«Лишь Слову жизнь дана…» – написал в 1915 году Иван Бунин и был, несомненно, прав. У времени свой отчёт, и оно беспристрастно расставляет всех и всё по своим местам.
Тютчевский литературный конкурс изначально был задуман ради сохранения и продолжения философских традиций тютчевской (и не только) поэзии в современном литературном процессе. Философско-психологические открытия глубин вселенской жизни и противоречивых движений человеческой души, глубокий лирический самоанализ, романтическая одухотворенность, осмысление судеб человека и человечества, гармонии и противоречий мира-важные сферы пересечения художественных миров Тютчева и тех авторов, чьё творчество определяется общими тенденциями развития русской классической поэзии.
6 августа 2022 года на «поэтическом», парадном крыльце тютчевского Дома вновь собрались члены жюри, участники, победители, лауреаты, поэты и писатели, журналисты и гости Овстуга уже на юбилейную (10 лет) церемонию награждения. Открывшая праздник О.М. Шейкина (директор музея-заповедника) отметила растущий из года в год интерес к конкурсу, заметно расширяющуюся «географию» его участников и, главное, высокий художественный уровень присылаемых работ. «Но что жюри считает наиболее ценным, -сказала О.М., -стихотворения и эссе (две основные номинации)-это не «влияние», «отражение» или «перекличка» мотивов, идей и образов, но процесс глубокого творческого усвоения литературно-художественного опыта поэта-дипломата Ф.И. Тютчева.
Каждый истинный художник- и как личность, и как творец-воплощает своё время и человека в своём времени. Но то, что он нам о них сообщает, высказано на особом языке. Это не просто язык искусства, «образный» язык; в его слагаемые входит ещё и художественный язык автора. Среди победителей и лауреатов конкурса за истекшие годы авторы из Москвы, Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга, Орла, Ростова-на-Дону, Брянска, Владимира, Твери, Севастополя, Красноярска, Беларуси, Болгарии, Калуги, Ярославля, Австралии, Крыма, Великобритании, Владивостока, Казахстана, Австрии и т.д.
Поэтический конкурс-это стихия Слова, новые сборники, журналы, издания, презентации новых авторских произведений. В этом году свой цикл «Сказы Куликова поля» представил член жюри конкурса, гл. редактор альманаха «День поэзии-XXI век» А.В. Шацков. В 2020 году поэт стал победителем в номинации «философское стихотворение» за книгу «Лебеди Тютчева», посвященную роду Тютчевых (издательство «Любавич», Санкт-Петербург, 2020 г.).
«Со дня одной из знаковых в истории Отечества битв минуло более 640 лет, но небо Куликова поля по-прежнему распахнуто над всеми нами, ныне живущими»,-сказал автор. И снова мы переживаем вместе со страной «минуты роковые», и вновь «покой нам только снится», вспоминая сложные, переломные моменты нашей истории. В эпоху «бурь гражданских и тревоги» нам нужен Тютчев с его убежденностью в причастности каждого к созданию исторического полотна.
Каким ныне ключом запереть
Границу от края до края?
Россия-вселенская твердь,
Отнюдь не преддверие рая.
Какой заповедной строкой,
Пришедшей на память молитвы,
Хоть на год продлить твой покой,
Чтоб силы достало для битвы!?
О народной памяти, о национальной гордости за предков, о передаваемой сквозь века незримой, но могучей энергии напомнил собравшимся заведующий музейным комплексом «Куликово поле», д.и.н., профессор О.Г. Вронский. Как не вспомнить сегодня о Тютчеве, чья приверженность России была основой духовной жизни и общественной активности!
Итоги очередного конкурса 2022 года таковы. Победителем в номинации «Философское стихотворение» признан М. Замшев (Москва) – поэт, писатель, критик, журналист, главный редактор «Литературной газеты», ставший обладателем хрустальной статуэтки, изображающей главную геральдическую фигуру фамильного герба Тютчевых (работа мастеров-хрустальщиков г. Дятьково).
Степь-это то, что для русского взгляда легко,
Также легко умирать, если сделано дело.
В номинации «Философское эссе» победил В. Артёмов (совместно с Н. Пономарёвой) –поэт, писатель, главный редактор журнала «Москва». Название и содержание эссе – «Героиня тютчевской лирики и Анна Коренина». В предисловии автор пишет: «Роман «Анна Коренина» Толстой начал писать весной 1873 года. В то время в своих духовных исканиях писатель был особенно близок философскому настроению лирики Тютчева».
Тема страшной действительности, пришедшей на смену быстро пролетевшему «сну любви», как и мотив «толпы», поправшей самые известные чувства женщины, возник в творчестве Тютчева ещё в 30-е годы. Противоречивые переживания любящего женского сердца одинаково глубоко переданы Тютчевым и Толстым: женщина гибнет в борьбе с роком, орудием которого являются люди и прежде всего любимый ею человек. Никто из русских поэтов, кроме Тютчева, не сумел с такой трагической силой передать чувство, вызываемое утратой любимой женщины, утратой не через разлуку, не через измену, а через смерть. Но в прозе это сделал писатель Л.Н. Толстой, ценивший Тютчева-человека и Тютчева-поэта.
Лирическую ноту в общее настроение поэтического праздника добавила солистка Брянской областной филармонии Дарья Кудрицкая.
Все участники тютчевского конкурса, молодые и зрелые, начинающие и признанные, все они – разного возраста, разных судеб и путей в большую литературу – спаяны любовью к Слову, к целительной силе отечественной культуры.
И усеется поле
Коростою ратного спора –
Куликово, заветное,
В поросли из чабреца.
Расточится туман, и заря,
Словно плат омофора,
Ниспадёт на траву –
и не будет России конца!
Оксана Михайловна Шейкина, директор государственного мемориального историко-литературного музея-заповедника Ф.И. Тютчева «Овстуг»
Фото: группа ВК Музей-заповедник Ф. И. Тютчева «Овстуг»