Лучше не бывает вопроса

Слово в Неделю 24-ю по Пятидесятнице

0
1394
Время на чтение 6 минут
Фото: Из интернет-источников

«Учитель благий, что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» — спрашивает сегодня в воскресном Евангелии о милосердном самарянине законник, учитель богословия, учитель верующего народа. Хороший вопрос задает — наверное, лучше не бывает. Но как часто мы задаем хорошие вопросы, просто чтобы себя показать или еще хуже — как было с этим человеком — с недобрыми намерениями!

Сам Господь спрашивает вопрошающего: «А что написано в Писании, как читаешь?» Прежде чем вопрошать кого-либо о самом главном для нас, нужно с молитвой обращаться к Священному Писанию, которое написано для нас и которое мы должны читать, и читать с разумением духовным.

Этот законник отвечает: «Возлюбиши Господа твоего всем сердцем своим, всею мыслию своею, всей крепостию своею, и ближнего своего как самого себя». Вот что нужно делать, чтобы войти в жизнь вечную. Христос отвечает ему, что недостаточно нам все хорошо понимать и знать, потому что кто много знает и мало делает, тот будет больше осужден, чем тот, кто мало знает и мало делает. Он говорит этому законнику: «Иди, так поступай, и жив будешь» — будешь живым человеком, и войдешь в жизнь вечную.

Так прекрасно ответил на вопрос Спасителя этот законник, самую суть Писания обозначил! Это только Сам Христос может так, по самой сути, говорить. Да, видно, он у Христа и слышал, что все заповеди сводятся к этому, весь закон и пророки. Но замысел у него совершенно другой: не забота о том, как достигнуть жизни вечной, а как уловить Христа, как поставить Его в тупик.

Любить ближнего, как самого себя. А кто же ближний мой? Как известно, у фарисеев, законников было множество толкований самых простых понятий, в том числе, кто есть ближний. Целые тома были исписаны, чтобы объяснить это. Христос вместо того, чтобы заниматься казуистикой, обращаться к аргументации бесконечных бессмысленных томов, отвечает на его вопрос притчей о милосердном самарянине. Так что смысл вопроса Он переворачивает. Для Него нет нужды выяснять, по отношению к кому раненый на дороге человек является ближним. Христос спрашивает, кто из тех трех, что оказались рядом с раненым человеком, явился ближним для него. Ответ ясен для всех, даже для законника: там, где любовь и сострадание, там исчезают все вопросы, все становится понятным. Ясно, кто наш ближний, кому нужно помогать. А где мертвые рассуждения, где нет искания вечной жизни, самой главной тайны ее — любви к Богу и к человеку — там всякое заблуждение и гибель.

Христос говорит о том, какой должна быть любовь. Во-первых, Он показывает нам в этой притче, что она никогда не может быть просто «возвышенными чувствами». Любовь всегда должна быть поступком, действием. Самарянин, увидев избитого разбойниками человека, сжалился над ним и подошел к нему. А разве священник и левит, которые мимо прошли, не пожалели его? У них, может быть, тоже не меньшая жалость была к этому человеку, однако они не помогли ему. Любовь явлена только через милосердного самарянина. В его лице мы узнаем, что любовь — не просто пассивное сострадание. Если любовь подлинна, она обязательно проявит себя. И еще Господь говорит, что любовь никогда не должна быть показной.

Никаких свидетелей того, что там происходило, не было. Ни одного зрителя не было, который мог бы похвалить самарянина. Существует в мире множество благотворительных организаций. Но как часто эти дела милосердия совершаются ради похвалы человеческой, чтобы по телевизору где-нибудь показали или рассказали на каком-нибудь высоком собрании. А там, где касается самой сути страдания народного, его гибели, эти люди, заботящиеся более всего о своей выгоде, ничего никогда по существу не делают. Милосердие наше не должно быть лицемерным. Оно всегда перед лицом Бога, всевидящего и любящего простоту, искренность, неложность нашей любви.

