От Пасхи предательской к Пасхе победной

Приамурский Земский Собор как шаг на пути к покаянию русского народа

100-летие Приамурского Земского собора 
2 Григорий Калюжный  Наталья Сидорина 
3189
Время на чтение 6 минут
Фото: из личного архива автора

Приамурский Земский Собор, убеждён, может быть правильно понят только в контексте всех событий Русской смуты.

На мой взгляд, главная ошибка в трактовке Приамурского Земского Собора заключается в том, что его пытаются интерпретировать отдельно и превратить, таким образом, в какое-то очень важное событие в истории России. А это вызывает нередко насмешки светских историков, которые говорят примерно следующее: ну провели некое собрание на небольшом кусочке отдалённой и малозаселенной территории России, власть которой держалась на японских штыках, и рухнула, как только японцы ушли, – что тут такого особенного?! А кто-то ещё вспомнит, что Собор позвал на престол предателя царя Великого князя Николая Николаевича, который даже формально не имел прав на престол…

Но именно в контексте всех событий Русской смуты начала ХХ века Приамурский Земский Собор обретает своё значение, как один из ключевых этапов на пути национального покаяния.

Попытаемся восстановить контекст событий.

Великая «бескровная» Февральская революция, как известно, произошла в самый разгар Великого поста. Вместо покаяния – всеобщее предательство...

События Февральской революции содержали глубочайшие знаки падения России и русского народа в бездну. Один из них: в понедельник Крестопоклонной седмицы толпа русского православного народа брала штурмом тюрьму «Кресты». Так «поклонялись» Кресту русские люди в столице Империи в феврале 1917 года.

Еще один глубокий знак русского падения: ВСЕ высшие русские православные генералы и адмиралы (цвет русской армии!) предали царя. Только два инородца и иноверца – граф Федор Келлер и Хан Гусейн Нахичеванский (пускай не он, полковник Винекен тоже не был коренным русаком!) остались верными присяге.

Самый вопиющий знак русского падения: отступничество иерархии и духовенства. По сути, Святейший Синод в феврале 1917 года легитимировал государственный переворот, превратив его в благопристойную революцию! О свершившемся государственном перевороте и его «законности» простой народ во всей Империи узнал на литургии в ближайшее воскресенье в неделю Крестопоклонную, 5 марта 1917 года, когда перестали поминать Царя и начали молиться «за благоверное временное правительство».

А на местах бывало и покруче. Так правящий архиерей Олонецкой губернии благословил в честь «долгожданного освобождения» совершить молебен и крестный ход в пасхальных облачениях. И это в самый разгар Великого поста! Само собой, Пасха 1917 года повсеместно праздновалась как «Пасха освобождения». А она была, по сути, «Пасхой предательства».

Такое надругательство над Верой и над Церковью Христовой не могло остаться безнаказанным. Поэтому Россия закономерно провалилась в смуту. Будущий новомученик протоиерей Иоанн Восторгов записал в дневнике в те дни: «Камень покатился с горы».

Белое движение, с которым были связаны надежды на выход из смуты, на восстановление национальных идеалов и святынь, так и не осмелилось провозгласить идею монархии, оставшись идейно в русле лукавого непредрешенчества. Тяготел видимо, над белыми вождями дух предательства Царя (если некоторые из лидеров белых, как, например, Деникин или Врангель, непосредственно и не отрекались от Царя, но они точно не осуждали февральский заговор и переворот).

А ведь хорошо известны слова «демона революции» Троцкого: «Если бы белые армии выдвинули идею мужицкого царя, мы бы не продержались и недели».

Ожесточение гражданской войны свидетельствовало о том, что и «красная идея», не только «белая», была принята большой часть русского народа, как своя. Ненавистная рознь мира сего – идеологическая, социальная, национальная – восторжествовала в сердцах русских людей.

И только в самом конце гражданской войны, когда не осталось никаких реальных политических инструментов для захвата власти, среди белых начали звучать мысли о покаянии.

Знаменитый поэт Сергей Бехтеев в Севастополе в 1920-м написал: «Армия белая, армия красная,// Сёстры кровавой судьбы,// Вас породила година ненастная// Междоусобной борьбы.// Враг нашептал вам заветы лукавые,// Души враждою разжёг,// Зло подтолкнул на затеи кровавые,// Ложною славой увлёк».

Впрочем, нельзя сказать, что это было общее чувство. Другой поэт (Иван Савин), чуть позже написал: «Никогда примирения плесень// Не заржавит призыва во мне».

