Этот праздник иконы «Владимирской» Божией Матери, одного из самых чтимых образов в Православной Церкви, совпадает с памятью святых мучеников Адриана и Наталии. Соединение этих двух праздников напоминает нам, что наше личное благочестие неотделимо от судьбы Церкви и нашего Отечества.
Есть некоторая особенность в чуде, которое было явлено заступничеством Божией Матери через этот Ее образ. Мы знаем, что Россия славилась многими военными победами: Куликовское поле, Полтава, Бородино. Были кровопролитнейшие сражения за нашу независимость. Русское православное воинство молилось Господу и Божией Матери о помощи, и помощь была явлена. Все знают об этих победах. Но есть победы, не поддающиеся рациональному анализу, а только знанию веры. Церковь торжественно празднует эти победы, которые светские историки не в состоянии объяснить.
Как они описывают это событие? Пришел в 1395 году в Российские пределы Железный хромец, Тамерлан, вступил на Рязанскую землю, занял город Елец. И казалось, что разгром Москвы, к которой он неумолимо приближался, неминуем. Но внезапно он остановился (так сообщают исторические хроники), повернул назад и скрылся в степях. Только Церковь знает о том, как молился русский православный народ Божией Матери, знает о шествии с Ее чудотворной иконой, главной нашей святыней, из города Владимира до Москвы в течение Успенского поста, и далее. Как по обеим сторонам дороги стоял народ на коленях, простирая руки к образу Божией Матери, и со слезами взывал: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» Как мы молимся Ей сегодня? Разве меньше мы нуждаемся в нынешних обстоятельствах в Ее всесильном заступничестве?
И когда икона прибыла на место сретения (где теперь Сретенский монастырь), в это самое время Тамерлану — бичу народов, который все сметал на своем пути, сжигая и истребляя, — было видение во сне. Высокая гора, с которой сходит некая лучезарная Жена в окружении молниевидных воинов и обращается Своим грозным ликом к Тамерлану, требуя от него отступить. Древние люди были более чуткими к таинственной стороне жизни. Какие бы ни были у них заблуждения, в большинстве своем они знали, что существует другой мир, и этот мир оказывает громадное влияние на все наши земные события. В страхе проснувшись, Тамерлан обратился к своим советникам, требуя объяснить ему, что значит это видение. Ему сказали, что светоносная Жена — Мать Христа Бога, Покровительница русского воинства, и, конечно же, ему следует внять этому предупреждению. Так он и сделал.
И в последующие века была оказана помощь через Владимирскую икону, когда были одержаны нами бескровные победы. Например, 1480 год — знаменитое стояние на реке Угре, которую назвали потом поясом Пресвятой Богородицы. Хан Ахмат с превосходящими русское воинство несметными полчищами уже приближался к московским пределам. Но молитвами православных людей к Божией Матери совершилось чудо. Внезапно татарские орды в непонятном замешательстве стали отступать. Как пишет летописец: «Тамо убояшася страха идеже не бе страх». А страх был действительно великий: им было видение, что на подкрепление русским прибывают новые грозные силы. И так же было в 1591 году при нашествии хана Махмет-Гирея. После молитвы русских людей к Пречистой Владычице видение Божией Матери устрашило врагов, и они отступили. Обратите внимание, что все эти события происходят уже после Куликовской битвы, когда, казалось, уже была одержана решающая победа над татарами дорогой ценой — пролитием рек крови русских воинов. А здесь Господь молитвами Божией Матери совершает бескровную победу.
Эта была победа в духовном сражении. Множество православных христиан, воинов Христовых (ведь мы все воины, как называет нас Церковь в таинстве крещения) участвовало в этой духовной битве, принося покаяние в своих грехах, понимая, что за отступничество от верности Христу Господь попускает быть бедствиям. И они победили невидимого врага. Эта тайна явлена во всех чудесах, во всех событиях, которые происходят в истории, во всем, что совершается в судьбе каждого человека: грех и покаяние. И Господь покаянием возвращает человека к жизни, и дает ему победу.
Господь мог бы не допускать никаких наших поражений, мог бы отвести любые полчища. Но Он заботится не только о том, чтобы нам было хорошо на земле, а чтобы мы не забыли, ради чего живем на свете. Какая польза человеку, если он все приобретет, одержит все победы, а душе своей повредит, лишится того вечного обетования, ради которого он призван к земной жизни?
Есть великая тайна нашего Отечества — это православие, драгоценное сокровище, дарованное нам. Оно дороже любых достижений, любых побед, какие только могут быть у других народов. Подобно древнему Израилю, который одерживал победы порой без всяких сражений — то, о чем мы слышим в ирмосах «Волною морскою» в дни наших самых главных праздников. Когда десница Божия поражает врага, когда Моисей, прообразуя Крестные страдания Христовы, своей молитвой призывает благодать Божию и совершается победа над врагами, когда коня и всадника ввергает в море Господь, когда падают стены Иерихонские только одной силой Божией, без всякого оружия. Для того чтобы сломить жестоковыйность и гордыню богоизбранного израильского народа, который все больше хвалился своим могуществом, Господь попустил ему многие скорби — от Вавилонского плена до подчинения Римской империи. И ждет обращения — возвращения к истинному покаянию.
