Два прощания Христа

Слово на Вознесение Господне

Пастырская проповедь 
0
1741
Время на чтение 4 минуты
Фото: из личного архива автора

Непостижимая тайна — Господь дважды прощается с миром. Первый раз — прежде Своей Крестной смерти. И второй — перед Вознесением. Поразительно, что в беседе с учениками на Тайной Вечери Господь столь подробно говорит о тайнах духовной жизни, как если бы Он готовил их к долгой разлуке с Собой, хотя Он вновь увидит их через три дня. Второй раз Он оставляет их на то время, в течение которого будет существовать мир. Он исчезает на глазах у апостолов, которых Он посылает свидетельствовать о Нем после того, как в Пятидесятницу они примут Святого Духа. Тайную Вечерю, слова и действия Господа, утверждающие Новый Завет, установление Евхаристии, творимой до скончания века в Его воспоминание, и последний символ умовения ног, которое они должны совершать друг другу, — все это можно отнести одновременно к тому и другому уходу из мира Господа. А вознесение воскресшего Христа к Отцу не означает, что Он уходит от них в недостижимое далекое будущее.

Апостол Павел именно так свидетельствует о присутствии среди нас этой ночи, когда был предан Господь: «Всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» (1Кор.11, 26). Христиане должны творить воспоминание об этом часе, когда трепет смерти охватил Господа так же, как и Его учеников. Мы должны совершать Божественную литургию перед лицом смерти, восходя ко Кресту вместе с Господом, а не только приобщаясь плодам Его победы, — перед лицом нашей собственной физической смерти и смерти всякой жизни на земле, перед лицом смерти наших близких, нашего народа, нашей культуры, перед лицом смерти и разрушения Церкви земной и всего мира. Без этого наше недолговечное существование, которому Он придал такой великий смысл, будет лишено Его силы и славы. Как Господь плакал у гроба Своего друга Лазаря вместе с его сестрами и другими друзьями, так подобает христианину плакать не только у гроба своих любимых, но прежде всего — у гроба Господня, потому что смертью Своей Господь вошел в каждую человеческую смерть. И только дав ужасу смерти проникнуть до глубины Его любящего сердца, смертью Своей, тридневным погребением и схождением во ад, Христос победил нашу смерть. Не бегством от смерти победил Он этого последнего и самого страшного врага. Но, поглощенный этим чудовищем, как Иона в ветхозаветной притче, Он сокрушил его изнутри. Иона вышел из адовой пропасти таким же, каким он до этого был, чтобы продолжить свою земную жизнь. И прожорливое чудовище ждало второго раза. Господь же вышел бессмертным из челюстей ада, оставив за Собой валяться бездыханным, как поем мы в Октоихе, чудовище смерти. Вот почему люди обретают бессмертие, следуя по стопам Христовым — силой Его смерти, и только ею.

Проходя через смерть со Христом, они становятся победителями смерти и ада. Надо было Господу пройти через смерть, чтобы она сбросила все маски и показала свое подлинное жестокое лицо. И чтобы в этой безысходности, в этой полной человеческой гибели Он мог явить совершеннейший дар Самого Себя, Бога и Человека, — Отцу Небесному и людям. Только так Он мог заполнить всю смерть Своим присутствием и найти выход там, где абсолютно нет никакого выхода. И оттого что эта смерть была пережита Господом как смерть Его братьев, грешников, в удалении от Бога, но в Его самоотдающей любви, — она сама по себе уже слава рода человеческого. Это всецелое Его предание Себя Богу и людям идет далее — до воскресения, до Его небесной вечной жизни.

Какой бы ни была наша смерть, она непременно будет отмечена этой тайной следования за Христом Богом. Наше упование на вечную жизнь может осуществляться только в смерти, наше восхождение на небо может быть только переходом через ад. Кто душу свою погубит — кто идет там, где он губит ее или уже погубил, — спасет ее. Кто исполнит свое земное служение с памятью о дне Суда, может надеяться увидеть свою жизнь очищенную огнем. Невозможно заключить мир с яростью смерти. Чтобы быть живым, надо умереть. Надо каждодневным отвержением себя приобщаться страшной Крестной смерти Сына Божия, ставшего человеком. Так каждодневными малыми смертями святые Божии человеки восходили к Христовой любви. Вся наша надежда — в принятии этого совершенного дара Христа, в котором Он предлагает нам Себя через смерть. «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее, — говорит Господь. — Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее» (Ин.10,17—18). Эта власть отдать ее означает, что Господь включает в Свою смерть нашу смерть со всеми ее непереносимыми муками. Именно об этом свидетельствует и Апостол: «Если один умер за всех, то все умерли. А Христос умер за всех, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего» (2Кор.5,14—15).

