Уважаемые читатели, рекомендуем вашему вниманию не очень распространенную в нашей сегодняшней православной действительности личность. Напишу несколько слов об одном интересном человеке, в России пока неизвестном, греке-русофиле (и сербофиле), критике патриарха Варфоломея…
Речь идёт о Диогенисе Валаванидисе. Этот человек в Сербии известен знатокам церковной жизни и в этом году вышла его прекрасная книга о Патриархе Сербском Германе, исследователем которого он является.
Диогенис Д. Валаванидис – экономист, писатель и бывший дипломат, президент Центра защиты христианской идентичности в Белграде, который занимается этим важным вопросом, ратует против раздробленности и за сохранение единства Православной Церкви. Хотя родом он из греческой семьи врачей из Малой Азии, он родился в Белграде в 1955 году и громогласно подчеркивает, что выживание Церкви Христовой для него гораздо важнее первенства Вселенского Патриарха или Вселенской патриархии. В многочисленных выступлениях на эту тему он в резком и критическом тоне говорит о неканонических действиях Вселенского Патриарха, особенно когда речь идет о неканоническом предоставлении автокефалии, т.н. Православной церкви Украины. Он подчеркивает, что причина имеет не церковный или канонический характер, а давление геополитического и разведывательного фактора на Вселенского патриарха Варфоломея I.
Понятно, что греку эмоционально тяжело говорить на эту тему, но, Диогенис всегда делает в направлении защиты единства Православной Церкви. Он особо указывает на то, что современный мир живет во времена, когда мы сталкиваемся с полностью изменившимися в геополитическом плане социальными и политическими обстоятельствами, угрожающими выживанию христианства в мире гораздо больше, чем когда-либо прежде в его истории.
Это особенно указывает на большую проблему дехристианизации, охватившую Западное полушарие. В поисках решения этой проблемы он подчеркивает, что Европа и Запад не в состоянии противостоять этому явлению, тем более что западные центры являются главными творцами процесса дехристианизации, а значит, как творцы этого зла, они не могут противопоставить себе. Вот почему сегодня в Европе происходит маргинализация христианской веры через утверждение современного человека – в образе человекобога. Валаванидис оценивает это как трагедию современной западной цивилизации.
Говоря о проблеме церкви на Украине, Валванидис особенно указывает на искушение этнофилетизма, объявленного ересью и осуждённого Православной Церковью на Константинопольском соборе (1872 г.), а также Критском соборе 2016 г., подтвердившем решения и осудившем этнофилетизм как «ересь» и «змеиный яд», разрушающий единство Православной Церкви. Если бы Церковь на протяжении всей истории не придерживалась этих основ в своих решениях, ни один камень не остался бы неперевёрнутым.
Однако, несмотря на это, Вселенский Патриарх проигнорировал подписанный документ и прибегнул к предоставлению автокефалии так называемой Православной церкви Украины. Таким жестом Вселенский Патриарх серьёзно угрожал и ставил под вопрос единство Православия. Поскольку эта процедура не имеет точек соприкосновения с экклезиологическими и каноническими постулатами, то можно сделать вывод, что всё делалось под сильным давлением западных геополитических и разведывательных центров силы.
Далее он спрашивает, как Россия может не вмешиваться в дела Украины, когда она там родилась? Киевская Русь зародилась здесь и это празднуется непрерывно вот уже 1030 лет. Запад должен просто понять, что для России Украина никогда не может быть чужой страной. Русская история началась в так называемой Киевской Руси. Отсюда распространилась русская религия.
Что касается старого континента, Диогенис утверждает, что европейское христианство находится в обороне, т.е. отступает (а то и бежит). Поэтому можно сказать, что большинство стран Европы перестали быть христианскими, потому что совершенно очевидно, что идёт борьба между христианством и антихристианством. Вот почему цель антихристианских сил – заниматься второстепенными, а не существенными вопросами, и именно поэтому мы занимаемся вопросами цифровизации, пандемии, гомосексуализма, глобального потепления и т. д.
И, наконец, неизбежным фактом является то, что глобальные центры силы тревожат все лидеры, являющиеся традиционалистами по своей ориентации, независимо от того, находятся ли они на Западе, Востоке, Севере или Юге. В качестве примера Диогенис приводит бывшего премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху и Президента Российской Федерации Владимира Путина. Говоря о президенте России Владимире Путине, Валаванидис подчеркивает, что нападки на него особенно усилились после его заявления о том, что «российская идеология – это консерватизм, то есть русский консерватизм, который есть религия, семья, родина и традиция». В этом контексте Президент Путин добавил: «Это наша идеология, она не коммунистическая и не либеральная». По мнению Диогениса именно это вызывает ненавист к русскому лидеру со стороны западной глубоко дехристианизиранной элити.
Для русских людей особенно интересен вывод г. Диогениса, что, к сожалению, процесс неканонической дезинтеграции Православной Церкви через этнофилетизм может продолжаться по принципу домино в других частях православного мира, поэтому Русская Православная Церковь должна оставаться краеугольным камнем истинного Православия.
Критикой неканонического первенства Вселенского Патриарха или Вселенского патриархата, «Центр защиты христианской идентичности» в Белграде, им возглавляемый, уже внёс вклад в борьбу за единство Церкви Православной...
Ранко Гойкович, переводчик и юридический консультант по русскому языку, православный публицист, председатель «Русского Собрания в Сербии», генеральный секретарь «Общесербского славянского движения» (г. Белград, Сербия)