Президентская библиотека закончила формирование коллекции «В. Г. Белинский», посвящённой жизни и деятельности одного из самых знаменитых критиков в России XIX века, сообщает редакции «Русской народной линии» пресс-служба Президентской библиотеки. В состав коллекции вошли цифровые копии книг, периодических изданий и архивных документов. Часть материалов предоставлена победителем конкурса Президентской библиотеки «Регионы России в лицах» (2021) Пензенской областной библиотекой имени М. Ю. Лермонтова. Именно в Пензе прошли детские годы будущего публициста. «Помимо электронных копий изданий о В. Г. Белинском, излагающих жизнь и творчество Белинского доступным языком, в коллекцию переданы и цифровые копии музейных экспонатов. Это рисунки, картины, фотографии, включая фотографии мемориальных вещей», – подчеркнули представители Пензенской областной библиотеки.
Виссарион Григорьевич Белинский (1811–1848) – одна из знаковых фигур отечественной истории, литературы, журналистики. Историк русской литературы Семён Венгеров называл 30–40-е годы XIX века «эпохой Белинского». Опубликованная коллекция материалов – тоже своеобразная эпоха. Почти каждый из «экспонатов» имеет свою историю, и истории эти пересекаются порой неожиданно. Так, писатель Дмитрий Мережковский, начиная книгу «Завет Белинского» (1915), называет его первым русским интеллигентом. И дальше приводит слова Достоевского: «Этот человек ругал мне Христа. Он бил по щекам свою мать – Россию».
«Вся жизнь моя в письмах», – говорил Белинский. И как раз одно из его писем непосредственно повлияло на судьбу Достоевского.
Речь идёт о письме на тот момент уже именитого критика Белинского своему некогда любимому писателю Николаю Гоголю. Это был его ответ на книгу Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями», где восхвалялись, как показалось «неистовому Виссариону», самодержавие, православие и крепостничество. Белинский страстно раскритиковал как взгляды, высказанные Николаем Васильевичем, так и власть и церковь в России. Письмо это стало, как бы сейчас сказали, сенсацией; его перечитывали и переписывали. Одна из сохранившихся рукописных копий оцифрована, и теперь «прикоснуться к историческому документу» можно на портале Президентской библиотеки.
«По-Вашему, русский народ – самый религиозный в мире: ложь! – пишет Белинский. – Основа религиозности есть пиэтизм, благоговение, страх божий… ...Приглядитесь пристальнее, и Вы увидите, что это по натуре своей глубоко атеистический народ. В нём ещё много суеверия, но нет и следа религиозности.
Россия видит своё спасение не в мистицизме, не в аскетизме, не в пиэтизме, а в успехах цивилизации, просвещения, гуманности. Ей нужны не проповеди (довольно она слышала их!), не молитвы (довольно она твердила их!), а пробуждение в народе чувства человеческого достоинства, столько веков потерянного в грязи и навозе, права и законы, сообразные не с учением церкви, а с здравым смыслом и справедливостью, и строгое, по возможности, их выполнение»…
Последовавшая реакция властей была незамедлительной – за хранение и распространение копии письма отправляли на каторгу. Среди читавших и разделявших многие пункты письма был тогда и молодой петрашевец Фёдор Достоевский. В 1849 году он был арестован и приговорён к смертной казни.
В тексте приговора говорилось: «Расстрелять... отставного инженер-поручика Достоевского – за недонесение о распространении преступного о религии и правительстве письма литератора Белинского…» Как мы знаем, всё закончилось более-менее благополучно (вместо расстрела в последний момент Николай I милостиво разрешил каторгу). Само же письмо почти 60 лет, до 1905 года, было под запретом.
Другой архивный документ, представленный на портале Президентской библиотеки, «Дела об увольнении ректора университета и цензора Московского цензурного комитета профессора А. В. Болдырева за пропуск в журнале „Телескоп“ статьи П. Я. Чаадаева „Философические письма“…». Он помогает более определённо разобраться в причинах закрытия журнала, в котором Белинский начинал свою литературную деятельность. Затем Виссарион Григорьевич устраивается редактором журнала «Московский наблюдатель». Статьи в этом журнале заметили, и в 1839 году Белинский получил предложение переехать в Петербург и возглавить критический отдел в журнале «Отечественные записки», который на тот момент был одним из ведущих изданий страны. Многочисленные работы, опубликованные в этих журналах и других изданиях, составили несколько томов собраний сочинений – в коллекции их несколько изданий разных лет. Он отзывался на новые театральные пьесы и постановки, на новые произведения, хлёстко писал о наблюдаемых явлениях действительности. Влияние Белинского на общественно-политическую и культурную жизнь России было колоссально. Редакторская деятельность Белинского послужила становлению критического жанра как неотъемлемого элемента журналистики.
Виссарион Белинский скончался в самом расцвете творческих сил, в Петербурге 7 июня 1848 года, не дожив нескольких дней до своего 37-летия.
В Центральном районе Санкт-Петербурга от площади Белинского по одноимённому мосту между набережной Фонтанки и Литейным проспектом протянулась улица, также названная в его честь. В России его имя носят 478 улиц, площадей и переулков. В честь него названы библиотеки в девяти городах нашей страны. «Неистовый Виссарион» называется первая и пока единственная в России литературная премия, которая даётся критикам.
