Как глупо спорить о природе рыб и птиц, не зная, что такое вода и воздух, так и глупо спорить о явлениях и событиях, не имея точного понимания о среде, в которой эти события произошли. Понимание смысла российских событий напрямую зависит от знаний о среде, в которой они совершались – России. Но здесь есть сложность – во всём слышимом нами о нашей любимой Родине, более говорится о человеческом, нежели о Божием. А ведь истинный смысл словам определяет Бог, а не люди. Так и Россия – это не то, что мы о ней думаем, а то, что о ней судит Бог. Из этого и надо исходить.
Итак, Россия – это государство. Для понимания России необходимо знать: а каким смыслом Бог наделил это слово – государство? Нас интересует смысл, а не этимология и буквы. Отсюда станет понятна причина появления государственности у народа Божия. А из этого нам станет понятна и роль государства в Промысле Божием о человеке. И такое логическое последование как раз-то и позволит нам увидеть – что есть Россия для Бога, а не для человеческих мудрований.
Святое Писание вполне согласуется с общепринятым мнением, что смысл государства – в силовом принуждении общества к порядку. Но как мы видим, от времени адамова изгнания из Рая, Бог не оказывал на человека силового принуждения для исполнения Своей Воли, представив ему свободу действий. И к чему это привело? А к тому, что на всей Земле верной Богу осталась лишь одна небольшая семья Ноя. И следуя логике событий, отчётливо видно, что не вмешайся Бог Потопом, то и эта последняя семья исчезла бы, и – начинай сначала.
После Потопа Бог вторично даёт человеку свободу в деле Спасения: и что же мы видим? Вновь непрерывное уменьшение числа носителей неповреждённого знания о Боге, так что Ему снова приходится вступить, чтобы предотвратить их окончательное исчезновение. И даже лучшего из них – Авраама – пришлось проверять, да и не раз. Что же это значит?
Бог дважды предоставлял человеку свободу в деле исполнения Своей Воли, и человек доказал свою полную неспособность. По вине этой глупой человеческой уверенности в своих силах, несколько тысячелетий человеческой истории для дела Спасения оказались уничтожены. Предоставлять человеку возможность в третий раз всё испортить было бы глупостью. Так что с этого времени Бог оставляет свободу делателям Спасения только в том, что: или содействует, или не препятствует Своему Промыслу. Остальное – жёстко пресекается.
Отметим: свобода отменяется не для всех, а только для делателей. То есть с тех пор, свободу делать что угодно имеют только государства, не задействованные Богом для Своего делания. Смысл заключения Завета с Авраамом в том, что Господь как бы говорит: «Всё, Авраам. Теперь никакой свободы ни у тебя, ни у тех, кто задействован в сем деле не будет. Будете делать не что хотите, а что необходимо. И ходить не куда хотите, а куда надо. Если будете верно исполнять сие делание, то будете в безопасности, и один из вас прогонит тысячу. Если же будете самовольничать, то не жалуйтесь...». Смысл понятен.
Со времён Авраама, Бог приступил к образованию от него народа, для защиты и распространения на Земле дела Спасения. И продолжалось это аж до Моисея, которому только и были даны законы по устроению общества-государства народа Божия, получившего знаковое название – Зрящий Бога, по древнему – Израиль.
А теперь о России, и при чём тут Израиль. Россия не есть государство в обычно понимаемом смысле. Начиная с 15-го века, Россия исполняет для Бога то же служение, которое исполнял ветхозаветный Израиль, а после него – Священная Римская империя до падения Константинополя в 1453 году. Поэтому, без понимания Иерусалима, а потом и Рима-Константинополя – мы не поймём Москву.
Что же общего в истории этих трёх государств, и в чём отличие от всех других государств мира? А в том, что каждое из них создавалось не людьми, а Самим Богом, и с определённой целью – использоваться как инструмент для Своего промышления о деле Спасения человека.
Каждое из этих государств – это не география и не дело случая, не стечение обстоятельств и не волеизъявление проживающих здесь народов. Каждое из них для своего времени – это единственный на Земле созданный Богом своего рода «плацдарм» для совершения и распространения Своей Воли. И, естественно, такое место автоматом становится духовным центром, где Воля Божия из Горнего Мира низходит в наш видимый мир. И простительно ли для православных не различать происходящее в России от других стран мира? Ведь все другие государства – имеют свободу делать, что хотят и как угодно решать проблемы. У России же такой свободы нет.
Ветхозаветная история создания и существования древнего Израиля даёт нам наилучший образец для понимания цели, смысла и вида участия Божия в жизни государства, являя нам полную зависимость судьбы страны от исполнения возложенного на неё служения. А это позволяет нам по тому же подобию отобразить сие понимание уже и на всё последующее время, и в том числе применительно к России вплоть до наших дней. Ведь сменился народ и декорации, но Бог и цель Его промышления о людях неизменны. Поэтому весьма странно видеть рассуждения православных людей о внутрироссийских делах не учитывающих эту всёменяющую основополагающую данность.
