itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

В бой после молитвы

Об одном забытом походе Петра Великого и о личности первого русского императора

0
1868
Время на чтение 11 минут
Фото: из личного архива

В феврале сего года на «Русской народной линии» была опубликована моя статья «Он спас Церковь от новой никоновщины. К пониманию первого русского Императора Петра Великого», в которой я попытался сформулировать и обосновать взгляд на личность и деяния знаменитого русского Государя, который полностью противоречит традиционному восприятию царя-преобразователя в среде православных патриотов.

Статья вызвала полемику с теми, кто привык смотреть на Петра Великого глазами славянофильской и клерикальной публицистики, как на «большевика на троне», западника, порвавшего с традицией правителя, закабалившего Церковь цезарепаписта, даже чуть ли не антихриста. Традицию такой трактовки первого Императора заложили его политические противники из числа старообрядцев, затем подняли на щит некоторые славянофилы и священнослужители, недовольные подчинению Церкви Государству. Эта трактовка пережила революцию, была популярной в русской эмиграции и продолжает бытовать сегодня.

В ходе полемики я понял, как плохо мы понимаем великого преобразователя России, больше того – как мало мы знаем о реальных деяниях Петра и мотивах его поступков. Сегодня хочу заполнить некоторую лакуну в знаниях о Петре Великом среди патриотов. Причем, знания эти рушат миф о нерелигиозности Петра, о его равнодушии к Православию.

Речь пойдёт о забытом военном походе Петра Алексеевича по «Осударевой дороге», взятии крепости Нотебург, что стало предвестником великой Полтавской победы и сокрушения Россией тогдашней мировой супердержавы Швеции.

События эти происходили в 1702-1703 годах, но сначала напомню о важных предшествующих событиях.

Летом 1693 года 21-летний царь Петр впервые посетил Архангельск, в первый раз увидел море и, как говорится «заболел морем». На следующий год он повторил поездку в Архангельск, и вот эта вторая поездка стала весьма примечательной, имеет прямое отношение к предмету нашего разговора.

Во время поездки была спущена на воду адмиральская яхта «Святой Петр», которую освятил архиепископ Холмогорский Афанасий (городок Холмогоры тогда был административным центром русского севера, Двинской земли). Впервые на «Святом Петре» был поднят русский триколор как «флаг царя Московского». Рождение первенца российского флота было также впервые отмечено праздничным фейерверком, посвящённым политически важному событию.

2 июня 1694 года царь Петр изъявляет желание посетить вместе с владыкой Афанасием на яхте «Св. Петр» Соловецкий монастырь. И они отправляются в морское путешествие. Поначалу ничто не вызывало тревоги, но вскоре неожиданно поднялась страшная буря. Кораблекрушение казалось неминуемым. Петр уже готовился к смерти, он приобщился Святых Таин из рук архиепископа Афанасия. Но по молитвам владыки произошло чудо. Кормчий Антон Тимофеев успел ввести яхту в Унскую губу, и она стала на якорь близ Пертоминского монастыря. Чудом спасшийся от неминуемой смерти 22-летний Петр собственными руками сооружает крест в полторы сажени высотою и ставит его на том месте, где он вышел на берег. На кресте была надпись: «Сей крест сделал шкипер Петр в лето Христово 1694». Сейчас этот крест находится в краеведческом музее Архангельска.

Пётр вместе с архиепископом Афанасием направился в обитель преподобных Ионы и Вассиана Пертоминских, Соловецких чудотворцев. В их присутствии было совершено торжественное открытие мощей преподобных Ионы и Вассиана, которые 5 июня 1694 года с честью были положены в Преображенском соборе обители…

В 1700 году Россия вступила в войну против Швеции, которая началась весьма неудачно для нас – 19 ноября русская армия потерпела сокрушительное поражение в сражении под Нарвой. Однако высокомерный шведский король Карл решил не преследовать русских и не атаковать Новгород, где в тот момент находился Петр. Ему казался более опасным король Саксонии Август, против которого он и направил свои войска. Это дало русским возможность собрать силы и основательно подготовиться к войне.

И уже 25 июня 1701 была одержана первая, пусть и небольшая, морская победа над шведами у строящейся в устье Северной Двины недалеко от Архангельска крепости Новодвинск, которую шведы попытались захватить. А 29 декабря 1701 года была одержана и первая сухопутная победа у местечка Эрестфер.

