Христос воскресе!
Продолжается Пасха Господня, праздник сорокадневный. И хотя мы все очень устали после Поста, Страстной и Светлой седмицы — Церковь призывает нас не отлучаться от храма, подобно первым ученикам Христовым после Воскресения Господня, о которых сказано в Евангелии, что они «выну» — всегда — были в Церкви, славяще Бога. Невозможно в течение Пасхи пропускать воскресные службы. И воскресная всенощная входит в воскресную службу, без нее литургия немыслима. Раньше действительно всю ночь была служба, которая переходила в литургию. Это значит, что мы должны подготовиться молитвой, освящением Божиим, чтобы участвовать в Божественной Евхаристии.
Вчера мы попрощались со Светлой седмицей. Это совершенно исключительные богослужения. Каждый день — как двунадесятый праздник. Только на Крещение, на Рождество Христово и в Лазареву субботу поют: «Елицы во Христа крестистеся», а на Светлой седмице мы слышим это за каждой литургией, и всю неделю открыты царские врата. Все ли, услышав, что Христос воскрес, спешили ко храму в эти светлые дни? К сожалению, приходится наблюдать иное: в пасхальную ночь храм переполнен, а потом праздник — самый главный наш праздник — для большинства как бы начинает угасать. Но невозможно для тех, кто любит Господа, кто на самом деле причастен Его Воскресению, не быть в храме Господнем в эти святые дни.
Мы слышим сегодня в книге Деяний Апостолов, что ученики Христовы после Воскресения Христова по-прежнему посещают Иерусалимский храм. Хотя все установления ветхозаветные уже миновали, они знают, что храм — это величайшая святыня, и все равно приходят сюда молиться, но молятся отдельно от всех. Все видят, что это христиане, и никто из посторонних, как сказано, не смел присоединиться к ним.
В сегодняшнем мире, где все более смешивается всякая духовность, ложная и истинная, мы должны быть свидетелями Воскресения Христова — чтобы, глядя на нас все понимали, что с нами Бог, и не путали нас ни с какими другими конфессиями и сектами. Чтобы видели — мы православные, потому что причастились Христову Воскресению. Первые христиане, оттого что они были причастны Воскресению Христову, явили собою Церковь, исцеляющую всех.
Как сказано сегодня в книге Деяний, многие приносили больных, расслабленных и бесноватых к ногам учеников Христовых, и силой Христа воскресшего эти люди получали исцеление. И если сейчас мы не можем, подобно апостолам, являть действие победы Христовой в исцелении кого-то от физических недугов — все равно Церковь Христа воскресшего остается той же. Той, через которую все должны увидеть, что приходящие ко Христу становятся другими — из плохих хорошими. И тогда среди сегодняшнего растления, где уже делается все, чтобы сломить человеческую волю к сопротивлению, уничтожить всякий инстинкт добра, совести и стыда — те, кто еще хочет сохранить в себе человеческое достоинство, пойдут только в Православную Церковь. Потому что некуда больше идти.
Иногда Бог с особой силой дает нам Свою благодать — на Пасху, на Крещение Господне. В эти дни все, кто стремится коснуться хоть краешка ризы Христовой, быть хоть как-то причастным к празднику, приходят в церковь. Бывает, что от многолюдства даже невозможно войти в храм. Но мы должны стараться, чтобы не только в эти светлые пасхальные дни, а во все дни нашей жизни другие узнавали присутствие в нас Господа и обращались к Нему, потому что Господь совершил победу над смертью для всех людей. А то как бы снова не получилось то, что было два года назад, когда на Пасху и в другие самые торжественные дни храмы пустовали и даже были закрыты для верующих. Христос воскрес для всех людей, для каждого человека, вызванного из небытия. И мы ответственны за всех людей. Именно тем, как мы дорожим дарами Господними, как мы приобщаемся благодати Пасхи, определяется не только наша судьба, но судьба наших близких и всех людей, которые хотят спасения, даже сами не зная того.
