Известный экономист Михаил Хазин в эфире программы «Экономика и политика» на радиостанции «Говорит Москва» рассказал о том, почему пришёл конец управлению потребителями, пишет газета «Завтра».
«Если у человека "Рено", а у соседа "Лексус", — сказал эксперт, — он прежде всего, хочет заменить свой "Рено" на его "Лексус". А тут ему говорят: "Да, ладно тебе "Лексус" дорогой! И кредит мы тебе не дадим, потому что тебе его отдавать будет трудно. Но зато мы тебе даём дешёвый кредит на покупку гаджета. Ну и потом ты посмотри вон у соседа старый телефончик с кнопочками, а у тебя будет вон какой! Вот, видишь ты ему нос утрёшь!".
Это всё очень сложным образом управляется.
И, собственно, для этого и были созданы социальные сети как инструмент управления потреблением. То есть, чтобы хотели то, что надо, а не то, чего душа требует».
«Но весь фокус состоит в том, - пояснил Михаил Хазин, — что в результате очень сильно растёт количество материальных активов, то есть количество предприятий. Кто-то делает микросхемы, кто-то делает корпуса для компьютеров, кто-то построил торговые помещения, где продаются компьютеры, создана система гарантийного обслуживания, ну и так далее, и тому подобное.
Это всё активы. Их всех можно капитализировать. А поскольку у вас количество денег всё время растет, то и глубина капитализации все время растет».
Далее экономист утверждает, что «поскольку это Соединённые Штаты Америки, то на любой актив немедленно навешиваются разного рода обременения, страховки и т.д, и т.п. Иными словами, создается совершенно колоссальная инфраструктура, которая при этом для своего поддержания должна очень много платить.
Именно за счёт этого, кстати, в США такой высокий ВВП. Именно поэтому их ВВП нельзя сравнивать с нашим. Ну просто потому, что если мы в наш ВВП включим потенциальные доходы всех страховщиков, которые страхуют всё, что только можно, да ещё по американским нормам, у нас ВВП очень сильно вырастет.
В результате создаётся совершенно колоссальное количество активов, которые должны для своего поддержания платить довольно большие деньги».
«Эти деньги должны откуда-то взяться, — считает экономист. — Они брались из постоянного расширения. То есть в Соединённых Штатах Америки, это мы видим по фондовому рынку, капитализация активов намного превышает аналогичную капитализацию в других странах. Просто потому, что постоянно идут очень большие финансовые потоки. Это называется фиатные валюты.
То есть когда вы можете печатать деньги в зависимости от того, что вам нравится или не нравится. А подкреплено это всё спросом».
«Вы привыкли, что спрос непрерывно растет. И под этот непрерывный растущий спрос вы выстроили всю инфраструктуру. А спрос неожиданно стал падать. И при падающем спросе, неожиданно выясняется, что поддерживать эту инфраструктуру становится слишком дорого.
То есть, значительное количество американских предприятий (и неважно, что они производят товары или услуги) не могут в принципе конкурировать с теми же китайскими, индийскими или даже российскими предприятиями. Просто потому, что нагрузка на активы - слишком большая», — заключил Михаил Хазин.