Окрылённый успехами 1701 года, Пётр Алексеевич тщательно готовится к летней военной кампании 1702 года. Главным направлением удара была выбрана старинная русская крепость Орешек у истока Невы, которую шведы назвали Нотебургом и вполне основательно считали неприступной.

Но для начала Борис Шереметев, получивший за победу при Эрестфере чин генерал-фельдмаршала и орден Андрея Первозванного (четвертый кавалер высшего российского ордена) получает приказ: «Идти с конным и пехотными полками в Свейскую землю для поиску и промыслу над неприятелем, куда военный случай позовет, сухим и плавным путём». После зимовки в Пскове 12 июня русская армия отправляется в Лифляндию, где у местечка Гуммельсгоф (Гумолова мыза) настигает и 18 июля громит отряд генерала Шлиппенбаха. Одновременно русские атакуют шведские корабли в устье реки Эмбах (русское название Омовжа), впадающей в Чудское озеро, под командой командора Лёшерна и берут на абордаж 12-пушечную яхту «Виват». После чего Шереметев проходит всю Лифляндию, уничтожая шведские посты и укрепления. Таким образом, подмога Нотебургу из Лифляндии прийти не могла.

А у Петра родился невиданный по оригинальности и смелости план: прорваться к истоку Невы с тыла – откуда неприятель никак не мог ожидать нападения. В конце мая, когда Шереметев готовился к выступлению из Пскова, Петр Алексеевич вместе со своими ближайшими сподвижниками и царским двором во главе около четырех тысяч солдат Преображенского и Семеновского полков прибыл в Архангельск. Его сопровождали генерал-адмирал Александр Головин, верный друг поручик Александр Меншиков, дядя государя Лев Нарышкин, дипломаты Гавриил Головкин и Петр Шафиров, воспитатель царя Никита Зотов и другие лица из ближайшего окружения и царской свиты. Тут же дипломаты дружественных стран. Пётр взял с собой в поход и 12-летнего сына царевича Алексея, решив приучить его к тяготам государевой службы. Словом, столица государства переместилась ненадолго в Архангельск, откуда Петр шлёт послания иностранным государям, письма и депеши. И всем своим видом показывает, что ему нет дела до Ладоги и Невы. И русскому царю удалось усыпить бдительность шведов.

В это время, в 1702 году, в связи с ростом значения Архангельска административный центр Двинской земли был переведен туда из Холмогор, а холмогорские стрелецкие полки были расквартированы вблизи Новодвинской крепости.

Между тем, втайне даже от своего окружения Пётр поручает одному из первых преображенцев сержанту Преображенского полка Михаилу Щепотеву разведать возможную дорогу для переброски войск к Онежскому озеру. Дело было непростым. Дорога должна была проходить вдали от населенных пунктов и быть коротким путём из Белого моря в Онежское озеро.

Неожиданную помощь Петру тут снова оказывает архиепископ Холмогорский Афанасий. На сей раз 60-летний владыка, которого Петр с сыном навестили в Холмогорах, прибыл специально в Архангельск на праздник Святой Троицы 24 мая 1702 года, где и узнал о планах Петра.

Архиепископ Афанасий (Любимов) вообще личность примечательная. Он родился в 1641 году в семье казака в Тюмени. Был пострижеником духовной твердыни Предуралья Далматовского монастыря, основанного преподобным Далматом Исетским. Владыка был выдающимся церковным полемистом того времени, он участвовал в знаменитых прениях о вере 5 июля 1682 года в Грановитой палате Кремля во время Хованщины с главным старообрядческим апологетом Никитой Добрыниным (Никита Пустосвят). Предание гласит, что в пылу полемики Никита, не в силах опровергнуть аргументы, набросился с кулаками на недавно хиротонисанного епископа Холмогорского Афанасия и вызвал ему клок бороды, после чего владыка брил бороду.

Святитель был не только молитвенником, о чем свидетельствует чудесное спасение царя Петра в 1694 году, но и крупным учёным, ему принадлежали богословские труды «Шестодневец» (в котором он касался вопросов астрономии и критиковал астрологию), «Толкование на Псалтирь», полемические антистарообрядческие сочинения (самое известное «Увет духовный»), медицинский трактат «Реестр дохтурских наук» (с рецептами различных лекарств).