И эта любовь должна быть обращена ко всем людям без исключения. «Если вы любящих вас любите, — говорит Христос, — то какая вам благодать? Не так ли поступают почти все люди?» Человек, который находится в беде, нуждается в нашей помощи, может даже не позвать нас. Он просто может быть не в состоянии нас позвать, как этот раненый человек. И у нас как будто могут быть основания отвергнуть этого человека по многим причинам. Однако Христос говорит, что мы призываемся смотреть не на визитные карточки, а увидеть самого человека — что перед нами живой образ Божий.

Господь показывает, что ни священник, ни левит — то есть те, кто должны бы быть самыми близкими, не являются таковыми, а ближним оказывается презренный самарянин. Господь говорит о том, что подлинная любовь всё преодолевает, и она дорого стоит, она требует мужества. Конечно же, этот самарянин, еще как будто не знающий истинного Бога, подвергает свою жизнь той же самой опасности, как и этот человек, лежащий полумертвым на дороге. У него нет уверенности, что разбойники уже ушли. Однако он идет на риск, потому что его поступком движет любовь.

Мы видим, как милосердный самарянин возливает масло и вино на раны. Знаем мы этот таинственный образ тайны милосердия, той любви, о которой Господь возвещает в Кане Галилейской, когда еще не пришел Его час, претворяя воду в вино.

Самарянин перевязывает раны. Чем? Да может быть, он вообще снял свою нижнюю рубашку, разорвал ее на куски и перевязал. Потом он посадил его на своего ослика — путь далекий, сам идет пешком. Привозит раненого в гостиницу. Казалось бы, он все сделал, что можно сделать для другого человека, но нет — он думает о том, что мало ли, как может поступить хозяин этой гостиницы? А вдруг он скажет: «Что это я буду о каком-то незнакомом человеке заботиться, тратиться. Выставлю его на улицу, и весь разговор». Поэтому он ухаживает за ним. А утром, отправляясь в дорогу, дает деньги хозяину гостиницы за проживание, за все будущие расходы. Кажется, что он достигает уже предела милосердия и сострадания, большего быть не может. Но нет, он идет дальше. Он говорит: «А если что истратишь больше, то я, когда возвращусь, заплачу тебе».

Кто может так поступать по отношению к человеку? Брат, может быть, к своему родному брату. А здесь самарянин по отношению к еврею, к своему лютому врагу. Враг по отношению к врагу так поступает. Возможно такое или нет?

Господь раскрывает нам глубину простоты человеческой жизни. На самом деле здесь явлено сверхъестественное Божественное милосердие и сострадание — то, которое откроется в Самом Христе. Христос являет нам не словом, а делом, жизнью Своей и смертью, что такое любовь к другому человеку. Он склоняется над человечеством, израненным, избитым, ограбленным сатаною, чтобы стать ближним миллионам, миллиардам людей, каждому человеку — самым близким. Так Он открывает нам тайну, кто есть ближний. Это дорого Ему стоит. Он узнает отвержение, ненависть, жестокость, страдание и смерть, чтобы открыть другим людям, в чем заключается жизнь вечная, для которой создан человек.

И каждый пусть знает, кто хочет научиться этой заповеди от Христа, что очень дорого стоит — стать ближним, чтобы беда другого человека стала на самом деле твоей бедой. По-другому никогда не бывает, говорит Господь. Но это возможно после того, как Христос показал нам дорогу. И только от нас зависит войти в тайну Его жизни и смерти, в радость Господа Своего, в тайну Его Рождества, Крестной смерти и Воскресения.