Образом святого апостола Фомы Церковь дает нам сегодня наставление, как часто должны мы приходить в храм Божий. Оттого что апостол не был вместе со всеми учениками в первый день явления воскресшего Христа, он оказался лишенным радости узнать, что Христос воскрес, и мучился страшными сомнениями. Точно также бывает со многими из нас, когда мы пропускаем богослужения, когда забываем, что Христос воскресший Сам присутствует за всеми нашими богослужениями, и не только в великие праздники, а за каждой литургией — всегда, когда двое или трое собраны во имя Его.
Может быть, кто-то не сподобился приобщиться благодати Пасхи в пасхальную ночь. Но Господь испытывает твою веру и твою верность: как ты — сразу перестанешь ходить в храм, или еще с большей ревностью будешь припадать ко Господу? И в новых явлениях Христа в течение сорокадневного праздника Пасхи (в течение сорока дней по Своем Воскресении Он являлся ученикам, говоря им о тайнах Царства Божия), может быть, и ты сподобишься увидеть Господа в церкви и поклониться Ему.
Апостол Фома пребывал в страшном горе, весь опустошенный, оттого что у него не было веры в Воскресение Господа. По этой причине он не хотел придти туда, где собрались все ученики. Когда к нам приходит горе, у нас возникает искушение замкнуться в себе, никого не видеть. Но Господь говорит сегодня, что когда у нас скорби и искушения, мы должны придти туда, где собирается вся Церковь, чтобы Христом — Победителем смерти, ада и всякого зла — принять то утешение, которое кроме Него никто на свете не может нам дать.
Апостол Фома показывает, что он человек, который не останавливается на половине исповедания своей веры, не удовлетворяется полуправдой, полуверой. Он не тот, кто может сказать: «я понимаю все», когда он не понимает; не тот, кто может изображать какие-то переживания, когда их нет. Он не тот, кто легко может говорить о главных тайнах веры, не стремясь постигнуть всю глубину этих тайн, и вместе со всеми петь Символ веры за Божественной литургией, постепенно привыкая к этим словам настолько, что они как будто перестают для него реально существовать, — и тем самым быть на грани отпадения от Господа, от Церкви, от спасения.
Апостол Фома не скрывает своих сомнений, своего неверия, потому что он хочет вывести на свет Божий всю тьму, которая таится в сомнении, чтобы все в его жизни заполнил свет Христова Воскресения. Чтобы его исповедание было той полнотой, тем поклонением, о котором мы слышим в Евангелии и к которому и мы все призываемся. Чтобы и мы не понаслышке говорили о Воскресении Христовом, не одними устами вместе со всей Церковью пели «Воскресение Христово видевше» — не оттого что нам кто-то сказал, а оттого что мы сами духовно увидели эту жизнь. И потому мы говорим: «Господь мой и Бог мой», поклоняясь воскресшему Христу. И чтобы подобно апостолу Фоме, исполнившись дара новой победоносной жизни, мы были готовы идти со Христом до конца. Не четверть пути, не половину — пост, Пасха, и всё — а всегда, во всей жизни, и во всех испытаниях, которые Господь дает тем, кто любит Его. И всем нам Он говорит: «Не будь неверен, но верен». «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр. 2, 10).
Особенно сегодня, когда война против нашей Церкви и против нашего Отечества становится открытой и наглой, наша вера, наша верность Христу не может быть половинчатой. Самое опасное — половинчатость в вере, готовность примириться с растлевающим мир злом под лукавым предлогом, что мы будем жить, спасаясь в своей Церкви, и не видеть ничего, что происходит в мире.
Дверями затворенными входит Христос к апостолам туда, где они находятся «страха ради иудейска». Господь приходит дверями затворенными, и это значит, что событие Воскресения раскрывается только для тех, кто внутри Церкви. Но и здесь сатана пытается все перевернуть. Ему надо, чтобы «страха ради иудейска» Церковь затворилась изнутри и не выходила к миру. Мы должны явить такую любовь ко Господу, приобщиться такой глубине Его благодати, чтобы распахнулись все двери, и мы увидели стоящего в них воскресшего Христа, Который сегодня говорит нам: «Как послал Меня Отец, так Я посылаю вас» — в этот мир, охваченный злобой и растлением, чтобы мы верностью Христу открыли для многих путь к Воскресению.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России
9.
8.
7.
6.
5.
4.
3.
2.
1.