Почему в Москве говорят о Русском мире, но не говорят о концепции Славянского мира? Какие факторы сегодня раскалывают славянские народы? Что представляет из себя национальная идея России? На эти и другие вопросы ИА Реалист ответил российский политический и государственный деятель Сергей Бабурин.
Отвечая на вопрос, какой должна быть национальная идея России в XXI веке, Сергей Бабурин отметил, что национальная идея России не менялась на протяжении многих столетий. «В отличие от Запада и Востока, — подчеркнул политик, — России удалось придать развитию общества формат коллективного преображения человека. Суть Русской идеи — это спасение души и мира, а не подчинение мира себе. В этом отношении основа Русской идеи — это коллективистский и патерналистский характер русской ментальности. То есть жить не эгоистично как Запад, не уходя от мира как Восток, а жить, совершенствуя себя и окружающий мир.
Если Запад считает, что человек неизменен и меняет окружающий мир под человека, а Восток считает главным развитие внутреннего человека и замыкает в себя в уход от мира в отшельничество, то Россия выработала совершенно иной мировоззренческий подход. В этом и суть Русской идеи и Русского мира».
На вопрос, почему в РФ говорят о Русском мире, но не говорят о Славянском мире? Сергей Бабурин ответил следующим образом: «Проблема в том, что еще наши предки, тот же Константин Леонтьев отмечал, что "славяне есть, а славянства нет". Славянские народы в последние столетия, к сожалению, расколоты между двумя цивилизациями — восточной-христианской, или русско-православной, и западноевропейской.
В основе лежит религиозная доминанта, потому что католические страны и протестантизм, который вырос из католицизма - они утащили на Запад и чехов, и славаков, и поляков. А вот православный мир ориентируется на Россию. Поэтому мы и говорим, что русский и славянские миры пересекаются, но не дублируют друг друга. И Славянский мир - понятие этнического корня, языкового. А Русский мир - это цивилизационное понятие».
По мнению политика, русский мир — это «цивилизационный союз славянских, тюркских, угро-финских и иных народов, объединенных православными духовными ценностями и русским языком. Поэтому, если вспомнить Николая Данилевского, 200-летие которого мы отмечаем в этом году, то он был убежден в том, что в славянский союз должны входить и народы иных этнических корней, которые едины с русским народом. Это и получается на самом деле Русский мир».
Прозвучал вопрос — что необходимо предпринять России для укрепления своих лидерских позиций в Славянском мире? По мнению Бабурина России, прежде всего, необходимо осознать, что она несет определенную миссию и в мире вообще, и в Славянском мире конкретно. Политик считает, что уже 30-50 лет Россия отгораживается от славянских стран, начиная с правления Горбачева, когда сказали им: «Живите как хотите, Ваше будущее - Ваша проблема».
Политик считает, что «для России это недопустимая вещь, потому что она не может никого бросать на произвол судьбы. В отличие от Запада, Россия никогда не стремилась к подчинению, но для России принципиально важен вопрос интеграционного объединения. В этом отличие русской имперской идеи от имперской идеи на Западе, потому что мы объединяли народы во имя их спасения, а не подчиняли их как Запад. У нас не было так, что вся периферия работала на центр. Наоборот, у нас центр всегда помогал периферии.
Поэтому сегодня России необходимо предпринять шаги по формированию конфедерации славянских государств, которая будет включать в себя не только Белоруссию или Сербию, но и переполненные ныне русофобией Болгарию, Польшу, Словакию, Чехию. Это должна быть конфедерация, куда войдут славянские страны, независимо от их политического устройства. И эти славянские государства, собравшись в лице своих лидеров, смогут выработать общие подходы к единству Европы».
«Я убежден, что славяне, собравшись вместе, преодолеют европейские разграничительные линии. И тогда многие вопросы в Европе станут решаться легче. Но для этого нужна международная конфедерация государств, инициатором которой должны выступать Россия, Белоруссия и Сербия — те, кто сегодня ориентируются на многополярный мир», — заключил Сергей Бабурин.
1. 1