Среди работ владыки был и рукописный трактат по географии «Описание трех путей из державы царского Величества, из поморских стран во Швецкую землю и до столицы их», который он подарил Царю. Именно описание владыки Афанасия и легко в основу «Осударевой дороги» длинною в 160 вёрст, которую в течение короткого времени и в строжайшем секрете построил сержант Щепотев силами местных крестьян. Уникальная «Осударева дорога» пролегала от селения Нюхча на берегу Белого моря до села Поневец на Онежском озере. Сам архиепископ Афанасий не дожил до победы, он скончался в Холмогорах 6 сентября, когда армия Петра двигалась к Онежскому озеру по проложенной по его маршруту дороге.

В июле со стапелей верфи в Архангельске были спущены два боевых фрегата, названных царём Петром «Святой Дух» и «Курьер» и был заложен новый фрегат «Святой Илия». В начале августа Пётр Алексеевич, наконец, получил сообщение, что дорога готова, и во главе флота из 13 военных судов отправился на Соловки, сам царь шёл на подаренной ему английским королём Вильгельмом III яхте «Транспорт-Рояль».

Царский флот подошёл к Соловецкому монастырю 10 августа, Петр привёз в разобранном виде церковь, которую матросы собрали на острове Большой Заяцкий, храм был освящён в честь апостола Андрея Первозванного. Именно в эти дни царь Петр утвердил Андреевский стяг как боевой флаг военно-морского флота России. Так от соловецкого храма св. Апостола Андрея началась славная история военно-морского флота.

Приближался праздник Успения Пресвятой Богородицы, поэтому царь провёл в монастыре еще пять дней: днём в монастыре, ночью на корабле. Он прикладывался к мощам Соловецких чудотворцев, осматривал подробно крепость, оружейную палату и ризницу, мылся в мыльной, обедал в трапезной, причем заметил, что «никогда так сытно и приятно не кушивал». 15 августа в праздник Успения Матери Божией царь с царевичем были на литургии в Успенском соборе, государь, по обыкновению, пел на клиросе. И где тут «большевик на троне» (Бердяев)?! И в чём тут «дух Реформации» (прот. Флоровский)?!

На следующий день, 16 августа, получив благословение Божией Матери, настоятеля и братии монастыря, царский флот отплыл к пристани у мыса Вардия рядом с селом Нюхча. Флот ушёл в Архангельск, а войско по построенной «Осударевой дороге» двинулось к Поневцу. Петр распорядился перетянуть волоком и две яхты.

Направляясь к Нотебургу, царь озаботился тем, чтобы крепость не могла получить подкреплений. Генерал-фельдмаршал Борис Шереметев уже разгромил войска Шлиппенбаха в Лифляндии. 13 августа Пётр Апраксин нанёс поражение корпусу генерала Крониота и отбросил его в сторону Выборга. Русские войска также вытеснили с Ладожского озера шведские корабли.

Пётр Алексеевич во главе своей армии дошёл до Поневца, затем они прошли по Онежскому озеру к реке Свирь по которой прошли до Ладожского озера. Наконец, 14 сентября в Старой Ладоге, в устье реки Волхов, собрались все русские войска – и пришедшие с Петром из Архангельска, и артиллерия, направленная из Новгорода. Для руководства осадой крепости Петр вызвал хорошо зарекомендовавшего себя руководством войсками фельдмаршала Бориса Шереметева.

27 сентября русская армия подошла к Нотебургу. 1 октября началась бомбардировка крепости. Решительный штурм крепости произошёл 11 октября, сражение длилось 13 часов, шведы ожесточенно сопротивлялись. Командовавший штурмом командир Семеновского полка, будущий фельдмаршал Михаил Голицын приказал оттолкнуть лодки от берега, чтобы у солдат не было мысли отступить. После нескольких часов сражения Пётр, отчаявшись достичь успеха, послал приказ отступить, но посыльный получил ответ Голицына: «Скажи Государю, что теперь я принадлежу не Петру, а Богу». В этот момент поручик Александр Меншиков приказал ловить лодки, посадил на них сколько мог преображенцев и семёновцев, во главе которых пришёл на помощь Голицыну. Неприступная крепость пала. Петр написал: «Правда, что зело жесток сей орех был, однако, слава Богу, счастливо разгрызен. Артиллерия наша зело чудесно дело своё исправила». Петр повелел назвать крепость Шлиссельбург (ключ-город), подчёркивая важность крепости для выхода в Балтийское море.

После того, как исток Невы стал русским и шведский Нотебург стал русским Шлиссельбургом, Пётр, перезимовав в захваченной крепости, с наступлением тёплого времени решил взять под контроль всё течение Невы. 1 мая 1703 года после ночной бомбардировки сдался гарнизон крепости Ниеншанц у впадения Охты в Неву – главная крепость шведов на Неве. Осадой крепости руководил лично царь.

Пётр Алексеевич предусмотрительно приказал выставить дозор в устье Невы, предполагая приход подмоги Ниеншанцу. И действительно 2 мая появилась шведская эскадра. Корабли дали два выстрела, русские поняли, что это – сигнал, и из захваченного уже Ниеншанца пушки дали в ответ два выстрела. Эта военная хитрость привела к тому, что два шведских военных корабля были завлечены в Неву и стали на якоря из-за тумана. 7 мая шведские корабли были взяты русскими с незаметно подошедших восьми лодок на абордаж. Руководили атакой русских войск бомбардир-капитан Петр Михайлов (царь Пётр) и поручик Александр Меншиков. Сеча была жестокой, в живых осталось только 13 шведов. Царь лично одним из первых влетел на палубу шведского корабля с топором и гранатой в руках. За эту победу Пётр Алексеевич и Меньшиков были награждены высшими орденами апостола Андрея Первозванного (номера 6 и 7, что примечательно). Потеряв два корабля, шведская эскадра ушла из Невы. А день 7 мая (по старому стилю) является сегодня днем рождения Балтийского флота, двумя первыми кораблями которого стали захваченные в бою шведские корабли.

Тем временем генерал-фельдмаршал Шереметев 27 мая взял крепость Копорье, а 14 мая генерал-майор фон Верден взял город Ямбург. 8 июля в бою на реке Сестра русские войска снова отбросили шведский корпус генерала Крониорта к Выборгу. Причём, в этом сражении Пётр Алексеевич лично возглавлял русские войска. Таким образом, Россией была полностью завоёвана Ингерманландия.

Шведы в 1704 и в 1705 годах пытались выбить русских из Невы, совершая нападения на строившуюся на острове Котлин крепость Кроншлот (ныне Кронштадт) и пытаясь на суше атаковать русские позиции у Санкт-Петербурга и Шлиссельбурга, но были отбиты с большими для них потерями.

А 16 мая 1703 года в великий христианский праздник Святой Троицы, который считается днем рождения Церкви Христовой, была основана будущая столица Российской Империи Санкт-Петербург. Потому и первый собор на Петровском острове у Петропавловской крепости был Троицким (он не сохранился) и основные соборы имперской столицы Троицкие. Уже через две недели после взятия главной шведской крепости Ниеншанц ближе к устью Невы на Заячьем острове (место выбрал сам царь Пётр, возможно роль свою сыграл тоже некий символизм или созвучие – на Большом Заяицком на Соловках в начале похода построил Пётр церковь Андрея первозванного) была заложена русская крепость. Существует красивая легенда, что когда царь Петр заложил первый камень в основание Петропавловской крепости в воздухе появился орёл (или какая крупная птица семейства орлиных), что указывало на благословение Божие (орёл – символ одного из евангелистов).

29 июня, в день святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла в крепости заложили деревянную церковь в честь Перововерховных апостолов, впоследствии крепость и стала называться Петропавловской. А первое название крепости Санкт-Петербург перешло городу. Крепость состояла из шести бастионов, названных по имени самого государя и тех его сподвижников, кто наблюдал за их строительством: Государев, Меншиковский, Нарышкинский (в честь дяди царя), Головкин, Трубецкой и Зотов бастионы.

В ноябре 1703 года в новый город пришвартовался первый голландский торговый корабль, шкиперу которого было вручено 500 золотых, также было обещано, что второй пришедший корабль получит 300 золотых, а третий – 150. Так перенаправлялись торговые пути для иностранных купцов.

Город изначально строился как будущая столица России. Это был дерзкий замысел царя Петра, ведь де-юре новая столица государства находилась на территории другого государства.

Тем не менее, в 1710 году в город приехала погостить, а в 1712-м поселилась в нём вся семья царя Петра. С 1710 года издаются постановления о постройке в Петербурге каменных домов, о переселении сюда высших государственных сановников, придворных, дворян, торговых и промышленных людей. Окрестности города начинают заселяться крестьянами из внутренних губерний. Из-за границы приглашаются ремесленники и торговцы.

И только в 1721 году, после подписания Ништадтского мирного договора со Швецией столица России де-юре вошла в состав государства. Договор был подписан в день памяти преподобного Александра Свирского, великого русского святого, коему являлась Пресвятая Троица.

Именно к Дню Победы в Северной войне в 1724 году Пётр Алексеевич повелел перенести из Рождественского монастыря Владимира мощи святого благоверного Великого князя Александра Невского, который бил на берегах Невы шведов и укреплял здесь задолго до Петра русское присутствие. Пётр лично встретил мощи Великого князя в Шлиссельбурге и благоговейно доставил их в только что основанный Александро-Невский монастырь на окраине новой столицы. С тех пор 30 августа (12 сентября по григорианскому календарю) Александров день стал праздником Российской империи, а теперь и новой России.

Анатолий Дмитриевич Степанов, главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания», историк, член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

32.

... 7 мая шведские корабли были взяты русскими с незаметно подошедших восьми лодок на абордаж. Руководили атакой русских войск бомбардир-капитан Петр Михайлов (царь Пётр) и поручик Александр Меншиков. Сеча была жестокой, в живых осталось только 13 шведов. Царь лично одним из первых влетел на палубу шведского корабля с топором и гранатой в руках. За эту победу Пётр Алексеевич и Меньшиков были награждены высшими орденами апостола Андрея Первозванного (номера 6 и 7, что примечательно).

... одно только это может многое положительно сказать о личности Петра I Алексеевича... А личное участие Петра I в Полтавской битве? - когда он лично руководил сражением и возглавил контратаку в самый критический момент !
р.Б.Алексий / 16.08.2022 10:46

31. Ответ на 29, Русский Сталинист:

Русский Сталинист:
"Большевики после Октября 17-го много полезного совершили, неосознанно исполняя Промысл Божий…"
////////////////////////
Вне всякого сомнения… Ведь по сути, была подготовлена площадка для очередного прорыва-подъема человека к Творцу… Другое дело, что приставленная к рулю "поросль" органически (!) оказалась НЕСПОСОБНОЙ то узреть… и ввергла Великую страну в пропасть?

Русский Сталинист
"…они восстановили Историческую справедливость, вновь сделав первопрестольную Москву столицей"
////////////////////////////////
Представляется, это действительно один из ключе-поворотных моментов... Можно пытаться в рамках поднятой главным редактором РНЛ темы приводить (и опираться на!) десятки "исторически подтвержденных" "фактов" почитания-любви Петра к Православию, но… ведь имеется и куда более короткий путь к правде?
"Оковы тяжкие падут…" и, например, "Утро красит нежным светом стены древнего Кремля…" - Кремля (!), а не тяжеловесной (!) Петропавловки, фортов и соответствующего духа архитектуры града Петра… Вот и ответ на вопрос как "чувствовало" себя и во что оказалось "одето" Православие начиная с царя-реформатора и до… закономерно пришедшего 17-го?
Получается, что именно через Москву (с большевиков) начался тяжкий путь высвобождения отяжеленного петровскими "ризами" государственности (а она "двойственно-дуальна" как и заурядный грешник?) Православия?
Сегодня ситуация не менее "крученая" и со своими -присущими только ей "оригинальными" "прибамбасами"… Ведь Петр был ВЫРАЖЕННЫМ строителем (!) ГОСУДАРСТВЕННОСТИ… Нынешние - хоть и питерские - все же иного "характера" - вспомним хотя бы тот же вопрос "нулевых" заданный А.А. Зиновьеву - какое государство строит Путин? Добавим - и на какой ОСНОВЕ? Метафизической, разумеется…

30. Ответ на 26, Vladislav:

Я лично отдаю царю Петру долг почтения. Будучи москвичом и гуляя по немецкой слободе, немецкому кладбищу, Лефортово, заходя в храм Петра и Павла в Лефортово нельзя не отдать ему честь. Благодаря ему и многие немцы остались жить в России, принимали православие, становились русскими. Тем ни мение, было и другое -и это мнение не только владыки Серафима Соболева, но и других духовных авторитетов. Было и преклонение перед западной культурой, эпохой просвещения, эпохой возрождения, язычеством. Митрофан Воронежский сказал ему тогда прямо и уже готовился к смерти, зная характер царя. Его то как раз царь Пётр и не тронул, но это было исключение!

В статье приведен пример архиерея святой жизни, по молитвам которого был спасен царь, Афанасия Холмогорского, который поддерживал Петра.
Поддерживал его и святитель Митрофан. Петр распорядился без него не хоронить святителя, приехал проститься, лично нес гроб святителя и сказал: "Не осталось у меня такого старца".
А как Петр лично переносил мощи Александра Невского.

29. Ответ на 28, Александр Волков:


Петр, вводя коллегиально-соборный(?) орган, Патриаршество "устраняет" - большевики восстанавливают…


Большевики после Октября 17-го много полезного совершили, неосознанно исполняя Промысл Божий. Например, они восстановили Историческую справедливость, вновь сделав первопрестольную Москву столицей. Имеющий очи да узрит...

28. Я убегаю - ты догоняешь… (из фильма "Берегись автомобиля")


Петр, вводя коллегиально-соборный(?) орган, Патриаршество "устраняет" - большевики восстанавливают…
Нынешняя ситуация - иные условия… Считается, что у нас "симфония властей"… Имеются и Патриарх и… Президент - ни царь, ни Генеральный секретарь, ни…
Если с Петром более-менее ясно - взвалил все на себя - Император как-никак, то… в какой мере каждый из нынешних ответствен пред Творцом за духовное состояние грешников?

27. Ответ на 25, Анатолий Степанов:

Анатолий Степанов:
"Святитель стоит на той точке зрения, что Церкви надо было освободиться от зависимости от государства, Петр Алексеевич думал иначе. И, думаю, в этом был прав Петр, а не владыка Серафим."
/////////////////////////////
Что означает данная "правота" Петра? Ни много - ни мало как взятие на себя и "связывание" царствующих из рода Романовых персональной ответственностью за духовное состояние душ грешников-подданных? Получается, что именно в этом смысле (как итоговый результат) и следует рассматривать произведенный в 17-м "расчет" - разве не так?
"Правду ль бают или лгут…", но… Если, действительно, как сказывают, царь Николай II намеревался "уйти" (?) в Патриархи дабы "смирить всех в Любовь" , то… разве под силу было поправить дело, по всем "наработанным" к тому времени признакам - бесперспективного?
С другой стороны - как здесь недавно заявил монах-публицист Кирик (Тишков) , коснувшись в материале и известного решения Петра с "прикрытием" Патриаршества - действует, "де", Промысл Божий, а если дословно-точнее: "в случае с отменой патриаршества мы эту причину не нашли, а она есть."? И что, мол, для выявления таковых требуется просмотр проблем ну на очень длинных дистанциях-периодах…
Но не "наводит ли тень на плетень" публицист и все гораздо проще?

26. Ответ на 25, Анатолий Степанов:

Я лично отдаю царю Петру долг почтения. Будучи москвичом и гуляя по немецкой слободе, немецкому кладбищу, Лефортово, заходя в храм Петра и Павла в Лефортово нельзя не отдать ему честь. Благодаря ему и многие немцы остались жить в России, принимали православие, становились русскими. Тем ни мение, было и другое -и это мнение не только владыки Серафима Соболева, но и других духовных авторитетов. Было и преклонение перед западной культурой, эпохой просвещения, эпохой возрождения, язычеством. Митрофан Воронежский сказал ему тогда прямо и уже готовился к смерти, зная характер царя. Его то как раз царь Пётр и не тронул, но это было исключение!
Vladislav / 14.08.2022 23:05

25. Ответ на 10, Vladislav:

Зато у св. Серафима Соболева с логикой было всё нормально. Прочитайте его 2 и 7 главы из "Русской идеологии" о противоцерковных реформах Петра. Вот, например, отрывок как раз в ответ на вопрос о логике: "Своими противоцерковными реформами, своей личною, противоцерковною жизнью Пётр положил среди русского народа начало отступления от православной веры... Им упразднена была самостоятельная церковная власть, святые каноны им были нарушены, а церковное имущество отнято в пользу государства. Такое уничтожение Петром симфонии властей, при его искажённой самодержавной, вернее -абсолютисткой и деспотической царской власти, так потрясло исконные начала русского народа, что последний, несмотря на всё покровительство Церкви русских царей 19 века, уже не мог оправиться и встать на свой заповеданный ему Богом путь осуществления религиозно-нравственного идеала -путь святой Руси. Поэтому здесь, в уничтожении Петром симфонии властей, и была заложена причина гибели России... "

Конечно, спорить с прославленным Церковью святителем - дело неблагодарное, но я все-таки дерзну. Здесь святитель Серафим высказывает принятое в узко-церковной (клерикальной) публицистике воззрение. Я, конечно, знаком с докладом Серафима (Соболева) на молодежном съезде, который был потом издан с весьма претенциозным названием "Русская идеология". Надо понимать, что доклад этот носил характер просветительский и был предназначен для русской молодежи, воспитанной за границей.
Я бы хотел два тезиса святителя уточнить.
1. Он говорит, что Петр отобрал церковное имущество в пользу государства. Речь конечно не идет о священных предметах. Петр после поражения под Нарвой отобрал у Церкви колокола для пушек и отбирал земли с крепостными крестьянами, которые принадлежали монастырям и богатым соборам. Лишал Церковь "почетного права" быть крепостником. При этом сам Петр строил храмы (один пример приведен в статье), можно зайти в Москве в Высоко-Петровский монастырь, чтобы увидеть собор, построенный Петром.
2. Святитель пишет, что Петр упразднил самостоятельную церковную власть. Тоже надо уточнить: не упразднил, а вместо персонального патриарха учредил коллегиального - Святейший Синод, который признали равным себе по чести сначала Константинопольский и Антиохийский патриархи, а потом и все остальные. Конечно, обер-прокуроры порой выходили за пределы своих полномочий и пытались давить на Св.Синод и в церковных вопросах, но это были исключения, есть и другие примеры благочестивых обер-прокуроров.
Святитель стоит на той точке зрения, что Церкви надо было освободиться от зависимости от государства, Петр Алексеевич думал иначе. И, думаю, в этом был прав Петр, а не владыка Серафим.

24. Ответ на 22, Константин В.:

Да, с предметностью мышления у «товарищей» проблемы… ну тогда, очевидно, для характеристики Вас и подобных подойдёт А.П. Чехов: «Самомнение у нас европейское, образование, правда, азиатское».


Ну азиатское. Я должен оскорбиться, что ли? Притом сомневаюсь, что Вы Сорбонну окончили. Так что из чеховского "у нас" себя не вычеркивайте.

) В присутствии прислуги Бретонец говорит по-французски.

23. Ответ на 20, ОСт:

Не все тексты, написанные Св. Отцами, безспорны. При всём моём почитании Свт. Серафима (Соболева), вот этот отрывок:
зато уничтожение симфонии при нём было во всей полноте.... Пётр уничтожил и другую основу симфонии -почитание со стороны императорской власти священства или Церкви.

вызывает вопросы. А разве до Петра была идеальная симфония? А хотя бы история патриарха Никона?

Нет, конечно. И Серафим Соболев как раз подробно останавливается на патриархе Никоне в 7 главе "Русской идеологии" Но речь не о плохой или хорошей симфонии , а уничтожении её в принципе.
Vladislav / 13.08.2022 20:02
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Анатолий Степанов
Одна победа в СВО уже одержана
Об этом свидетельствуют итоги саммита ШОС
17.09.2022
Конец европоцентризма
Что означает смерть королевы Елизаветы II?
09.09.2022
Эстафету святости приняли сейчас наши воины
Епископ Питирим о военной операции и необходимости общественной метанойи
30.08.2022
«Ваше призвание – трудиться ради возрождения Святой Руси»
Главному редактору газеты «Русь Державная» Андрею Николаевичу Печерскому исполняется 75 лет
19.08.2022
Нынешнее Косовское обострение – типичная операция по «информационному прикрытию»?
Беседа с главой Сербского отделения Русского Собрания Ранко Гойковичем
01.08.2022
Все статьи Анатолий Степанов
Последние комментарии
От спецоперации к войне
Новый комментарий от Русский Сталинист
17.09.2022 11:10
Одна победа в СВО уже одержана
Новый комментарий от E.O.
17.09.2022 11:09
О ереси отрицания Всемогущества Божия
Новый комментарий от Владимир_Урусов
17.09.2022 10:11
Нам нужна одна Победа
Новый комментарий от Алексей Петрович
17.09.2022 09:59
Что нужно для Победы?
Новый комментарий от С. Югов
17.09.2022 09:29
Вступление Ирана в ШОС — позитивный шаг для глобальной политики
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.09.2022 08:32