Чтобы понять, насколько велик этот день, мы должны увидеть, что значит Пришествие Христа Бога в мир, что значит для нас Его Крест и Воскресение — избавление от смерти вечной. То, что превосходит всякую меру разумения. И в сегодняшнем празднике уже присутствует надежда, что встреча с Богом возможна — встреча Пресвятой Девы Марии и всего рода человеческого.
Что поражает нас прежде всего в Евангелии о Пресвятой Деве Марии? «Се, Раба Господня, — говорит Она, — да будет Мне по слову Твоему» (Лк. 1, 38). Эти слова раскрывают нам тайну Ее личности. Она приносит всю Себя Богу — Свою душу и тело, ум и сердце, — исполняя первую и главную заповедь о любви к Богу, и вторую заповедь, подобную ей, о любви к человеку. В этом Ее ответе присутствует твердость и решимость по отношению к Богу и по отношению к Себе. Свое девство Она сохранит по отношению к миру во веки веков. И Она примет Своей чистотой Бога Духа Святого.
Она Раба Господня, настолько преданная Богу, что может стать вместилищем Бога и стать Божией Матерью. Какая огромная разница между Нею и Адамом и Евою, которые отвергли слово Божие, своевольно захотели вкусить пищу, запрещенную Богом, чтобы самим стать богами! Отвергнув слово Божие, живое и животворящее, они познали смерть. А Пресвятая Дева послушанием слову Божию приняла в Себя Превечное Слово, Которым была упразднена смерть для всего рода человеческого.
Мы видим эту решимость идти путем, противоположным падению — путем открытого отвержения греха Адама и Евы. Но видим в Евангелии уже как бы конечный результат. А возрастание Ее — от младенчества до Благовещения — проходит в сокровенной постоянной устремленности к Богу, которая хранилась во всем святом человечестве после отпадения от Бога. И раскрылась уже с несравненной силой после пришествия Бога в мир. Но существует и другой путь, который еще больше выявился после Пришествия Христа в мир. Есть два пути — принятие слова Божия: «Се, Раба Господня, да будет Мне по слову Твоему» и отвержение его. Путь жизни и путь смерти.
Та чистота и то смирение, которые явила Божия Матерь, имеют своим источником грядущее Воплощение Слова Божия. Смирение и чистота Пресвятой Девы Марии (и каждого из нас) исходят из Божественного истощания Спасителя. Где есть устремленность к этому совершенству — там близок Господь, там совершается тайна соединения Бога с человеком. Не потому ли Божия Матерь, для Которой дороже всего на свете чистота и смирение, и послушание Богу, так возлюбила русский православный народ, прозревая в нем тот сонм праведников, омывших свои одежды в крови Агнца, о которых свидетельствует Апокалипсис?
И событие, которое вспоминается сегодня — Куликовская битва 1380 года, решившая судьбу России, — совершилось под Ее покровом. В день, когда несметные татарские полчища приблизились уже к самой Москве, по благословению преподобного Сергия, даром Божией Матери была одержана победа, которая положила конец долгому игу над нашим Отечеством. Враги рассказывают, что они видели над полем сражения некую сияющую дивным светом грозную Жену, Которая молилась за русское воинство. И так всегда было в течение нашей истории. Во всех решающих событиях Божия Матерь заступалась за русский православный народ, за наше Отечество. Свидетелями этого являются бесчисленные чудотворные иконы, — Владимирская, Казанская, Ярославская, Феодоровская и другие, связанные с историческими судьбами нашего народа.
Куда же ушли теперь эти чудеса, когда другое иго, которое уже не сравнить с татаро-монгольским, надвигается на нашу землю? Чудеса ушли туда, откуда они приходят — на небо. А оттого что небо сокрылось из нашего зрения, остановилось чудесное заступничество. Но Божия Матерь, Ее любовь не сравнится с нашей неверностью, с нашим предательством и малодушием. Она не перестает молить Господа за нас. И потому приходят сегодня скорби на нашу землю, чтобы снова приблизилось к нам небо в новых испытаниях. Чтобы мы сами к нему устремлялись.
Большая беда приблизилась сегодня к нашему Отечеству, и опасней всего — невидение этого. Те ложные пророки, которые говорили нам, что все идет хорошо, «мир и безопасность» ожидают нас в слиянии с «просвещенным» Западом, оправившись от первого удара, вновь поднимают голову. Они только и ждут, что наступит полный крах России, за которым последует торжество «свободы» — той свободы, которую они пытались, начиная с 90-х годов прошлого века, утвердить в России: свободу от заповедей Божиих, от совести и стыда. Мы видим, какие «ценности» и «свободы» защищаются государством на постхристианском Западе, какое там совершается поругание и уничтожение человека как духовно-нравственного явления — с их гей-парадами, защитой инцеста и педофилии. Даже произносить эти слова страшно. Не только представить реальную возможность этого торжества самого диавола в роде человеческом.
Хорошо говорил в свое время государь Александр III, что у России нет союзников, кроме армии и флота. Но и армия и флот не помогут, если Бог не поможет нам. И Божия Матерь не заступится за нашу землю, если мы равнодушно и безучастно будем смотреть на происходящее сегодня в мире. Не на что нам надеяться, когда в то время, как наши воины погибают на полях сражений за будущее наших детей, сбежавшие было и вновь вернувшиеся в Россию ненавистники ее продолжают внедрять свои программы по растлению детей и молодежи. Кажется, невозможно и ненужно говорить об этом в такой праздник. Но ведь о детях, о будущем всего человечества возвещает прежде всего сегодня Церковь.
Как на защиту Отечества от опасности, — более страшной, чем та, которая угрожала на поле Куликовом, — призываемся мы встать против врага, угрожающего нам и нашим детям вечной гибелью. На небе идет невидимая брань светлых Ангелов и наших святых, которые воюют за нас с нечистыми демонами, в то время, когда мы сражаемся на земле. Каждый на своем месте и все вместе против сатанинской угрозы — за наше Отечество, земное и небесное.
Будем молить Божию Матерь о самом главном даре, необходимом для всех сегодня — о даре мужества. Она говорит нам, что мужество даруется той душе, которая, исполняясь чистоты и смирения, обретает дар видеть Господа и Его пути в этом мире. Где грех равнодушия и теплохладности — там уныние и бессилие. Отринем всякую преступную беспечность и самооправдание. Предатели и изменники те, кто нарочно не желает видеть, где сейчас решается судьба России и мира. В светлый день Рождества Божией Матери встанем все на молитву как в сражение, укрепляя друг друга, уповая на милость Божию, на покров Пречистой, Которая когда-то, в день Своего рождения, такой дивный подарок подарила России — поле Куликовской битвы с победой, обращенной к нашим дням.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России