Как сообщалось, Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил на своём сайте данные исследования, посвященного восприятию россиянами Великого поста и способам его соблюдения.
В частности, в исследовании отмечается: «Последователями православной веры являются 68% россиян. Приверженность православию чаще декларируют женщины (74% vs 60% среди мужчин) и представители старшего поколения — россияне 45-59 лет (76%) и в возрасте 60 лет и старше (75%).
Четверть православных россиян соблюдают посты (24%), из них каждый пятый соблюдает только Великий православный пост (19%) и лишь 5% — строго все посты, включая Великий православный. О том, что не держат православные посты сообщили 74% опрошенных, среди молодежи 18-24 лет — 80%.
Окрашивают яйца на Пасху 71% православных россиян, соблюдающих пост. Чаще об этом сообщали 25-34-летние (83%) и жители сел (77%).
Половина соблюдающих пост отказываются от употребления животной пищи (52%) от употребления алкоголя на время Великого поста (50%). Алкоголь чаще не употребляют во время поста россияне 18-24 лет (85%). Молодежь также в три раза чаще отказывается от курения, чем россияне в целом (79% vs 25% среди всех опрошенных).
Посещают церковную службу 49% россиян, женщины почти в 1,5 раза чаще мужчин заявляли о посещении церковной службы в период Великого поста (54% vs 40% среди мужчин). Отказываются от жирной пищи 47% соблюдающих пост, в первую очередь — 25-34-летние (55%) и 45-59-летние (54%).
Отказываются от употребления нецензурной лексики и дурных мыслей по 40% наших православных сограждан, соблюдающих пост. Во время Великого православного поста россияне также причащаются (38%, среди 25-34-летних — 57%), подают милостыню (37%) и ходят в церковь на исповедь (35%)».
Результаты опроса прокомментировал в телефонном интервью «Русской народной линии» директор Мемориального Музея-Квартиры св.Иоанна Кронштадтского в Кронштадте, настоятель храма свв. апп. Петра и Павла в с. Сомино протоиерей Геннадий Беловолов:
Каждый батюшка может судить о религиозности народа по своему приходу, по личным наблюдениям своего круга общения и своей интуиции. Картина, нарисованная ВЦИОМ, не может не радовать, потому что проценты достаточно высокие.
В общественном сознании складывается представление, что к религии общество несколько охладело и есть проблемы критического отношения к вере. По крайней мере, известны манифестации против строительства храмов в некоторых городах.
К сожалению, вспоминается екатеринбургская история, когда не удалось построить главный храм города. Бедный кафедральный собор святой Екатерины — покровительницы Екатеринбурга, мигрирует по карте города, меняя уже третье или четвёртое место. Получается, что в Екатеринбурге — в городе святой Екатерины, святая великомученица не имеет, где главу приклонить. Ладно бы ещё какой-то другой рядовой храм, но главный храм города не может найти себе в нём места!
На фоне картинок, которые часто изображают либеральные СМИ, ситуация оказалась очень неожиданной. Те проценты, которые привёл ВЦИОМ, приятно удивляют и говорят о высокой степени религиозности и благочестия.
Конечно, все мы знаем, что Россия — православная страна, а русские — православные люди. Одна из аксиом нашего бытия в веках: русский — это, прежде всего, понятие духовное, а, стало быть, православное.
В этом смысле русским стать очень легко – надо просто стать православным человеком. Ещё Фёдор Михайлович Достоевский говорил, что русский и православный — это синонимы. Также он говорил и о том, кем становится русский человек без Православия.
Но кроме веры как таковой важно воплощение этой веры в жизнь, то есть жизнь по вере. Это называется благочестием. И вот как раз исполнение Великого поста относится к практическому воплощению веры.
В опросе ВЦИОМ мы видим высокий процент постников. Я даже не ожидал, что Великий пост, по сути, говоря без преувеличения, является общенациональным явлением.