В конце мая – начале июня 1921 года состоялся съезд русских монархистов. В Баварии, в местечке Рейхенгалль, собрались уцелевшие лидеры монархического движения: бывшие депутаты Госдумы Николай Марков и Александр Крупенский, бывшие члены Госсовета Алексей Ширинский-Шихматов и Александр Трепов, бывший сенатор Александр Римский-Корсаков, Виктор Соколов и Николай Тальберг. Словом, весь цвет русского монархического движения, те, кому удалось бежать из охваченной смутой страны.

Выступая с докладом, Н.Е. Марков заявил: «Ни белые, ни красные не имели успеха, посему пора выступить третьим. Пришло время нам самоопределиться. Красные выступали под красным интернационалом, белые объединялись под лозунгами республиканскими, мы объединим народ, восполнив синим цветом русский национальный флаг».

Съезд нарочито был назван съездом «хозяйственного возрождения России», что было заявкой на объединение всех здоровых русских сил. Однако политизации избежать не удалось, уже на самом съезде возникли распри между монархистами «правыми» и «умеренными». Единство даже среди монархистов просуществовало недолго. Но идеи бродили.

И в среде русских интеллектуалов происходил процесс опамятования. В этом смысле характерна предсмертная статья учителя Ивана Александровича Ильина одного из основателей кадетской партии, профессора юриспруденции Павла Ивановича Новгородцева с характерным названием «Восстановление святынь». Она написана в июне 1923 года. Он так ставил проблему: «время, нами переживаемое, властно и решительно требует новых слов»; «политические верования, которые недавно еще казались великими и определяющими, явно потускнели и померкли». Новгородцев зовёт стать людьми «нового сердца и нового сознания» (любимые понятия затем у Ильина), призывает понять, «что не механические какие-либо выборы и не какие-либо внешние формы власти выведут наш народ из величайшей бездны его падения, а лишь новый поворот общего сознания». А последние слова статьи Новгородцева звучат крайне актуально: «Не политические партии спасут Россию, ее воскресит воспрянувший к свету вечных святынь народный дух!».

Вот именно в таком контексте работы русского духа на далекой окраине России, на Приамурском Земском Соборе и прозвучал призыв к покаянию, была предпринята попытка через покаяние, через обращение к древним историческим символам и архетипам, через мысль о необходимости возрождения монархии наметить пути возрождения Родины.

Конечно, многое в деяниях Приамурского Земского Собора было наивным и ошибочным. И упомянутая уже ставка на Великого князя Николая Николаевича, который был ничем не лучше другого претендента на престол Великого князя Кирилла Владимировича, оба предали Государя. И попытка Верховного правителя Приамурского края Михаила Константиновича Дитерихса восстановить воинские звания и названия подразделений времён Московского царства, что вызывало у офицеров насмешки.

Но тут важно понять общую тенденцию, направление даже не мысли, а порыва души. Шёл поиск хоть какой-то опоры в текучей, расползающейся, разрывающейся по швам реальности.

Всё было испробовано, все пути пройдены. И в итоге, как в песне: «Всё теперь против нас, будто мы и креста не носили». Любопытно, что эту песню, лучше всего передающую безысходность Белого движения, написал в 70-е годы ХХ века советский человек Юрий Борисов, родившийся именно тех местах, где проходил Приамурский Земский Собор – в Уссурийске. В этой песне есть точные слова, верно передающие дух эпохи: «Отступать дальше некуда – сзади Японское море,// Здесь кончается наша Россия и мы»…

Но конечно, полноценное русское покаяние могло произойти только в России, а не заграницей, только в сердце России, а не на окраине. И оно произошло в подвиге Новомучеников и Исповедников Российских и в подвиге русских воинов на поле брани в годы Великой Отечественной войны своей кровью искупивших отступничество народа в 1917 году. Потому и победа была дарована Богом русскому оружию в Пасхальные дни 1945 года. Так замкнулся цикл от предательства февраля 1917 года до победы мая 1945 года.

И нам важно понять, что всё это – единый процесс нашей трагической и героической истории. В котором путь, пройденный организаторами и участниками Приамурского Земского Собора, должен найти свое место.

Доклад на конференции, посвященной 100-летию Приамурского Земского Собора.

Анатолий Дмитриевич Степанов, главный редактор «Русской народной линии», историк, член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

10. Ответ на 6, наталья чистякова:

Уважаемый Анатолий Дмитриевич знатно погладил против шерсти записных "необелогвардейцев", пламенных советоборцев, любящих все беды России выводить исключительно из Октября 17-го, как будто до него в России была тишь, да гладь, да Божья Благодать!