У этих мест воплощения Воли Божией нет прав, как и у любого инструмента в руках хозяина, а есть обязанности, исполнение которых всецело и определяет их судьбу. Ведь в жизни как – если инструмент портится, то его правят. А когда инструмент приходит в полную негодность, то его выбрасывают и достают запасной. В этом и есть причина перехода служения из Иерусалима в Константинополь, а после на Москву.
Столицы этих трёх государств, каждая для своего времени (сейчас Москва), являются центрами управления и защиты послушной Богу части человеческой цивилизации. В этом и есть величие и слава этих мест. И наличие в этих местах хоть даже и тьмы противящихся Воле Божией ничего не решало и не решает. Для Бога это всего лишь как осевшая на инструменте пыль, стряхиваемая лёгким движением руки.
И как для человека, смысл обладания инструментом не в том, чтобы инструменту хорошо лежалось на полочке, а в том, чтобы непрерывно приносил пользу – так и Россия нужна Богу не для того, чтобы православным людям в ней сыто и довольно жилось, а для того, чтобы они, православные люди, чётко исполняли возложенное на них служение. Как инструмент исполняет волю своего владельца.
Когда православные России своими хотя бы всего лишь и «десятью праведниками» исполняют своё призвание, то обретают Божию помощь: Россия процветает, растёт число друзей царя, враги смиряются, и дело Божие безопасно распространяется по всей Земле.
Поэтому должно понимать – сила и величие России напрямую зависит ни от чего другого, как только от того – как православные исполняют своё призвание быть послушным инструментом в «руках» Божиих. И довольно забавно и печально наблюдать, как православные ищут причины постигших Россию бед не в себе, а в ком-то, чём-то и где-то.
Понимать смысл происхождения государства у народа Божия, конечно же, хорошо, но для понимания событий и чего от нас требуется делать – этого мало. Предстоит ещё разобрать: как государство Божие устроено и работает, и в чём смысл перехода служения с Иерусалима в Константинополь, а после в Москву. И тогда мы по-другому увидим и Петра Первого, и патриарха Никона, и Сталина. И поймём, что даже февраль 1917-го – это совсем не революция и не переворот, как об этом спорят, а нечто другое. Но об этом в другой раз.
Монах Кириак (Тишков), публицист
11. Ответ на 10, Алексей Михайлович:
И я не вижу ни от кого рассудительного решения в данном направлении, а только все кого-то ругают: царя, священноначалие, евреев, Советскую власть, Сталина, Путина, патриаха.... А если и говорят о своей вине, то довольно туманно и без конкретики, ну типа: наши грехи, нежелание смиряться, молиться и т.д. А на самом деле, как говорится - у каждой проблемы есть конкретная фамилия имя и отчество. И скажу честно, мне приходится заставлять себя тратить время на прояснение этой темы. И бывало, бросишь её, но услышав очередную порцию благоглупостей о том, что во всём виновато "начальство и погода", приходится снова садиться и пытаться предать письмени решение этого вопроса так, чтобы читатели не сразу начали плеваться и махать кулаками, а хоть с чем-то согласились. А это, право, не просто.
10. Так интелигентно начали и так по-хамски закончили: "состряпали", "уголовное дело", "скрылись за псевдонимчик" и т.п. - ну совсем не по-монашески. Даже воспитанные светские лица, уважающие право другого человека иметь собственное мнение, аккуратнее в выражениях. Разумеется, нет никакого желания с таким собеседником что-либо обсуждать.
Ну а теперь по поводу обозначенных вами обвинений. Есть древний обычай: при множестве обвинений выбирается самый убедительный и рассматривается только он. И если он оказывается несостоятельным, то другие уже игнорируются. Выбирать я не буду, а скажу только по поводу первого обвинения. Оно поверхостно и отражает только ваше понимание написанного. Ну во первых, вы "сыпете" сложными для большинства научными и иностранными словами. Я стараюсь не "грузить" излишним усложнением мыслей. Поэтому и сказал общепринятое и простое объяснение смысла любого государства (в том числе и теократического, ведь гос-ва бывают разные) в любое время - это принуждение человека к определённому (в данном государстве) порядку. Ну что криминального в этих словах вы увидели?
