В четверг, 9 июня, когда в стране, и особенно – в Санкт-Петербурге, широко праздновалось 350-летие со дня рождения Императора Петра Великого, в Северной столице состоялся Санкт-Петербургский форум Всемирного русского народного собора, посвященный 350-летию Императора Петра Первого, сообщает наш корреспондент.
Форум проходил под девизом, которым стали слова Петра: «Русский – тот, кто Россию любит и ей служит».
Форум проходил в Синем зале Санкт-Петербургской митрополии. Его целью было обозначено стремление отразить выдающуюся роль Петра Первого как государственного, военного и политического деятеля, основателя Российской Империи.
Вёл заседание руководитель секретариата Санкт-Петербургского регионального отделения ВРНС протоиерей Александр Пелин.
После молитвы с приветствием и докладом к участникам форума обратился митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий. Владыка сказал, что уже с утра он отслужил литию на могиле Петра Великого. Сейчас торжества продолжаются.
В своём докладе владыка остановился на христианских качествах характера первого русского Императора. Он подчеркнул, что Пётр Великий любил трудиться, не чурался любого труда, любил православное Богослужение, сам с удовольствием пел на клиросе, читал Апостол, и настолько хорошо знал службу, что порой поправлял ошибавшихся во время Богослужения священнослужителей.
Владыка напомнил целый ряд эпизодов из жизни Императора, которые характеризуют его как православного христианина. В частности, известна история, когда Пётр едва не утонул в шторм во время плавания на Соловецкие острова. И после чудесного спасения он лично установил крест на берегу у Пертоминского монастыря. И крест этот до сих пор хранится в архангельском музее.
Приветствие от сопредседателя Санкт-Петербургского отделения Всемирного русского народного собора, главы законодательного собрания Санкт-Петербурга Александра Бельского зачитал участвовавший в работе форума депутат Законодательного собрания Константин Чебыкин.
В своём приветствии глава ЗакСа пожелал благополучия и выразил надежду, что те новые знания, которые будут обретены во время конференции, послужат делу объединения и сплочения российского общества.
После приветственных выступлений были заслушаны несколько докладов. В частности, первым с докладом выступил председатель общества «Царьград», заместитель главы Всемирного русского народного собора Константин Малофеев. Его доклад назывался «Империя Петра Первого».
Константин Валерьевич предложил широкие исторические экскурсы в истории Империи. Он напомнил об уже вышедшем третьем томе своего фундаментального издания, которое называется «Империя».
Он подчеркнул, что Империя Петра Первого являлась наследницей Русского царства и Византийской империи, которая в свою очередь была наследницей Римской империи. И вот эта идея великой империи была реализована Петром Великим, и в этом его выдающаяся заслуга перед русским народом и русской историей.
Константин Малофеев призвал собравшихся быть достойными наших великих предков и памяти великого русского Императора Петра Алексеевича, память которого мы отмечаем.
С докладом на тему реформы государственного управления в эпоху Петра Первого выступил сопредседатель Санкт-Петербургского регионального отделения ВРНС, научный руководитель Северо-Западного института управления РАНХиГС, доктор экономических наук, профессор Владимир Шамахов.
В своём докладе он подчеркнул, что военные реформы и реформы государственного управления являются выдающимся событием в нашей истории, которые определили дальнейший путь развития страны.
Благодаря Петру Великому была унифицирована система управления государством и была создана современная армия. Россия стала великой страной. Часто говорят о том, что Россия отставала в своём экономическом развитии. По мнению профессора Шамахова, правильнее говорить о самобытном развитии страны, а вовсе не об отставании.
Доктор исторических наук, директор Института истории социальных наук РГПУ им. А.И. Герцена профессор Роман Соколов предложил собравшимся доклад на тему «Иерархи петровской эпохи и историческая память о национальных героях России».
В своём докладе профессор Соколов отметил, что для Императора Петра были характерны не только инновации, но и был важен традиционализм. Так, в частности, он напомнил о том, как проходило перенесение мощей святого благоверного князя Александра Невского, которое во многом напоминало церемониал перенесения мощей святителя Филиппа, который произошёл несколькими десятками лет ранее.
В своём выступлении учёный отметил забытого ныне в значительной степени выдающегося церковного деятеля эпохи Петра Великого Гавриила Бужинского, который впоследствии стал митрополитом и был одним из выдающихся сподвижников Императора Петра Великого.
