непрядвы», «Детство Ратибора», «Пересвет и Ослябя», «Волшебное слово», «Что такое хорошо и что такое плохо». Чтение с дошкольниками басни С. Михалкова «Зеркало», разучивание мирилок, проведение занятий «Говорим правильно», «Дразнить и обижать», «О правилах хорошего тона», «Правила поведения для воспитанных детей», беседы с использованием мультимедийной презентации «Поговорим о доброте».

В классах наших школ и группах детских садов можно увидеть икону Иисуса Христа, икону Пресвятой Богородицы, икону святого апостола Андрея Первозванного, Казанскую икону Божьей матери, Владимирскую икону Божией матери и другие православные иконы и репродукции икон.

Сегодня всё больше в наших школах и детских садах используется практика организации во внеклассное время бесед учащихся и родителей со священнослужителями Русской Православной Церкви.

Если говорить об эффективности работы по духовно-нравственному, патриотическому воспитанию детей и молодёжи, то нужно сказать о следующем. Работа по духовно-нравственному воспитанию детей и молодёжи стала более целенаправленной и системной, что, безусловно, оказывает положительное влияние на достижение планируемых результатов. Увеличилось количество детей, участвующих в мероприятиях духовно-нравственной направленности, количество реализованных социальных проектов. Организовано взаимодействие со средствами массовой информации по вопросам духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи. Но главное – это приобщение детей к историко-культурному и духовному наследию России, повышение уровня духовно-нравственной культуры детей, что способствует снижению социальной напряжённости в обществе, формированию единства русской нации.

Тем не менее, вопросы воспитания остаются по-прежнему, а может быть, сегодня становятся даже более актуальными, чем прежде. Это понимают все. Об этом говорят на самом высоком уровне.

Какими наша страна и наше образование будут завтра, напрямую зависит от сегодняшней молодёжи. Духовно-нравственный потенциал детей и молодёжи – основа жизни и безопасности России.

Вот большое интервью дал Министр просвещения Российской Федерации телеканалу "Россия 24" в ноябре текущего года, в котором сказал: «Мы никогда не откажемся от традиционной системы обучения. Наш принцип - сохранение классического образования, общение учителя и учеников, потому что образование - не только обучение, но это и воспитание...».

Хорошо. Но почему на практике мы этого по-настоящему не видим? К тому же появляется ощущение, что под «традициями» имеется в виду порой что-то иное, но не истинно русское традиционное.

Современной школе такие «традиции», которые сформировались за последнее десятилетие, только вредят! Они усложняют, расшатывают и засоряют жизнь обычной школы.

В современной школе «традицией» стало стихийное изменение стандартов обучения. Учительская общественность возмущается по всей стране от очередного непродуманного внедрения нового ФГОС (федерального государственного образовательного стандарта). Учителей не отпускают в отпуск, пока те не сдадут рабочие программы по новым стандартам... Учебников нет (кстати, это тоже «традиция»), но программы должны быть написаны на основе тех учебников, которые имеются в наличии.

Очень широко и быстрыми темпами внедряются цифровые технологии (так называемая цифровизация образования). Создано большое количество электронных баз данных по разным направлениям – 7 учебных платформ («Сферум», «Учи.ru», «Статград», «ФИПИ», «РЭШ», «ЯндексУчебник», «Я-класс») на которых должны быть зарегистрированы наши учителя и ученики, созданы, размещены и выполнены задания по предметам, проведено оценивание, просмотр уроков. И появляются практически еженедельно новые платформы для регистрации школьных театров, школьных спортивных клубов, школьных музеев, даже детских объединений «Российское движение школьников», «Орлята России», «Юнармия», «ГТО» и др.

Организация учебной, воспитательной и педагогической работы сегодня связана со многими информационными ресурсами – 26 (это сайты различных околошкольных организаций).

Наши педагоги вместе с детьми вынуждены непрерывно участвовать во всех конкурсах мира, которые сваливаются в одну большую кучу. Сегодня возникает множество стихийных мероприятий, неожиданных проектов, конкурсов-сюрпризов, без которых система образования может вполне обойтись - «Финансовая грамотность», «Проектория», «Билет в будущее», «Урок цифры» и т.д. И везде необходимо участие и везде необходима регистрация и другие активности на сетевых платформах. Отчеты, мониторинги, тесты, голосования, гугл-формы, яндекс-диски, ссылки на мероприятия, фотоотчёты стали уже «традиционными» в системе современного образования.

Исчезает живое, человеческое общение учителей, родителей и учеников. Это заменяется родительскими чатами, страницами Вконтакте.

Сегодня воспитание и обучение детей и молодёжи осуществляется в условиях неконтролируемой информационной среды, настоящей информационной войны.