не, до октября 1917 года жители империи в шкурах с дубинами бегали, пока не пришёл "великий гений", злобный лысый карлик, тут всё и расцвело. Только почему-то одним цветом - крови.

) Вот такие кадры, как чистякова, являются продуктом жизни в СССР-"крысятнике". Созданного "злобным лысым карликом".

Да, ещё спасибо за мастер-класс "истинного православия".

9. Не в силе Бог,но в Правде!

По плодам их правления мы видим,что русский этнос угас-не просто сам по себе,а целенаправленно от "благодетелей",которые искоренили православную Русь.Поэтому все оправдания действий злого умысла,не находит никакого надлежащего понимания.Вбивали в советской школе мысль,почему пострадала Русь о ордынцев.Нашли ответ,дескать Русь была раздробленной.Но,те же монголы поработили централизованные,очень богатые,могущественные,густонаселённые государства.Персию,Китай,Индию,Венгрию,которую поддерживала Австрия.То,есть была Венгрия под опекой Германского народа.Дошли до Парижа,как гунны,разгромили Польшу,Юго-Восточную Азию.Такая же аналогия с большевиками.До того,как большевики разгромили Русь,единственное самостоятельное государство на тот момент.Вся Европа вкупе с Америкой,Азия,Восточные страны были всего лишь вассалами протобольшевицкого руководства-мирового масонства.Поэтому на примере Дитерихса,мы видим,что предательство русскими православия и Царя вовсе не было,а было.то,что я уже описал.Тем более,японцы и разгромили последний оплот Белого движения на Дальнем Востоке.По приказу с верху,от США.Для примера: Предсказание! "У сильного всегда безсильный виноват:
Тому в Истории мы тьму примеров слышим,
Но мы Истории не пишем;
А вот о том как в Баснях говорят"
«Ах, я чем виноват?» — «Молчи! устал я слушать,
Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». —
Сказал и в темный лес Ягненка поволок."
Русский Иван / 23.06.2022, 10:39

8. ПУТЕВОДНЫЙ ПЛАН

Приамурский Земский Собор - явление сакральное, то есть относящееся к области Боговедения, куда доступ даже вездесущим сталинистам заказан. Можно, конечно, сей собор свести к малозначимому событию. Но смысл от этого не изменится.
Вспомним, что Крещение Руси для многих было почти незаметным. Однако тогда родилась Святая Русь. В 1922 году Приамурский Земский Собор стал для неё последним ковчегом, на котором было немало как бы "детей". Однако Председатель Временного Приамурского Правительства С.Д. Меркулов обосновал главную задачу Собора - создать временный аппарат управления, который приведёт к "желанной Власти". По мнению, крупнейшего специалиста в области Христианского Литургического Времени А.Н. Зелинского, это была последняя попытка - удержать Россию над пропастью безбожия. Думается, через Голгофу Россия пришла к Воскрешению. Она выиграла Великую Отечественную войну. Статья Анатолия Степанова - это, по сути, путеводный план к монархии. Демократия, разделившая нас, исчерпала себя.

7. А что это даёт нам?

Будем же и мы подражать нашим новомученикам и исповедникам Российским, которые стояли твёрдо против церковного обновленчества и государственного безбожия, исполняя заповедь Христову: кесарю отдавайте кесарево, а Богу Богово. Будем же и мы подражать нашим воинам, защищавшим нашу Родину от захватчиков. И не будем февралём 1917 года выгораживать октябрь, бывший ещё одной ступенью в преисподнюю.
Vladislav / 22.06.2022, 21:36

6. Ответ на 1, Русский Сталинист:

Уважаемый Анатолий Дмитриевич знатно погладил против шерсти записных "необелогвардейцев", пламенных советоборцев, любящих все беды России выводить исключительно из Октября 17-го, как будто до него в России была тишь, да гладь, да Божья Благодать!

не, до октября 1917 года жители империи в шкурах с дубинами бегали, пока не пришёл "великий гений", злобный лысый карлик, тут всё и расцвело. Только почему-то одним цветом - крови.

5.

Справедливо, что "Приамурский собор" был событием, которому некоторые пытаются придать значение, совершенно не соответствующее его статусу довольно-таки опереточного эпизода времён Гражданской войны. Но весьма печально, что вновь настырно повторяется давно разоблачённая клевета о Государе Кирилле Владимировиче, да ещё и с некоей преференцией в отношении действительного и бесспорного предателя великого князя Николая Николаевича. Подробная информация: https://proza.ru/2011/02/25/703 и http://imperialhouse.ru/rus/monograph/articles/3977.html
Zakatov / 22.06.2022, 19:58

4. слова Троцкого.

Я читал о других словах Троцкого. "Если бы они (белые) начертали на своих знаменах "За Веру, Царя, Отечество" (а не созыв какого-то там собрания) мы не продержались бы и пары недель!"
дед / 22.06.2022, 17:53

3. ЭХО ЗЕМСКОГО СОБОРА

Материал очень нужный для осмысления нашей Истории. Последний Земский Собор отозвался эхом на просторах России и за рубежом. Дело в том, что идеи, высказанные на этом Соборе, витали в воздухе. Они оказались, прежде всего, созвучными русскому крестьянству и казачеству, что отражено в поэзии и прозе 20 – 30 годов. Крестьянские православные корни были живучими. При переписи населения в начале 1937 года большая часть жителей страны, несмотря на возможные репрессии, имея в сердце Божий страх, в графе вероисповедание указала принадлежность к Православной вере. Не только Октябрьская, но и Февральская революция, по сути, были переворотом. В то же самое время отказ от Царя вёл и к отказу от Веры среди либеральной интеллигенции и люмпен-пролетариата. Победило агрессивное меньшинство, которое для сохранение собственной власти прибегло к жесточайшим репрессиям. Напомню, погибли все поэты Есенинского Круга. А с Сергея Есенина до сих пор не снято ярмо самоубийцы.





2.

Действительно, участники Собора напоминают детей, осознавших что натворили делов, и пытающихся хоть как-то исправить положение до прихода родителей. И осуждать их, или даже насмехаться, не просто бесчеловечно, но глупо и несправедливо. Корень проблем нашего 20-го века имеет духовную основу. А кто должен понимать духовное как не духовные? А участники Собора для духовных дел - это действительно дети. А обвинять детей может только безумный.

Главная ответственность за правильность понимания духовных вопросов по видимости кажется что на священноначалии. Но это не совсем так. Это как на войне: командование, естественно, осуществляется из Генштаба, но Генштаб принимает решения на основе разведданных полученных простыми разведчиками с самых опасных участков непосредственного контакта с врагом. Главенствует конечно же Генштаб, и как бы главная ответственность на нём. Но если разведка передаёт неверные данные, то как?
Синод и епископат - это как бы Генштаб. Священство - это штабные и комсостав на передовой. А разведка - это монахи. Именно они, не связанные общественным служением (подобно священноначалию), и семейным заботам (подобно мирским), имеют первенство в получении "разведданных" о происках врагов для своевременных решений по их нейтрализации. И если этого не происходит, то у всех проблемы. А штаб тут не причём. К началу 20-го века наше монашество само запуталось в происходящем, ну а результат известен. Надо исправлять.
Кириак / 22.06.2022, 14:03

1. Против шерсти

Уважаемый Анатолий Дмитриевич знатно погладил против шерсти записных "необелогвардейцев", пламенных советоборцев, любящих все беды России выводить исключительно из Октября 17-го, как будто до него в России была тишь, да гладь, да Божья Благодать!
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анатолий Степанов
Думенко и Пиллей вытолкают Русскую Церковь из ВСЦ?
Святейший Патриарх Кирилл, похоже, освоил стилистику «политического дзюдо»
20.04.2024
Нужна политическая реформа!
Главный урок наводнения в Оренбуржье
13.04.2024
Конференция: «Собиратели земли Русской. Симеон
Бекбулатович - Православный татарин на Русском престоле». Часть 4
13.04.2024
Конференция: «Собиратели земли Русской. Симеон
Бекбулатович - Православный татарин на Русском престоле». Часть 3
12.04.2024
Все статьи Анатолий Степанов
100-летие Приамурского Земского собора
День памяти участника Приамурского Земского собора епископа Михаила (Богданова)
Сегодня мы также вспоминаем князя Андрея Дмитриевича Можайского, моряка П.Я.Гамалею, писателя А.Погорельского, вице-адмирала Л.А.Брусилова, Героев Советского Союза М.И.Яковлева и В.В.Порика, писателей М.М.Зощенко и В.Д.Дудинцева, поэта С.С.Наровчатова
22.07.2023
Награждены медалью «Приамурский Земский Собор. 100 лет»
Список монархистов, удостоенных медали Комитета Приамурского Земского Собора
27.10.2022
Русская трагедия и Покаяние на фоне лжи
Во Владивостоке и России отмечают сто лет со дня окончания Гражданской войны
26.10.2022
100-летие Приамурского Земского Собора, часть 1
Монархическое собрание в Союзе писателей России
26.10.2022
Все статьи темы
Последние комментарии
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 01:58
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 00:55
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44
Потерянное время
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 21:45