Солнце погасло среди полудня. И в мире наступила ночь. Но уже зажжены как бы от незримого огня пасхальные свечи. Мы держим их в руках. Они горят среди нас. Их пламя передается нам.
Была тьма, а теперь свет, и тьма отступает. Была смерть, Сам Господь был предан смерти. И теперь Он живет. Он восстал из смерти. Он воскрес! «Благодарим Господа!» — восклицаем мы за Божественной литургией, и в этих словах всегда прежде всего наше благодарение за дар воскресения, за дар жизни, который может быть только даром Бога. Дар сравнимый только с даром творения мира и превосходящий его.
Миллионы людей во всех храмах земли в ответ на восклицание священника: «Христос воскресе!» отвечают радостным криком: «Воистину воскресе!» Эти люди не обязательно святые. Они просто верующие. Они веруют не потому, что заслужили этот дар у Бога, а потому, что благодать веры им дана.
Мы из числа таких. Пребудем в радости, в этой внутренней радости, охватывающей самые сокровенные глубины наших сердец. В радости неприступной и кроткой. В радости сильной и исполненной покоя. Как дети, которые не нуждаются в том, чтобы все проверять и все объяснять. Когда те, кто их любит, говорят им о жизни и о надежде, о красоте мира и свете дружбы, дети не требуют тысячи объяснений. У них есть доверие. Они верят. Они верят, что любовь крепка, крепче всего. Они верят, что любовь может все обновить, что она может утешить все печали. Они верят, что любовь может взять смерть в руки, как змею, и умертвить ее. Воскресение Христово — победа любви Отца Небесного, Который Свое Божественное Чадо, Возлюбленного Сына Единородного, ради этого отдал на смерть.
Среди пасхального ликования в нашей Божественной литургии нам предлагается слушание Слова Божия. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». И это Слово говорит с нами среди Пасхи. Мы долго слушали это Слово. Оно говорило нам о Боге, Который созидает и воссозидает. Оно говорило нам о милосердии и кротости. Оно говорило нам об очищении наших сердец и освобождении от диавола и смерти. Оно непрестанно напоминало и теперь напоминает нам, какова верность Бога по отношению к нам, несмотря на все наши грехи.
Для нас, учеников Христовых, слово Божие — как источник в пустыне. Оно — камень, на котором мы можем твердо стоять среди всех колебаний земли. То, чем является Бог для нас, и то, что Он делает для нас, мы узнаем в Слове. Слово, Слово Божие дает нам видеть все по-другому. Оно дает нам видеть то, что без Него мы никогда бы не увидели и веровать в то, во что без Него мы не уверовали бы. Наша вера зиждется на Слове, Которое было в начале. Мы веруем тому, что говорит Слово, которое есть Бог.
В эти пасхальные дни мы будем воспринимать с верой слова о чуде Воскресения. Например, слова, которые Ангел напомнил женам-мироносицам у гроба ранним утром в первый день Пасхи. Ангел сказал им: «Вспомните, что Господь Иисус Христос говорил вам, когда Он был еще в Галилее. Он сказал вам: подобает Сыну Человеческому быть предану в руки человеков грешных, что Он будет распят и в третий день воскреснет».
Все так и случилось. Был Иуда, предавший своего Учителя. Было распятие. Потом — Воскресение. Все произошло, как сказал Господь. Эти слова были истинны, потому что они были словами Божиими. Слова Ангела также истинны, потому что они исходят от Бога. Не среди мертвых должны мы искать Христа. Он — живой среди нас. Свет Воскресения сияет не только перед нашим взором, он сияет в нас. Вот почему Церковь в радости. Пребудем в радости с нею. С нею во имя всего человечества будем нести благую весть Воскресения Христова всей нашей жизнью.
За Божественной литургией мы обновляем исповедание нашей веры. Над хлебом и вином, принесенными на жертвенник, произносим слова благодарности и освящения, вернее их произносит нашими устами Превечное Слово. И эти дары даются нам, как они были даны ученикам на Тайной Вечери в Сионской горнице. Это значит, что жизнь и свет Воскресения Христова будут даны нам. Его мир и Его радость пребудут с нами. Это будет дано нам, чтобы не прерывалось наше общение с воскресшим Христом, и мы жили жизнью, вдохновляемой Его жизнью. Отвергая зло и прилепляясь к добру. Веруя, что все возможно любящим Бога, надеясь на все благодаря дару любви. Той любви, которая привела Христа в нашу жизнь и которой мы уже живем с Ним в Духе Святом во славу Бога, Отца Его и Отца нашего.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России