Коллекция «В. Г. Белинский» насчитывает 168 документов. Все они в открытом доступе представлены на портале Президентской библиотеки. При формировании коллекции также использовались материалы Зональной научной библиотеки Уральского федерального университета, Пензенского краеведческого музея, Объединения государственных литературно-мемориальных музеев Пензенской области, Научной библиотеки Санкт-Петербургского государственного университета, Детского музея открытки и других организаций.
Для справки:
В Пензе находятся четыре памятника Белинскому, три – в городе Белинском. В 1948 году город Чембар в связи со 100-летием со дня кончины В. Г. Белинского был назван его именем. В Пензенской области действует единственный в мире Музей В. Г. Белинского, работают две общеобразовательные школы и педагогический институт имени В. Г. Белинского. Именем Белинского в Пензе названы Центральный парк культуры и отдыха и сквер.
37. Ответ на 36, E.O. :
Во-вторых, это слова Великого Русского Мыслителя, Писателя, Пророка Феодора Михайловича Достоевского. А это уже само по себе что-то значит. То, что Вы имеете сплотить с мнением самого Ф. М. Достоевского, это плохо прежде всего для Вас самого.
В-третьих, Вы сами не поняли, насколько Вы мои слова похвалили. Ведь "примитивно" в переводе на русский язык значит "просто". А ведь "где просто, там ангелов до ста, а где сложно да мудрено - нет ни одного" (свят. преп. Амвросий Оптинский).
36. Ответ на 35, александрович:
Примитивно.
35. о Белинском
34. Почти то же самое можно сказать о Белинском:
Успокойся, братишка. Без Горького русская лтература не пропадет.К сожалению, Вы совершенно не представляете историю русской литературы, судя по этому Вашему замечанию. Видите ли, литературу делают конкретные писатели. А в русской литературе конца девятнадцатого и начала двадцатого века совсем мало писателей, которые совершенно ничем не обязаны Горькому в своем творческом развитии и литературном становлении. Здесь уже назывались имена Шмелева, Бунина, Маяковского, Есенина, Осоргина, Куприна, Ходасевича, Пришвина, даже Зайцева (был одним из авторов издательства "Знание", по просьбе и предложению Горького сделал перевод "Искушения святого Антония" Г. Флобера), Л. Андреева, Замятина. Но это только малая часть тех русских писателей, на судьбу которых оказал благотворное влияние Горький. Как видите, благодаря Горькому русская литература вообще состоялась. Подлость расчленителей трупа "набальзамированного" Горького в том и состоит, что используя неосведомленность нынешних читателей в истории литературы и прикрываясь "поисками правды", они через дискредитацию Горького надеются уничтожить русскую литературу. Горький выбран потому, что являясь одной из ключевых фигур русской литературы, сам вобрал в свою жизнь и литературную деятельность множество противоречий свойственных и нашей литературе и той эпохе. Коварство "искателей правды" заключается в том, что все их схемы, по котрым они строят низвержение Горького в "посредственности", легко могут быть потом использованы практически против любого русского писателя. Даже такой пошлый прием - "бабник", уже кошерно используется в хотенковском сериале о Достоевском. Скоро можно ждать разговоров о "набальзамированном" трупе Достоевского. Есть, по моему убеждению, еще одна причина "заказа" на Горького. Побаиваются олигархи, что народ может очнуться да и восстановить государственную собственность на недра, на землю, на промышленные предприятия. Поэтому так и ненавистны все те "маргиналы", "буревестники" и Данко, о которых писал Горький. Ведь даже упоминавшийся раньше критик Эйхенвальд, признавал, что все эти Челкаши и "босяки" по духу своему представляют некую современную той эпохе тень "благородного разбойника", Робин Гуда без арбалета, но с той же жаждой справедливости. Подумайте об этом - неужели здесь все неверно?
Ответить
Потомок подданных Императора Николая II / 02.06.2011 23:09
33. Ответ на 26, Потомок подданных Императора Николая II:
https://ruskline.ru/analitika/2011/05/12/ne_peshkov_ya_iegudil_hlamida
32. Ответ на 25, Потомок подданных Императора Николая II: колдуй баба, колдуй дед
https://clck.ru/siNdy
31. Ответ на 21, Юрганов:
Вот Вы не крепостной, не дворовый человек, ни ливрейный лакей в 1847 году. А осуждаете людей, которые не хотели жить такой жизнь.Вот вы не Православный, а осуждаете тех, кто верил и верт в Господа, и не желает никакого безбожного "прогресса"Вторая Заповедь : Не сотвори себе кумира. Ваш кумир - ненависть к большевикам , вы готовы с яростью служить этой страсти ! Бежать и срывать советские таблички с домов. А нечего , что благодаря советскому технологическому наследию у российской армию есть все необходимое оружие для борьбы с западными захватчиками. Ракеты, боевые самолеты и вертолеты, бронетехника, транспорт, разведовательные спутники , боевые корабли - все это делали в СССР. Следуя вашей страсти надо уничтожить все советское антихристианское оружие и воевать на Украине православными палками и бросать камни в нацистов. Какой у вас арсенал ? Страсти делают человека безумным.
30. Ответ на 16, E.O. :
Речь о перспективах преобразования и преображения России. К чему стремиться, что брать за образец? Как видим Россия образца 1847 год не годится. А что тогда?
и чем же не образец?? Демократии нету?
А она нам нужна?? Читайте Победоносцева - от неё камня на камне не оставил
29. Ответ на 20, александрович:
28. Ответ на 20, александрович: