itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Россия: происхождение смысла

Сила и величие России напрямую зависят от того, как православные исполняют своё призвание быть послушным инструментом в «руках» Божиих

1 Сергей Житинский - вебмастер РНЛ 
1826
Время на чтение 5 минут
Фото: Из интернет-источников

Как глупо спорить о природе рыб и птиц, не зная, что такое вода и воздух, так и глупо спорить о явлениях и событиях, не имея точного понимания о среде, в которой эти события произошли. Понимание смысла российских событий напрямую зависит от знаний о среде, в которой они совершались – России. Но здесь есть сложность – во всём слышимом нами о нашей любимой Родине, более говорится о человеческом, нежели о Божием. А ведь истинный смысл словам определяет Бог, а не люди. Так и Россия – это не то, что мы о ней думаем, а то, что о ней судит Бог. Из этого и надо исходить.

Итак, Россия – это государство. Для понимания России необходимо знать: а каким смыслом Бог наделил это слово – государство? Нас интересует смысл, а не этимология и буквы. Отсюда станет понятна причина появления государственности у народа Божия. А из этого нам станет понятна и роль государства в Промысле Божием о человеке. И такое логическое последование как раз-то и позволит нам увидеть – что есть Россия для Бога, а не для человеческих мудрований.

Святое Писание вполне согласуется с общепринятым мнением, что смысл государства – в силовом принуждении общества к порядку. Но как мы видим, от времени адамова изгнания из Рая, Бог не оказывал на человека силового принуждения для исполнения Своей Воли, представив ему свободу действий. И к чему это привело? А к тому, что на всей Земле верной Богу осталась лишь одна небольшая семья Ноя. И следуя логике событий, отчётливо видно, что не вмешайся Бог Потопом, то и эта последняя семья исчезла бы, и – начинай сначала.

После Потопа Бог вторично даёт человеку свободу в деле Спасения: и что же мы видим? Вновь непрерывное уменьшение числа носителей неповреждённого знания о Боге, так что Ему снова приходится вступить, чтобы предотвратить их окончательное исчезновение. И даже лучшего из них – Авраама – пришлось проверять, да и не раз. Что же это значит?

Бог дважды предоставлял человеку свободу в деле исполнения Своей Воли, и человек доказал свою полную неспособность. По вине этой глупой человеческой уверенности в своих силах, несколько тысячелетий человеческой истории для дела Спасения оказались уничтожены. Предоставлять человеку возможность в третий раз всё испортить было бы глупостью. Так что с этого времени Бог оставляет свободу делателям Спасения только в том, что: или содействует, или не препятствует Своему Промыслу. Остальное – жёстко пресекается.

Отметим: свобода отменяется не для всех, а только для делателей. То есть с тех пор, свободу делать что угодно имеют только государства, не задействованные Богом для Своего делания. Смысл заключения Завета с Авраамом в том, что Господь как бы говорит: «Всё, Авраам. Теперь никакой свободы ни у тебя, ни у тех, кто задействован в сем деле не будет. Будете делать не что хотите, а что необходимо. И ходить не куда хотите, а куда надо. Если будете верно исполнять сие делание, то будете в безопасности, и один из вас прогонит тысячу. Если же будете самовольничать, то не жалуйтесь...». Смысл понятен.

Со времён Авраама, Бог приступил к образованию от него народа, для защиты и распространения на Земле дела Спасения. И продолжалось это аж до Моисея, которому только и были даны законы по устроению общества-государства народа Божия, получившего знаковое название – Зрящий Бога, по древнему – Израиль.

А теперь о России, и при чём тут Израиль. Россия не есть государство в обычно понимаемом смысле. Начиная с 15-го века, Россия исполняет для Бога то же служение, которое исполнял ветхозаветный Израиль, а после него – Священная Римская империя до падения Константинополя в 1453 году. Поэтому, без понимания Иерусалима, а потом и Рима-Константинополя – мы не поймём Москву.

Что же общего в истории этих трёх государств, и в чём отличие от всех других государств мира? А в том, что каждое из них создавалось не людьми, а Самим Богом, и с определённой целью – использоваться как инструмент для Своего промышления о деле Спасения человека.