Заведующий кафедрой истории религии и теологии РГПУ им. А.И. Герцена, председатель экспертного совета Санкт-Петербургского регионального отделения ВРНС, доктор философских наук профессор Александр Прилуцкий предложил собравшимся доклад на тему «Антипетровский миф: содержание и контуры». Учёный остановился на двух, очень распространённых и сегодня мифах в буквальном смысле этого слова, то есть выдумках о личности Петра Великого и его деятельности. В частности, о том, что при Петре была отменена тайна исповеди. Учёный погрузил собравшихся в контекст принятия этой нормы, подчеркнув, что нельзя говорить об отмене тайны исповеди, поскольку речь шла о людях, которые не исповедовали свой грех, а как раз пытались найти оправдание у духовника в их антигосударственных устремлениях.
Докладчик также остановился на вопросе о всешутейшем соборе и отметил, что это наследие карнавальной культуры в целом. По его мнению, этот антипетровский миф не выдерживает никакой проверки фактами и бытует именно как выдумка в общественном сознании.
Доктор исторических наук, профессор Санкт-Петербургского Государственного Университета и Сретенской Духовной Академии протодиакон Владимир Василик выступил на тему «Отражение Полтавской битвы в церковном Богослужении». Он рассказал о формировании службы в честь Полтавской баталии, которую составлял выдающийся церковный деятель той эпохи Феофилакт (Лопатинский). Докладчик погрузил собравшихся в те образы, которыми была наполнена эта служба – образы борьбы Давида и Голиафа, в которых просматривалась борьба Петра Великого и шведского короля Карла.
Карл уподобляется в этом богослужении новому Навуходоносору. Особое место в этом богослужении занимает измена Мазепы – она характеризуется как Иудин грех. Очень важный образ, который используется в этом богослужении – в нём Карл предстаёт в роли мага Симона, низвергнутого молитвами апостола Петра и деятельностью его тезоименитого царя.
Полтавская битва представлена как битва сил добра и зла, как война за веру, и в ней подчеркивается особая роль Царя Петра.
С заключительным докладом выступил главный редактор «Русской народной линии», член Союза писателей России Анатолий Степанов. Тема его выступления была обозначена как «О православии Петра Первого».
Но значительную часть своего выступления он посвятил вопросу календарному. Напомнив очевидные вещи – что Пётр Великий родился в день преподобного Исаакия Далматского. А память прп. Исаакия Далматского Церковь празднует 12 июня по новому стилю. А мы же отмечаем по Григорианскому календарю. И это является, по мнению докладчика, свидетельством нашей ментально-интеллектуальной зависимости от Европы. Неслучайно сегодня многие аналитики задаются вопросом: может ли Россия победить Европу, оставаясь частью Европы? И эта зависимость календарная является одним из ярких проявлений ментальной западозависимости России, которая должна быть преодолена, иначе мы не сможем понять смысл многих событий нашей истории.
После этого выступления митрополит Варсонофий предложил оригинальный выход, напомнив, что в церковной традиции принято праздновать предпразднество и послепразднество события. Потому он предложил считать 9 июня предпразднеством рождества Петра Великого, а само рождение первого русского императора церковно отметить в день его небесного покровителя преподобного Исаакия Далматского, когда он и родился.
Говоря о церковности Петра Первого, Анатолий Степанов отметил, что множество фактов свидетельствуют о том, что и в личном плане, и в государственном отношении Пётр Великий был православным церковным консерватором, который соотносил свою деятельность с церковной традицией, с глубоким богословским пониманием предназначения своей деятельности. И внимательно относился к датам происходивших событий. В частности, в качестве примера докладчик напомнил о дне переноса мощей святого Александра Невского, который был приурочен Императором Петром ко дню заключения Ништадтского мирного договора, и который произошел в день памяти преподобного Александра Свирского. И до сих пор этот праздник отмечается как Александров день, и особо отмечается в Санкт-Петербурге 12-го сентября ежегодно.
И второй факт – это день провозглашения России Империей, который произошёл 22 октября 1721 года в день Казанской иконы Божией Матери, в память изгнания поляков из Москвы, что подчёркивало понимание исторической преемственности этого деяния Императором Петром, и являлось далеко не случайным.
По окончании мероприятия был принят проект резолюции, который организаторы конференции предложили всем собравшимся дополнить. И по итогам такой коллегиальной работы эта резолюция будет принята и опубликована.
Фотографии: mitropolia.spb.ru
1. ДЕНЬ РОССИИ БЕЗ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ МОЛИТВЫ — ЭТО НЕ ДНЕЬ РОССИИ!
Любой праздник такого уровня д/б в и Праздником Молитвенного Единства, ПРАЗДНИКОМ МОЛИТВЫ ВСЕХ верующих друг с другом и с Богом... Нет?