Любовь Христова — полнота жизни — заняла место смерти и изменила для всех ее смысл. «Смерть, где твое жало, ад, где твоя победа?» Смерть поглощала всякую жизнь и влекла ее неумолимо к себе, и чем дальше, тем с большим нарастанием, соединяя в единый поток, ниспадающий в бездну, миллионы и миллиарды ручейков человеческих жизней. Эта сила смерти стала во Христе влечением к Богу — любовью, преодолевающей все преграды, в том числе, и прежде всего, — смерти, чтобы раскрыться вечной жизнью. Только Христос может осуществить это, мы сами — не можем. Только смиряя себя до смерти можно войти в эту дверь, которая есть Христос, только при условии нашей отдачи себя во Христе, жизнь открывает нам свою тайну любви. Тайну Воплощения Божия, Креста, Воскресения и Вознесения.

Вернемся теперь к началу — к двум прощаниям Христа: к продолжительной беседе на Тайной Вечери и краткому прощанию на сороковой день после Воскресения, и исчезновению Его на тысячи лет. Беседа на Тайной Вечери — перед лицом приближающейся смерти со всей ее страшной разрушительной силой. Это — наша смерть, этот мрак нам принадлежит — не только нашему телу, но и духу. Мы должны без конца перечитывать эти 13—17 главы Евангелия от Иоанна, слушать без конца эти слова утешения, пока будет существовать смерть. Мы приобщились Пречистых Тела и Крови Христовых, мы стояли у Его Креста вместе с Божией Матерью, апостолом любви, мы узнали о победе Божией и нашей в Пасхальную ночь, мы шли с Ним в течение сорока дней, как до этого — Великим Постом, по дорогам Воскресения к горе Елеонской. Но когда уходит от нас на небо все совершивший Христос, Он оставляет нам нашу землю, где как будто по-прежнему торжествует зло и смерть. Но одновременно мы знаем, что эта земля легка и благоуханна и вся залита солнцем Божиим. И мы не чувствуем себя оставленными, мы исполнены надежды, потому что Он идет уготовать нам место, Он ушел, чтобы вернуться вновь, Он исчез в небесах, не отлучаясь от нас. Христос говорит нам: «Вот Я с вами, во все дни до скончания века». И «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их». Он настолько далеко, что наши сердца непрестанно бодрствуют и тоскуют по нашей вечной родине, Он настолько близко, что из радости Его обетования рождается новая и живая печаль по Богу, которую может утешить только посланный Им от Отца Дух Святой.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Слава рода человеческого уже началась
Похвала Пресвятой Богородицы
19.04.2024
Бог усмотрит
Слово в пятницу 5 седмицы Великого поста
19.04.2024
Наш Пост достиг вершины
Слово в среду 5-й седмицы Великого поста
17.04.2024
Неувядаемый цвет
16 апреля — празднование иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет»
16.04.2024
Кто первым входит в рай
Слово на Пассии. Евангелие от Луки
14.04.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Пастырская проповедь
Что значит покаяться?..
Слово в Неделю 4-ю Великого поста, о преподобном Иоанне Лествичнике и его «Лествице»
15.04.2024
Лествица духовного восхождения
Неделя 4-я Великого поста (Мк, 40 зач., 9, 17—31)
13.04.2024
О выборе духовных книг для чтения
Слово в Неделю 4-ю Великого поста
13.04.2024
Это чудо внезапно освещает смысл таинств, которые мы принимаем в Церкви
Суббота 4-я Великого поста (Мк, 31 зач., 7, 31—37)
13.04.2024
В чём заключена крепость народа
Слово в пятницу Крестопоклонной седмицы
12.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:33
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 20:13
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 20:06
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Hyuga
19.04.2024 19:58
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35
«Не умеет разговаривать по-русски? Домой!»
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 18:56