В сети можно найти любую информацию: об экстремизме, терроризме, сектантстве, различных видах сексуальных извращений, наркотиках, насилии, жестокости и т.п. И специально дети этого не ищут, а заходят в сети – и находят.

Очень тяжело в современных условиях противостоять натиску гиперинформационного общества. Необходимо обеспечение информационной защиты на государственном уровне, продолжение работы по совершенствованию механизма блокировки сайтов в сети Интернет, содержащих запрещённую информацию.

И всё же наши педагоги занимаются формированием у детей навыков самостоятельного и ответственного потребления информационной продукции, повышают уровень медиаграмотности детей, формируют у них позитивную картину мира и т.д. Но формировать информационную культуру надо также и у родителей. Проводятся родительские собрания, объясняются плюсы и минусы Интернета, призываем родителей быть более внимательными к своим детям, интересоваться, чем они заняты, что смотрят, что читают. Но многие родители либо не разбираются в таких вопросах, либо не хотят разбираться. Им проще дать ребёнку гаджет: он занят, не бегает по улице, не мешается под ногами. А то, что ребёнок вдруг стал очень агрессивным, нервным, их потом сильно удивляет.

В Думу внесли законопроект о передаче муниципальных образовательных учреждений в ведение администраций субъектов Федерации. Его авторами выступили более сотни депутатов, в том числе председатель нижней палаты Вячеслав Володин, его заместители Ирина Яровая и Петр Толстой (все — «Единая Россия»). Его рассмотрение в первом чтении назначено на 6 декабря. Изменения предлагается внести в статью 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Согласно тексту нового пункта нормы, органы государственной власти субъектов РФ получат право ставить в подчинение муниципальные образовательные организации. В пояснительной записке к законопроекту говорится, что он разработан в целях совершенствования системы управления образованием и создания правовой основы для усиления роли и ответственности государственного управления в обеспечении качественной работы и качественных результатов современной российской школы, что, в свою очередь, будет способствовать созданию единого образовательного пространства в Российской Федерации.

Сейчас, говорится также в записке, даже в одном регионе может наблюдаться неоднородное качество образования, отсутствие единства в регулировании важных вопросов в этой сфере. Длинная цепочка управления с концентрацией влияния на низовом уровне снижает маневренность и управляемость системы.

Это не первая попытка исключить муниципальное звено из управления образовательными учреждениями. Такие непродуманные меры приводят к разрушению достаточно традиционной устойчивой системы образования, наносят очередной удар по местному самоуправлению, которое уничтожается в настоящее время.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Константин Ильин
Константин Ильин: «Мы не должны оставаться в стороне здесь, в тылу»
Лозунг «Никто не забыт, ничто не забыто» приобретает сегодня особую актуальность
11.03.2024
Константин Ильин избран главой Калязинского района на новый срок
Депутаты районной Думы приняли единогласное решение
01.12.2023
«Поставьте памятник деревне, на Красной площади
в Москве!», – из поэмы Николая Мельникова "Русский Крест"
30.10.2023
Развитие сельских территорий - важная задача государства
Константин Ильин выступил в Государственной Думе
20.10.2023
«Вижу свою миссию в донесении исторической правды»
Доклад на заседании Калязинского клуба по теме «Проблемы местного самоуправления глубинки, сельских территорий в современной России»
16.10.2023
Все статьи Константин Ильин
Традиционные духовно-нравственные ценности России
Стодвадцатый пленэр Русской Атлантиды
Проект давно приобрёл все формальные черты настоящего общественного движения
19.04.2024
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Контора артели «Новый путь», чайхана, «наливайка» – всё это на месте святынь
18.04.2024
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Как сохранить Россию, укрепить Государственность и Церковь, необходимо обсуждать на всенародном уровне
18.04.2024
Начинается великое «Очищение» Отчизны
Россия идёт в свою контратаку, её не остановить
18.04.2024
«Определиться с целью способен помочь только живой пример»
Нужно методично вбивать в голову молодёжи простое знание, что, не имея внятной цели в жизни, рискуешь однажды оказаться в абсолютной пустоте
18.04.2024
Все статьи темы
Калязинский район - решение вопросов по-русски
100 лет ветерану!
Век в строю, век служения Отечеству!
17.04.2024
В Год семьи – юбилейные свадьбы
Душевное, тёплое и красивое мероприятие в зале бракосочетаний
05.04.2024
Сохрани себя и будущие поколения!
Объединить усилия в борьбе с абортами, алкоголизмом и наркоманией!
03.04.2024
К столетию богоборческих времён…
О передвижной выставке «Русская Голгофа»
29.03.2024
Ветер весны
Стихи
22.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 17:25
На картошку!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 17:22
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 17:02
Православие на счетчике
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 16:04
Нужна «чистка» нашей творческой «элитки»
Новый комментарий от Русский танкист
19.04.2024 15:05
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
19.04.2024 14:18
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 13:59