Каждое из этих государств – это не география и не дело случая, не стечение обстоятельств и не волеизъявление проживающих здесь народов. Каждое из них для своего времени – это единственный на Земле созданный Богом своего рода «плацдарм» для совершения и распространения Своей Воли. И, естественно, такое место автоматом становится духовным центром, где Воля Божия из Горнего Мира низходит в наш видимый мир. И простительно ли для православных не различать происходящее в России от других стран мира? Ведь все другие государства – имеют свободу делать, что хотят и как угодно решать проблемы. У России же такой свободы нет.

Ветхозаветная история создания и существования древнего Израиля даёт нам наилучший образец для понимания цели, смысла и вида участия Божия в жизни государства, являя нам полную зависимость судьбы страны от исполнения возложенного на неё служения. А это позволяет нам по тому же подобию отобразить сие понимание уже и на всё последующее время, и в том числе применительно к России вплоть до наших дней. Ведь сменился народ и декорации, но Бог и цель Его промышления о людях неизменны. Поэтому весьма странно видеть рассуждения православных людей о внутрироссийских делах не учитывающих эту всёменяющую основополагающую данность.

У этих мест воплощения Воли Божией нет прав, как и у любого инструмента в руках хозяина, а есть обязанности, исполнение которых всецело и определяет их судьбу. Ведь в жизни как – если инструмент портится, то его правят. А когда инструмент приходит в полную негодность, то его выбрасывают и достают запасной. В этом и есть причина перехода служения из Иерусалима в Константинополь, а после на Москву.

Столицы этих трёх государств, каждая для своего времени (сейчас Москва), являются центрами управления и защиты послушной Богу части человеческой цивилизации. В этом и есть величие и слава этих мест. И наличие в этих местах хоть даже и тьмы противящихся Воле Божией ничего не решало и не решает. Для Бога это всего лишь как осевшая на инструменте пыль, стряхиваемая лёгким движением руки.

И как для человека, смысл обладания инструментом не в том, чтобы инструменту хорошо лежалось на полочке, а в том, чтобы непрерывно приносил пользу – так и Россия нужна Богу не для того, чтобы православным людям в ней сыто и довольно жилось, а для того, чтобы они, православные люди, чётко исполняли возложенное на них служение. Как инструмент исполняет волю своего владельца.

Когда православные России своими хотя бы всего лишь и «десятью праведниками» исполняют своё призвание, то обретают Божию помощь: Россия процветает, растёт число друзей царя, враги смиряются, и дело Божие безопасно распространяется по всей Земле.

Поэтому должно понимать – сила и величие России напрямую зависит ни от чего другого, как только от того – как православные исполняют своё призвание быть послушным инструментом в «руках» Божиих. И довольно забавно и печально наблюдать, как православные ищут причины постигших Россию бед не в себе, а в ком-то, чём-то и где-то.

Понимать смысл происхождения государства у народа Божия, конечно же, хорошо, но для понимания событий и чего от нас требуется делать – этого мало. Предстоит ещё разобрать: как государство Божие устроено и работает, и в чём смысл перехода служения с Иерусалима в Константинополь, а после в Москву. И тогда мы по-другому увидим и Петра Первого, и патриарха Никона, и Сталина. И поймём, что даже февраль 1917-го – это совсем не революция и не переворот, как об этом спорят, а нечто другое. Но об этом в другой раз.

Монах Кириак (Тишков), публицист

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

11. Ответ на 10, Алексей Михайлович:

Дорогой Алексей Михайлович. Наши обиды - это всё лирика. Вы ведь тоже не просто сказали своё мнение, а хорошенько меня обложили: я и говорю чего не знаю, т.е. дурак, и не понимаю в этих вопросах, и занимаюсь не своим делом и т.д. А первое же рассмотренное ваше обвинение оказалось "пшиком". Вопрос в другом. Есть серьёзная проблема, и её надо решать. Проблема в том, что 1) Все наши бедствия, ну хотя бы 20-го века, являются следствием ошибочного рассуждения и действий не кого-то, а именно нас - православных РПЦ. 2) Валить всё на священноначалие - это глупость. Там всё немного не так. 3) Причины всех ругаемых событий нашей истории имеют ту же причину и являются горьким лекарством для нейтрализации нашей же глупости.