Поэтому постараемся сегодня снова услышать, о чем говорит нам cвятая Церковь накануне Рождественского поста. И спросить себя, каждый из нас: кто ближний мой? Вернее, спросить: действительно ли этот народ наш, уже полуубитый, ограбленный, эта молодежь наша, эти дети, души которых растлевались самим сатаною и слугами его в течение семидесяти лет безбожного пленения, и особенно в течение последних тридцати лет (и мы знаем, что «пятая колонна» не прекращает делать это даже сейчас, несмотря на грозные события, дающие надежду на очищение родины нашей от воров и разбойников), — действительно ли они стали нашими ближними или нет? Спросить себя, что мы можем сделать сегодня, после всего, что мы пытались сделать, и все как будто оказалось напрасным. Неужели Церковь уже больше не ответственна за все, что происходит с другими людьми? Как далеко должна идти любовь Божия, которую дает нам Господь в Своей Церкви?

Постараемся понять из сегодняшнего Евангелия, что чем больше страдает человек, чем больше он избит — тем он ближе к нам, потому что Христос особенным образом близок к страдающему человеку. Постараемся понять, что только через Христа Бога, Который является самым ближним для всех людей, можем мы научиться стать ближними хотя бы для некоторых. Хотя бы для одного человека.

Сегодняшнее Евангелие напоминает нам, что чем большее страдание, чем большие скорби открываются у ближних наших, у народа нашего, тем воистину они ближе становятся нам. Чем большие скорби у людей, тем на большей глубине открывает нам Господь заповедь Свою о любви.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. Все хорошо, прекрасная маркиза...

Из 100 миллионов (примерно) крещеных в РПЦ людей лишь мизерное количество (не более 1%) сегодня регулярно посещают храмы. Да и те все избитые и израненные грехом и разбойниками - злыми духами, нуждающиеся в помощи и лечении, хотя сами и не понимают этого своего бедственного состояния.
А современные священники все, как один, проходят мимо.
Вот печальные итоги деятельности современной земной Церкви.
Что же удивляться современным попущениям Божиим? Может ли Он спокойно смотреть на это?
Виктор / 27.11.2022, 09:37

1.

В этом примере интересно то, как возникает любовь к ближнему, врагу. Ведь любовь и есть отношение как к себе, иначе это будет продолжаться недолго. Значит, любящий уже преодолел вражду. И враг для него - не враг. Но как быть с мыслью врага? Отбросить нельзя, забыть нельзя. Но и решения найти нельзя. Почему же любовь к врагу происходит, все равно?
Ответ в том, что мысленное решение происходит. То есть врага можно любить, если вражда перестает везде, в том числе и в мышлении.
Допустим, нельзя ответить на вопрос идеи, идейно. Но можно найти ответ на вопрос принципа, который тождественен и идеи.
Принцип всех идей мира находится в человеке. Поэтому заповедь и говорит о любви к ближнему как к самому себе.
А для человека актуален канон двух правд, в котором соблюдается Порядок первородства правды мысли, веры и подобия этого образа во второй правде чувства и культуры.
Сегодня это единство канона как образа и подобия требует своего идейного решения на уровне образа и подобия Науки и Религии, Цивилизации и Культуры.
Однако, факт не признания существующего Антихриста как явления всемирного обмана образа и подобия, будет держать в плену квази-любви. В плену разговоров.
Игорь Бондарев / 27.11.2022, 07:51
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Наш Пост достиг вершины
Слово в среду 5-й седмицы Великого поста
17.04.2024
Неувядаемый цвет
16 апреля — празднование иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет»
16.04.2024
Кто первым входит в рай
Слово на Пассии. Евангелие от Луки
14.04.2024
Лествица духовного восхождения
Неделя 4-я Великого поста (Мк, 40 зач., 9, 17—31)
13.04.2024
О выборе духовных книг для чтения
Слово в Неделю 4-ю Великого поста
13.04.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Последние комментарии
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28
Теряем здравый смысл...
Новый комментарий от Человек
18.04.2024 19:31
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от Андрей Х.
18.04.2024 19:23
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Новый комментарий от РОНОЛ
18.04.2024 19:14