Здесь много исторических примеров. Падение Византийской империи, которая была оплотом Православия, падение нашей Российской православной империи. Мы должны помнить, что самое главное — это вечная жизнь, это Господь. И там где люди готовы чистотой жизни, глубоким покаянием принять то, что Господь уготовал для них, там не нужны никакие бичи народов — ни Наполеоны, ни Гитлеры. Но Бог хочет, чтобы мы поняли, что никакие самые страшные враги, никакие большевики ничего собой не представляют по сравнению с вечной гибелью, которая может ожидать человека. Любые бедствия, любые моры и голод, любые войны, самые истребительные — ничто по сравнению со скрежетом зубов, вечным адом, где уже нет покаяния. Милостив Господь, велики Его дары, в одно мгновение Он может все чудесно изменить, но такое избрание наше — ради православия, ради истины. Никогда не будет попущено нам каким-то земным могуществом одержать победу над нашими врагами. Мы будем терпеть поражение за поражением до тех пор, пока не узнаем, что нет нам никакой пользы во всех этих победах — подобно Израилю, который, не научившись ничему из того, что было в его истории, до сих пор пытается распространять свое всемирное господство, и в конце концов будет попущено ему достигнуть этого, и воцарится антихрист, «человек беззакония», над всей землей. На примере этих великих уроков мы должны воспринять сегодняшний праздник.
Недостаточно нам любить наше Отечество и недостаточно любить даже православное Отечество, недостаточно любить царя и царя православного. Мы должны любить больше всего на свете Бога, и только в Боге может быть крепость нашего православного Отечества и нашего православного царя. Были люди, которые любили и православное Отечество, и православного царя не потому, что они любили Бога, а потому что хорошо было им жить в таком Отечестве.
Мы говорим, что все призываются сегодня к покаянию в цареубийстве. Вспоминаем об этом потому, что перед иконой Владимирской Божией Матери был увенчан на царство последний царь-мученик Николай Александрович. Но прежде мы должны покаяться не в предательстве царя, не в цареубийстве, а в предательстве Бога и в богоубийстве. Потому что и православие может быть только украшением внешнего могущества, и может быть только лицемерием, а внутри мерзость запустения, и Господь, видящий это, попускает великие бедствия. Наш святой Царь-мученик принял великие страдания именно тогда, когда стало ясно, что нельзя никакими самыми экстраординарными мерами, никакими репрессиями это остановить, потому что внутри была утрата самого главного, что должно быть в народе. И он смиренно принял волю Божию. Не только потому, что чисто внешне он был окружен такими обстоятельствами, когда невозможно было противостоять: с одной стороны, восставший народ в Петербурге, с другой, предательство военачальников, предательство самых близких людей, отсутствие поддержки в самой Церкви, но и потому, что он видел, что происходит духовно с Россией, какова воля Божия, и смиренно готов был принять ее. Для того, чтобы этими огненными страданиями пришли к покаянию еще многие люди и спаслись, потому что благополучие при беззаконии — это уже гибель. То, что происходит сейчас со многими народами Европы, где так называемое медленное загнивание, которое внезапно обнаружится полным обвалом, более страшным, чем то, что произошло с Россией. У нас есть еще надежда, не должно быть отчаяния — пусть они, кажется, все уже захватили. У нас есть неложная надежда — Господь. И потому мы не унываем в нашем сегодняшнем противостоянии всем врагам нашей России. Всякий, кто ощутил в жизни своей благодать Божию, знает, что в одно мгновение Господь может все изменить. Самая черная беспросветная ситуация станет сияющей радостью, оттого что Господь приблизился и коснулся.
Дай Бог нам помнить то, что сказал преподобный Серафим Саровский: «Если бы человек знал, что Господь приготовил ему в Царствии Небесном, он готов был бы всю жизнь просидеть в яме с червями» — только бы не лишиться ему этой радости! Господь дарует нам и земную победу — тогда, когда сердце наше готово к принятию этих небесных даров.
И так Он совершает все и в наших личных отношениях. Святые мученики Адриан и Наталья — супруги, которые приняли страдание. Они любили друг друга, но Христа они любили больше всего, и поэтому любовь их была неложная. Как бы ни была крепка земная любовь, она в любое мгновение может обратиться в ненависть, и попробуй разберись, с чего началось и откуда что взялось. До тех пор, пока не будет Христос главным в наших отношениях, мы все время находимся в этой опасности. Когда мученик Адриан шел на свои страдания, то его супруга со слезами и с верой укрепляла его, чтобы он первый принял их, и сама, как сказано в житии, положила его руки, чтобы палач разбил их железной наковальней. Потому что она знала, что никакая глубина, никакая высота, ни смерть, ничто не может отлучить от любви Христовой, и, значит, во Христе друг от друга людей, живущих с Ним. Эта тайна отношений всех людей — в браке они или не в браке, просто ли в дружбе или еще в каких-то отношениях, Христос должен быть главным. И это тайна исторических судеб нашего народа, всех народов.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России