И я не вижу ни от кого рассудительного решения в данном направлении, а только все кого-то ругают: царя, священноначалие, евреев, Советскую власть, Сталина, Путина, патриаха.... А если и говорят о своей вине, то довольно туманно и без конкретики, ну типа: наши грехи, нежелание смиряться, молиться и т.д. А на самом деле, как говорится - у каждой проблемы есть конкретная фамилия имя и отчество. И скажу честно, мне приходится заставлять себя тратить время на прояснение этой темы. И бывало, бросишь её, но услышав очередную порцию благоглупостей о том, что во всём виновато "начальство и погода", приходится снова садиться и пытаться предать письмени решение этого вопроса так, чтобы читатели не сразу начали плеваться и махать кулаками, а хоть с чем-то согласились. А это, право, не просто.
Кириак / 04.07.2022 14:42

10. Так интелигентно начали и так по-хамски закончили: "состряпали", "уголовное дело", "скрылись за псевдонимчик" и т.п. - ну совсем не по-монашески. Даже воспитанные светские лица, уважающие право другого человека иметь собственное мнение, аккуратнее в выражениях. Разумеется, нет никакого желания с таким собеседником что-либо обсуждать.

Дорогой Византиец. Я очень рад что встретил в вас переживающего за эту тему человека, что вы не поленились написать такой большой комментарий. Вы правильно заметили что важность темы требует серьёзной аргументации. Но если всё кем-либо желаемое аргументировать, то это будет не статья, а книга. Поэтому аргументированно только то немногое, с чем согласиться критически важно для последующего рассуждения. Всё здесь написанное доказуемо, но для этого понадобится отдельный разговор. Если у вас есть желание "копать" эту тему - я готов. Может вы тоже поможете в чём-то разобраться. Но только не в комментах конечно.

Ну а теперь по поводу обозначенных вами обвинений. Есть древний обычай: при множестве обвинений выбирается самый убедительный и рассматривается только он. И если он оказывается несостоятельным, то другие уже игнорируются. Выбирать я не буду, а скажу только по поводу первого обвинения. Оно поверхостно и отражает только ваше понимание написанного. Ну во первых, вы "сыпете" сложными для большинства научными и иностранными словами. Я стараюсь не "грузить" излишним усложнением мыслей. Поэтому и сказал общепринятое и простое объяснение смысла любого государства (в том числе и теократического, ведь гос-ва бывают разные) в любое время - это принуждение человека к определённому (в данном государстве) порядку. Ну что криминального в этих словах вы увидели?

Вы же "состряпали" целое уголовное дело: что я сделал не тот акцент, что я чего-то там не хочу замечать... Извините, но вспомнилось кино "Калина красная" - Опером бы тебе, дед, работать, цены б те не было. Простите, не хотел вас обидеть. Но разве нежелаемая мною быть увидима (по вашим словам) теократия, это не силовое принуждение к теократическому порядку? Получается так, что вы увидели криминал там, где его нет. Ну а с остальными вашими обвинениями примерно также. Говорить об них нет смысла. А может причина ваших недоумений в том, что вы за Константинополь и недовольны Москвой? Скрываетесь. Да и псевдонимчик взяли соответственный. Но Константинополь? Сейчас? -- это не актуально. Промысел Божий его уж 500 лет как проехал. Но кто-то до сих пор, действительно, не хочет этого увидеть и принять. А у нас не Москве со зрением всё хорошо. Успехов.

9.

Дорогой Византиец. Я очень рад что встретил в вас переживающего за эту тему человека, что вы не поленились написать такой большой комментарий. Вы правильно заметили что важность темы требует серьёзной аргументации. Но если всё кем-либо желаемое аргументировать, то это будет не статья, а книга. Поэтому аргументированно только то немногое, с чем согласиться критически важно для последующего рассуждения. Всё здесь написанное доказуемо, но для этого понадобится отдельный разговор. Если у вас есть желание "копать" эту тему - я готов. Может вы тоже поможете в чём-то разобраться. Но только не в комментах конечно.