В этом году, может быть, особенно «повышены ставки», поскольку мы живём сейчас в атмосфере, в которой наша страна не жила, начиная с 1945 года. Безусловно, атмосфера военных действий заставляет задуматься о вечных вопросах, усугубляет молитву, так как невозможно не молиться о том, что происходит в исторической Малой России и Новороссии. Я думаю, что это может как-то преломляться и в посте.
По сравнению с данными ВЦИОМ 2019 года, проценты стали выше. Безусловно, сказывается та экзистенциальная ситуация, которую мы сейчас переживаем. На нас восстал весь мир. Россия проводит военную операцию, и в то же время мы оказались перед лицом так называемого Европейского мира, Америки. Вспоминаются слова «Вставай, страна огромная» — ощущение священности этой войны воплощается в желании молиться и посещать храмы.
Я могу сказать, что по сравнению с прошлыми годами количество богомольцев в храме увеличилось. Великий пост в данном случае воспринимается как форма духовной брани.
У нас у всех есть желание принять участие в том, что происходит. Но как? Молитва и пост — это тоже духовное участие в брани, а нарушение поста может восприниматься как маленькое поражение в этой битве.
Как известно, есть такая мудрость, что война напоминает о вечном. Кстати, вспомним, что Великая Отечественная война во многом отрезвила горячие головы безбожников. Именно в годы войны было восстановлено Патриаршество, а также многие церковные институты, семинарии, академии, монастыри. Не хотели по-хорошему – пришлось по-плохому.
В данном случае, хоть война и далеко, но она проходит через сердце каждого русского человека. Может быть, с одной стороны, это одна из самых важных операций, а с другой стороны, самых трагичных, потому что мы понимаем, что решаются вопросы внутри славянского и Русского мира. Поэтому военная операция очень глубоко задевает наши сердца, и мы все это глубоко переживаем и, может быть, как ни удивительно, это и воплощается в желание поститься и молиться.
Здесь я вижу ещё одну социальную функцию поста — он объединяет людей. Многие миллионы людей теперь знают, что мы вместе делаем одно общее духовное дело. И в этом социальная роль Великого поста, не говоря уже о главной духовной роли — очищении, покаянии, сопостничестве Христу. Мы постимся не абстрактно, а конкретно, следуя и подражая Господу. Христос постился 40 дней и именно этот пост (почему его Церковь считает главным) делает нас сопостниками Самого Господа.
С другой стороны, мы видим разную степень пощения. Но я не вижу в этом никакого драматизма, это вполне естественная вещь. Степень религиозности людей - разная. Надо учитывать, что многие люди выполняют достаточно физически тяжёлую работу, поэтому им требуются естественные послабления.
Мне кажется, что сила нашей Церкви в том, что она не устанавливает какую-то жёсткую норму, а предлагает некую планку. Будем помнить, что все посты выработаны в монашеской практике, берут начало именно в монашеском опыте. Миряне это приспосабливают к реальной жизни и социальной ситуации.
Сила Церкви в том, что каждому даётся своя степень пощения. Кто-то может поститься даже ради диеты. Даже есть позиция в опросе, которая говорит, что люди отказываются от жирной пищи. Скорее всего, здесь ставятся диетические цели.
Слава Богу, ведь любое соприкосновение с Великим постом, безусловно, окупится. И всегда будет приобретением. Человек, который постился в любой степени, даже в малой, об этом не пожалеет, потому что он услышит слова в пасхальную ночь: «Итак, все — все войдите в радость Господа своего! И первые, и последние, примите награду; богатые и бедные, друг с другом ликуйте; воздержные и беспечные, равно почтите этот день; постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь ныне!» (Слово святителя Иоанна Златоуста). То есть даже тот, кто попоститься в последний день он всё равно приобретёт благодать Божию, всё равно получит духовную радость и воздаяние Божие за свои труды.
Важно, не забывать, что пост выражается физически — невкушение какой-то пищи, но пост имеет обязательно духовное измерение — это покаянное состояние сердца, молитвенный настрой ума, мирное состояние души. Если все эти четыре основания соединить, то мы, действительно, будем твёрдо стоять на четырёх столпах служения Богу.