4 мая 2022 года президент России Владимир Путин подписал указ о применении ответных специальных экономических мер из-за недружественных действий некоторых иностранных государств и международных организаций, сообщает ТАСС. Соответствующий документ опубликован на официальном портале правовой информации.
Согласно указу, эти меры принимаются для защиты национальных интересов страны из-за недружественных и противоречащих международному праву действий США и примкнувших к ним иностранных стран и международных организаций, «направленными на незаконные ограничения или лишение Российской Федерации, граждан РФ и российских юридических лиц права собственности».
Органам госвласти всех уровней, а также компаниям и физическим лицам поручено в своей работе исходить из того, что со дня вступления в силу этого указа в отношении отдельных юрлиц, физлиц и находящихся под их контролем предприятий применяются специальные экономические меры. Указ вступает в силу с момента его официального опубликования. Он действует до момента отмены установленных специальных экономических мер.
Согласно документу, вводится запрет для органов госвласти всех уровней, а также для организаций и физических лиц, находящихся под юрисдикцией РФ, совершать сделки, включая заключение внешнеторговых контрактов, с юрлицами, физлицами и находящимися под их контролем предприятиями, по отношению к которым применяются специальные экономические меры. Также запрещается исполнять перед лицами, подпавшими под санкции, обязательства по совершенным сделкам, включая сделки по заключенным внешнеторговым контрактам, при условии, что такие обязательства исполнены не в полном объеме или не исполнены.
Также запрещено проводить финансовые операции, выгодоприобретателями которых являются лица, подпавшие под санкции.
Помимо этого, установлен запрет на вывоз за пределы России сырья или продукции, добыча или производство которых происходит в РФ, с учетом того, что они поставляются в пользу лиц, подпадающих под санкции, или лицами, находящимися под ними, в пользу иных лиц.
Правительству РФ поручено в 10-дневный срок утвердить список лиц, подпавших под санкции, определить дополнительные условия отнесения сделок к сделкам, исполнение обязательств по которым и совершение которых запрещаются согласно указу.
При этом совместным Минфину и Центробанку РФ будет предоставлено право выдавать официальные разъяснения в вопросах применения настоящего указа, за исключением нормы о финансовых операциях, выгодоприобретателями по которым являются лица, находящиеся в РФ под санкциями.
Указ Президента проанализировал в интервью «Русской народной линии» депутат Государственной Думы Евгений Алексеевич Фёдоров:
Ответные специальные экономические меры – это не единственные контрсанкции России. Это очень хорошее решение Президента теперь спецпроекты надо оформить законами.
Не надо забывать, что конфискованное западными странами российское имущество значительно превышает имущество Соединенных Штатах Америки, физических и юридических лиц из стран блока НАТО, которое размещено на территории Российской Федерации.
Российская экономика устроена таким образом, что из-за политики Центрального банка и высокой процентной ставки у нас нет внутренних инвестиций. Поэтому почти все внутренние инвестиции, то есть активы страны, заводы, фабрики, производства, ценные бумаги — иностранные и защищает их английское правосудие. Таким образом, это — предусматривающие элемент несуверенности российской экономики и политической системы.
Президент фактически предлагает запустить процесс суверенитета на территории Российской Федерации через механизм конфискации иностранных активов, но по определённому списку, который должен быть сформирован в течение 10 дней и по определённой процедуре.
Это позволит полностью уравновесить те активы, которые американцы конфисковали у России за рубежом (не считая, конечно, средств олигархов — там отдельный расчёт) и позволит России пойти по пути восстановления суверенитета. Я назвал бы этот указ Путина — указом о суверенитете, а не указом о контрсанкциях.
Если эти меры мы рассматриваем как концепцию суверенитета, то соответственно и другие шаги должны касаться концепции суверенитета. Должна быть национализирована судебная система, должно быть изменено законодательство о судебной системе, по которой суды являются частью мировой судебной системы и над ними верховенствует международное право. Это прописано в законе о судебной системе.
Должен быть сформирован национальный капитал и национальные инвестиции, о чём, кстати, говорил секретарь Совбеза Николай Патрушев. Для этого необходимо создать российский рубль, то есть рубль должен выходить в России через нулевую процентную ставку под кредитование экономики, а не через обмен на доллары, как это происходит сейчас.
Соответственно Центральный банк необходимо преобразовать в Госбанк. Необходимо изменить платёжный баланс. Идея Путина о расчётах в рублях до так называемого нулевого баланса — сколько купили за рубежом товаров столько за рубеж и продали, и наоборот. Это позволит в четыре раза увеличить поступление импортных товаров на российский рынок и в российскую экономику и гражданам России, что, естественно, потребует повышения доходов граждан России для целей покупки этих товаров. Грубо говоря, если человек покупает две стиральные машины, а не одну, то для этого его доходы должны ему это позволять. Значит, надо где-то в 4 раза поднять доходы граждан за счёт государственного рубля.
Всё это является программой суверенитета. Она комплексная, в ней одно вытекает из другого. Пока Президент затронул только вопросы внутренних инвестиций, что очень хорошо и что открывает дорогу для дальнейших шагов по обретению полного суверенитета.