Ну а теперь по поводу обозначенных вами обвинений. Есть древний обычай: при множестве обвинений выбирается самый убедительный и рассматривается только он. И если он оказывается несостоятельным, то другие уже игнорируются. Выбирать я не буду, а скажу только по поводу первого обвинения. Оно поверхостно и отражает только ваше понимание написанного. Ну во первых, вы "сыпете" сложными для большинства научными и иностранными словами. Я стараюсь не "грузить" излишним усложнением мыслей. Поэтому и сказал общепринятое и простое объяснение смысла любого государства (в том числе и теократического, ведь гос-ва бывают разные) в любое время - это принуждение человека к определённому (в данном государстве) порядку. Ну что криминального в этих словах вы увидели?

Вы же "состряпали" целое уголовное дело: что я сделал не тот акцент, что я чего-то там не хочу замечать... Извините, но вспомнилось кино "Калина красная" - Опером бы тебе, дед, работать, цены б те не было. Простите, не хотел вас обидеть. Но разве нежелаемая мною быть увидима (по вашим словам) теократия, это не силовое принуждение к теократическому порядку? Получается так, что вы увидели криминал там, где его нет. Ну а с остальными вашими обвинениями примерно также. Говорить об них нет смысла. А может причина ваших недоумений в том, что вы за Константинополь и недовольны Москвой? Скрываетесь. Да и псевдонимчик взяли соответственный. Но Константинополь? Сейчас? -- это не актуально. Промысел Божий его уж 500 лет как проехал. Но кто-то до сих пор, действительно, не хочет этого увидеть и принять. А у нас не Москве со зрением всё хорошо. Успехов.
Кириак / 03.07.2022 10:33

8.

Не хотелось огорчать автора этой статьи ее детальным разбором, обращу внимание лишь на несколько обстоятельств, которые никак не позволяют оценить ее не только положительно, но и хотя бы в качестве образца свежей мысли. В первую очередь, неприятно удивляют обобщения (как исторические, так и историософические), а также весьма сомнительные суждения и оценки по предметам, судя по всему, не вполне хорошо известных автору. Так, например, он пишет: "Святое Писание вполне согласуется с общепринятым мнением, что смысл государства – в силовом принуждении общества к порядку". На самом деле, ничего "общепринятого" в этом суждении нет. Более того, акцент на принудительной силе государства, при котором упорно не замечается его теократическая идея, характерна для позитивистских доктрин, равно как и для либеральных. И, разумеется, Писание и христианская политико-богословская традиция никак не солидаризируется с этим сомнительным мнением.
Довольно своеобразны (видимо, это единственное их достоинство) суждения и доказательства автора о том, что Господь лишь дважды предоставлял человеку свободу в деле Спасения. Но, как известно, свобода воля, дарованная нам и каждому, предполагает, что всю свою жизнь любой человек стоит перед выбором - следовать пути Христа или предаться своим страстям.
И уж совсем малоубедительным выглядит суждение автора о том, что "столицы этих трёх государств, каждая для своего времени (сейчас Москва), являются центрами управления и защиты послушной Богу части человеческой цивилизации". Между тем, история как древнего Израиля, так и Византии с Россией изобилуют тысячами примеров отсутствия этого декларируемого "послушания". В целом весьма разочаровывает "лозунговый" стиль изложения, для которого характерно минимум аргументов и максимум голословных идей, должных возбудить в нас самоуважение. Главный вопрос автору - зачем вторгаться в ту область познания, которая, очевидно, от Вас далека?! Тем более, что статья лишь продолжает печальную традицию подобных "агиток".
Византиец / 30.06.2022 18:14

7. р.Б.Алексий

Представьте себе такое положение.Болезнь даётся за грехи.Если исходить из ложных догматов,то лечить грешника-это соучаствовать в чужом грехе.Все больницы закрыть немедленно.Тюрьмы-тоже самое,всех кто преступил закон выпустить на свободу,ибо они всего лишь наказывали за грехи грешников.Распустить силовиков и так далее.Тут же возникает монументальная фигура Льва Толстого:"Непротивление злу силою".Зачем защищать собственное государство?Вот,этим бредом стараются запутать всех.А кто не грешник?Какая страна не греховна.Что,только русские жили при Царе,других народов не было?Переминаются с ноги на ногу.А воз и ныне там.Пусть чахнут те,кто губил русских в ГУЛАГах,кто был действительным преступником,а не те кто жертва,а именно-русские и есть жертва.
Русский Иван / 30.06.2022 15:06

6. Потомок подданных Императора Николая II

Шаман,твоё имя!
Русский Иван / 30.06.2022 14:45

5. Ответ на 3, Русский Иван:

У африканских шаманов есть на вооружении такой приём,что бы загубить человека.А именно.Внушают чувство вины и человек сам по себе чахнет и умирает.