Вы же "состряпали" целое уголовное дело: что я сделал не тот акцент, что я чего-то там не хочу замечать... Извините, но вспомнилось кино "Калина красная" - Опером бы тебе, дед, работать, цены б те не было. Простите, не хотел вас обидеть. Но разве нежелаемая мною быть увидима (по вашим словам) теократия, это не силовое принуждение к теократическому порядку? Получается так, что вы увидели криминал там, где его нет. Ну а с остальными вашими обвинениями примерно также. Говорить об них нет смысла. А может причина ваших недоумений в том, что вы за Константинополь и недовольны Москвой? Скрываетесь. Да и псевдонимчик взяли соответственный. Но Константинополь? Сейчас? -- это не актуально. Промысел Божий его уж 500 лет как проехал. Но кто-то до сих пор, действительно, не хочет этого увидеть и принять. А у нас не Москве со зрением всё хорошо. Успехов.
9.
Ну а теперь по поводу обозначенных вами обвинений. Есть древний обычай: при множестве обвинений выбирается самый убедительный и рассматривается только он. И если он оказывается несостоятельным, то другие уже игнорируются. Выбирать я не буду, а скажу только по поводу первого обвинения. Оно поверхостно и отражает только ваше понимание написанного. Ну во первых, вы "сыпете" сложными для большинства научными и иностранными словами. Я стараюсь не "грузить" излишним усложнением мыслей. Поэтому и сказал общепринятое и простое объяснение смысла любого государства (в том числе и теократического, ведь гос-ва бывают разные) в любое время - это принуждение человека к определённому (в данном государстве) порядку. Ну что криминального в этих словах вы увидели?
Вы же "состряпали" целое уголовное дело: что я сделал не тот акцент, что я чего-то там не хочу замечать... Извините, но вспомнилось кино "Калина красная" - Опером бы тебе, дед, работать, цены б те не было. Простите, не хотел вас обидеть. Но разве нежелаемая мною быть увидима (по вашим словам) теократия, это не силовое принуждение к теократическому порядку? Получается так, что вы увидели криминал там, где его нет. Ну а с остальными вашими обвинениями примерно также. Говорить об них нет смысла. А может причина ваших недоумений в том, что вы за Константинополь и недовольны Москвой? Скрываетесь. Да и псевдонимчик взяли соответственный. Но Константинополь? Сейчас? -- это не актуально. Промысел Божий его уж 500 лет как проехал. Но кто-то до сих пор, действительно, не хочет этого увидеть и принять. А у нас не Москве со зрением всё хорошо. Успехов.
8.
Довольно своеобразны (видимо, это единственное их достоинство) суждения и доказательства автора о том, что Господь лишь дважды предоставлял человеку свободу в деле Спасения. Но, как известно, свобода воля, дарованная нам и каждому, предполагает, что всю свою жизнь любой человек стоит перед выбором - следовать пути Христа или предаться своим страстям.
И уж совсем малоубедительным выглядит суждение автора о том, что "столицы этих трёх государств, каждая для своего времени (сейчас Москва), являются центрами управления и защиты послушной Богу части человеческой цивилизации". Между тем, история как древнего Израиля, так и Византии с Россией изобилуют тысячами примеров отсутствия этого декларируемого "послушания". В целом весьма разочаровывает "лозунговый" стиль изложения, для которого характерно минимум аргументов и максимум голословных идей, должных возбудить в нас самоуважение. Главный вопрос автору - зачем вторгаться в ту область познания, которая, очевидно, от Вас далека?! Тем более, что статья лишь продолжает печальную традицию подобных "агиток".
7. р.Б.Алексий
6. Потомок подданных Императора Николая II
5. Ответ на 3, Русский Иван:
4. Ответ на 3, Русский Иван:
3. печально наблюдать, как православные ищут причины постигших Россию бед не в себе, а в ком-то, чём-то и где-то
2.
который именно так осознают свое служение и которому для этого Богом дается сугубая Благодать. Под управлением которого государство и Церковь сливаются воедино для осуществления Воли Божией в истории мира - имея конечной целью утвердить и засвидетельствовать владычество Христа над всем миром, явить торжество Православия во всем мире - со всеми вытекающими из этого прикладными аспектами - в политике, экономике и т.д. в т.ч. и победы в глобальной мировой войне с врагами Божиими. Например, Иоанн Крестьянкин рассматривал события мировой истории, раскрывал смысл истории именно как религиозный смысл, как истории Церкви, как Богослужение, как последовательно раскрывающуюся глобальную Литургию. Вот истинный смысл и логика сменяющихся событий, эпох, периодов мировой истории, которые имеют свой смысл, свое начало и конец - брачный пир Агнца Христа со своею Невестою Церковью ( в России? если понимать под Россией не национально-государственное образование, а вселенскоцерковно-государственное образование Москва третий Рим) и переход в Вечность - восьмой день Творения Божия. Только понимают ли это, поймут ли это те, кто против клерикализации в России, до начала того, как Бог начнет "отряхивать пыль" со своего инструмента?...и понимаем ли мы это сами, православные, так как должны были бы это понимать, чтобы невольно не оказаться этой самой пылью?