31 марта состоялась Всероссийская онлайн-конференция «Основы православной культуры: религиозные традиции народа, система нравственных ценностей и воспитание». Эксперты рассказали об учебнике нового поколения для 4 класса «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» под редакцией президента РАО Ольги Юрьевны Васильевой, который вышел в издательстве «Просвещение». В его основу легло осмысление ценностей православной культуры.
«В российском обществе ценность традиционных религий незаслуженно исключается из общественных процессов, в том числе из образования. Но именно эти взгляды ориентируют человека в понятиях добра и зла, полезного и вредного, возможного и невозможного. Религиозные учения определяют поле нравственности, показывают примеры любви к Родине, своему народу, учат бережному отношению к природе и всему живому. Не стоит забывать: наше Отечество богато религиозными традициями, а жизнь духовного человека наполнена смыслом», – подчеркнул Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений.
Сегодня, по словам Митрополита, перед обществом стоит задача спокойного, вдумчивого, бережного изучения и осмысления ценностей христианской православной культуры и религии. Это наследие предков и даже цивилизационный код выживания. Педагоги своим служением призваны мотивировать детей к непрестанному созиданию и развитию ума, а также к умению использовать во благо культурные, научные и духовные достижения предыдущих поколений.
«Мы хотели создать не учебник, а экосистему, в которой педагог независимо от территории проживания мог задавать вопросы и получать ответы, общаться с коллегами, которые работают по этому пособию, иметь в руках инструментарий для работы на уроке», – пояснила Виктория Викторовна Копылова, вице-президент по издательской деятельности ГК «Просвещение».
Также Виктория Копылова подчеркнула, что для «Просвещения» новый учебник стал особенно важным проектом: во-первых, этот предмет не так привычен для учителей, как иностранные языки, математика, русский; во-вторых, сегодня необходимо донести до детей не факты, а истины и ценности, которые уже заложены в голове у взрослых.
«У “Просвещения” есть золотое правило: когда мы выпускаем новый учебник и отправляем его на апробацию, всегда внимательно слушаем учителей. Хоть учебник и прогрифован, все равно у нас остается возможность прислушаться к пожеланиям людей и скорректировать материал, если потребуется», – поделилась Виктория Викторовна.
Ольга Юрьевна Васильева отметила: сегодня запросы общества к духовной стороне бытия резко возросли. Модуль «Основы православной культуры» в рамках комплексного предмета «Основы религиозной культуры и светской этики» уже стал для педагога незаменимым помощником в его ответственной работе. В основе курса лежит совокупность религиозных, общечеловеческих и общегосударственных ценностей. Предмет формирует у младших школьников первоначальные представления о религии, которая несет в себе вечные истины.
«Задача учителя – с помощью Системно-деятельностного, культурологического и коммуникативного подходов создать условия для формирования у младших школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, которое основано на знании нашей православной культуры, уважении к ней и другим религиозным культурам, мировоззрениям», – рассказала Ольга Юрьевна.
Продолжая разговор про задачи, которые стоят перед учителем, Марина Анатольевна Соловьева, директор Школы № 1529 имени А.С. Грибоедова, пояснила: начальные классы во многом определяют дальнейшее обучение. Именно поэтому такой предмет, как основы православной культуры в рамках ОРКСЭ, необходим в программе начального образования.
«Курс ОРКСЭ тесно связан с русским языком и литературой, историей, географией, МХК, изобразительным искусством и музыкой. Подход к изучению ценностей, который базируется на знании, состоит из представления, понимания, осознания и применения. Аксиологический же подход помимо перечисленных пунктов включает еще суждение, оценку, отношение, принятие и ориентацию», – дополнила Елена Викторовна Дымина, учитель истории ГБОУ Школа № 1514, Москва.
В качестве пособия учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» под редакцией Ольги Васильевой уже поступил в семь регионов страны: Москву, Санкт-Петербург, Республику Мордовию, Московскую, Нижегородскую, Свердловскую и Челябинскую области. Выбор не случаен: на этих территориях уже есть педагогический опыт и традиция преподавания православия в школах. Издание прошло государственную экспертизу под действующий стандарт. После успешного прохождения экспертиз на соответствие новым ФГОС уже в следующем учебном году пособие появится в российских школах.
В Свердловской области, где проходила конференция, три года назад был проведен 500-часовой курс обучения для учителей на базе четырех вузов. Инициатором выступило Министерство образования, само же мероприятие полностью соответствовало молодежной политике региона.
8. «… бывший лучший, но опальный стрелок»? Владимир Высоцкий
7. Небесспорно!
«Продолжая разговор про задачи, которые стоят перед учителем, Марина Анатольевна Соловьева, директор Школы № 1529 имени А.С. Грибоедова, пояснила: начальные классы во многом определяют дальнейшее обучение...»
////////////////
Если заниматься нравоучением – то да, похвально аж яслей? Ну а коли доведением школьника до понимания религиозного аспекта жизни, то… Неужель неясно, что для для этого «ба-ба» и «ма-ма»… в смысле понятийного аппарата – крайне недостаточно?
6. Лиха беда – начало? И куда «мы» еще «заедем» с т.н. «идеей ценностей»?
Сегодня, по словам Митрополита, перед обществом стоит задача спокойного, вдумчивого, бережного изучения и осмысления ценностей христианской православной культуры и религии…
//////////////////////
Коли имеются «ценности», то должны быть и…
Это как понимать-то?
5. «Экосистема включает в себя все живые организмы, которые в той или иной степени, взаимодействуют друг с .»
«Мы хотели создать не учебник, а экосистему, в которой педагог независимо от территории проживания мог задавать вопросы и получать ответы, общаться с коллегами, которые работают по этому пособию, иметь в руках инструментарий для работы на уроке», – пояснила Виктория Викторовна Копылова, вице-президент по издательской деятельности ГК «Просвещение»
//////////////
Создать экосистему? Это как – с вопросами к кузнечикам, за ответами - к стрекозам?
4. «И такое рассказал – ну до того красиво, что я чуть было не попал – в лапы…» Владимир Высоцкий
«Курс ОРКСЭ тесно связан с русским языком и литературой, историей, географией, МХК, изобразительным искусством и музыкой. Подход к изучению ценностей, который базируется на знании, состоит из представления, понимания, осознания и применения. Аксиологический же подход помимо перечисленных пунктов включает еще суждение, оценку, отношение, принятие и ориентацию»…
///////////////////
Процесс – все, цель-результат – НИЧТО?
Кстати, что в конечном-то итоге и, главное - когда?
3. «Для чего – а кто там разберет»? Владимир Высоцкий
////////////////////
Во-во… За «коммуникативностью-культурологиями» до Любви ли учителей к школьникам?
2. Рыба портится с хвоста, что ли?
/////////////////
Воспитайте родителей, руководителей, а школьники… последуют за примером - добрым?
1. «Мы кузнецы – и дух наш молод, куем мы счастия ключи…»?
Ольга Юрьевна Васильева отметила: сегодня запросы общества к духовной стороне бытия резко возросли… …Предмет формирует у младших школьников первоначальные представления о религии, которая несет в себе вечные истины.»
////////////////////////////////////////
Данного утверждения разве недостаточно, чтобы отправить «учебник» на «переплавку»?