Иван, Вы правы - в юридическом смысле. У каждого преступления есть виновник. И было бы то дьявольское дело - сделать жертву преступления виновной в преступлении. Но прав и автор - в смысле духовном. В духовном смысле - греховность, виновность человека перед Богом по причине свободы воли и проистекающие отсюда последствия - смерть, страдания, болезни и т.п. - это догмат православия...
р.Б.Алексий / 30.06.2022 14:39

4. Ответ на 3, Русский Иван:

У африканских шаманов есть на вооружении такой приём,что бы загубить человека.А именно.Внушают чувство вины и человек сам по себе чахнет и умирает.

) Оказывается, не Дракула - африканский шаман...

3. печально наблюдать, как православные ищут причины постигших Россию бед не в себе, а в ком-то, чём-то и где-то

У африканских шаманов есть на вооружении такой приём,что бы загубить человека.А именно.Внушают чувство вины и человек сам по себе чахнет и умирает.
Русский Иван / 30.06.2022 11:54

2.

Итак, Россия – это государство...

Да, государство. Но какое? Государство - только как форма организованного исполнения Воли Божией как религиозного служения. Организатором исполнения Воли Божией должен специально обученный и поставленный от Бога человек - Царь православный самодержавный Помазанник Божий
который именно так осознают свое служение и которому для этого Богом дается сугубая Благодать. Под управлением которого государство и Церковь сливаются воедино для осуществления Воли Божией в истории мира - имея конечной целью утвердить и засвидетельствовать владычество Христа над всем миром, явить торжество Православия во всем мире - со всеми вытекающими из этого прикладными аспектами - в политике, экономике и т.д. в т.ч. и победы в глобальной мировой войне с врагами Божиими. Например, Иоанн Крестьянкин рассматривал события мировой истории, раскрывал смысл истории именно как религиозный смысл, как истории Церкви, как Богослужение, как последовательно раскрывающуюся глобальную Литургию. Вот истинный смысл и логика сменяющихся событий, эпох, периодов мировой истории, которые имеют свой смысл, свое начало и конец - брачный пир Агнца Христа со своею Невестою Церковью ( в России? если понимать под Россией не национально-государственное образование, а вселенскоцерковно-государственное образование Москва третий Рим) и переход в Вечность - восьмой день Творения Божия. Только понимают ли это, поймут ли это те, кто против клерикализации в России, до начала того, как Бог начнет "отряхивать пыль" со своего инструмента?...и понимаем ли мы это сами, православные, так как должны были бы это понимать, чтобы невольно не оказаться этой самой пылью?
р.Б.Алексий / 30.06.2022 10:42
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Монах Кириак (Тишков)
За Власть
О монархии и уроках 1917 года
17.08.2022
В чём ошибка монархистов?
Рассуждение о Власти Божией
29.07.2022
О «таинственном» Божием Промысле
Вся история Божьего Промысла о человеке– это редкие поощрения, а в основном «уговоры, подзатыльники и пинки»
06.06.2022
Об опасности непонимания Промысла Божия
Утрата ясного понимания Промысла Божия порождает ошибочное понимание причин и смысла происходящих событий
30.11.2021
Все статьи Монах Кириак (Тишков)
Последние комментарии
Дух дышит, где хочет
Новый комментарий от Валерий
19.08.2022 08:14
Анти-идеология
Новый комментарий от Сергей
19.08.2022 06:51
О задержании Стрелкова и его перспективах
Новый комментарий от р.Б.Алексий
19.08.2022 05:24
Вероотступничество или беспечное невежество?
Новый комментарий от учитель
19.08.2022 03:43
«Он бил по щекам свою мать – Россию»
Новый комментарий от Наблюдатель
19.08.2022 02:17
Падение доверия к Русской Православной Церкви
Новый комментарий от Адриан Послушник
18.08.2022 23:00
О пораженческой ереси
Новый комментарий от Человек
18.08.2022 20:03