«Я даже не ожидал, что Великий пост является общенациональным явлением»

Результаты опроса ВЦИОМ удивляют и красноречиво свидетельствуют о высокой степени религиозности и благочестия граждан России

Великий пост 
0
1953
Время на чтение 6 минут
Фото: Из личного архива автора

Как сообщалось, Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил на своём сайте данные исследования, посвященного восприятию россиянами Великого поста и способам его соблюдения.

В частности, в исследовании отмечается: «Последователями православной веры являются 68% россиян. Приверженность православию чаще декларируют женщины (74% vs 60% среди мужчин) и представители старшего поколения — россияне 45-59 лет (76%) и в возрасте 60 лет и старше (75%).

Четверть православных россиян соблюдают посты (24%), из них каждый пятый соблюдает только Великий православный пост (19%) и лишь 5% — строго все посты, включая Великий православный. О том, что не держат православные посты сообщили 74% опрошенных, среди молодежи 18-24 лет — 80%.

Окрашивают яйца на Пасху 71% православных россиян, соблюдающих пост. Чаще об этом сообщали 25-34-летние (83%) и жители сел (77%).

Половина соблюдающих пост отказываются от употребления животной пищи (52%) от употребления алкоголя на время Великого поста (50%). Алкоголь чаще не употребляют во время поста россияне 18-24 лет (85%). Молодежь также в три раза чаще отказывается от курения, чем россияне в целом (79% vs 25% среди всех опрошенных).

Посещают церковную службу 49% россиян, женщины почти в 1,5 раза чаще мужчин заявляли о посещении церковной службы в период Великого поста (54% vs 40% среди мужчин). Отказываются от жирной пищи 47% соблюдающих пост, в первую очередь — 25-34-летние (55%) и 45-59-летние (54%).

Отказываются от употребления нецензурной лексики и дурных мыслей по 40% наших православных сограждан, соблюдающих пост. Во время Великого православного поста россияне также причащаются (38%, среди 25-34-летних — 57%), подают милостыню (37%) и ходят в церковь на исповедь (35%)».

Результаты опроса прокомментировал в телефонном интервью «Русской народной линии» директор Мемориального Музея-Квартиры св.Иоанна Кронштадтского в Кронштадте, настоятель храма свв. апп. Петра и Павла в с. Сомино протоиерей Геннадий Беловолов:

Каждый батюшка может судить о религиозности народа по своему приходу, по личным наблюдениям своего круга общения и своей интуиции. Картина, нарисованная ВЦИОМ, не может не радовать, потому что проценты достаточно высокие.

В общественном сознании складывается представление, что к религии общество несколько охладело и есть проблемы критического отношения к вере. По крайней мере, известны манифестации против строительства храмов в некоторых городах.

К сожалению, вспоминается екатеринбургская история, когда не удалось построить главный храм города. Бедный кафедральный собор святой Екатерины — покровительницы Екатеринбурга, мигрирует по карте города, меняя уже третье или четвёртое место. Получается, что в Екатеринбурге — в городе святой Екатерины, святая великомученица не имеет, где главу приклонить. Ладно бы ещё какой-то другой рядовой храм, но главный храм города не может найти себе в нём места!

На фоне картинок, которые часто изображают либеральные СМИ, ситуация оказалась очень неожиданной. Те проценты, которые привёл ВЦИОМ, приятно удивляют и говорят о высокой степени религиозности и благочестия.

Конечно, все мы знаем, что Россия — православная страна, а русские — православные люди. Одна из аксиом нашего бытия в веках: русский — это, прежде всего, понятие духовное, а, стало быть, православное.

В этом смысле русским стать очень легко – надо просто стать православным человеком. Ещё Фёдор Михайлович Достоевский говорил, что русский и православный — это синонимы. Также он говорил и о том, кем становится русский человек без Православия.

Но кроме веры как таковой важно воплощение этой веры в жизнь, то есть жизнь по вере. Это называется благочестием. И вот как раз исполнение Великого поста относится к практическому воплощению веры.

В опросе ВЦИОМ мы видим высокий процент постников. Я даже не ожидал, что Великий пост, по сути, говоря без преувеличения, является общенациональным явлением.

В этом году, может быть, особенно «повышены ставки», поскольку мы живём сейчас в атмосфере, в которой наша страна не жила, начиная с 1945 года. Безусловно, атмосфера военных действий заставляет задуматься о вечных вопросах, усугубляет молитву, так как невозможно не молиться о том, что происходит в исторической Малой России и Новороссии. Я думаю, что это может как-то преломляться и в посте.

По сравнению с данными ВЦИОМ 2019 года, проценты стали выше. Безусловно, сказывается та экзистенциальная ситуация, которую мы сейчас переживаем. На нас восстал весь мир. Россия проводит военную операцию, и в то же время мы оказались перед лицом так называемого Европейского мира, Америки. Вспоминаются слова «Вставай, страна огромная» — ощущение священности этой войны воплощается в желании молиться и посещать храмы.

Я могу сказать, что по сравнению с прошлыми годами количество богомольцев в храме увеличилось. Великий пост в данном случае воспринимается как форма духовной брани.

У нас у всех есть желание принять участие в том, что происходит. Но как? Молитва и пост — это тоже духовное участие в брани, а нарушение поста может восприниматься как маленькое поражение в этой битве.

Как известно, есть такая мудрость, что война напоминает о вечном. Кстати, вспомним, что Великая Отечественная война во многом отрезвила горячие головы безбожников. Именно в годы войны было восстановлено Патриаршество, а также многие церковные институты, семинарии, академии, монастыри. Не хотели по-хорошему – пришлось по-плохому.

В данном случае, хоть война и далеко, но она проходит через сердце каждого русского человека. Может быть, с одной стороны, это одна из самых важных операций, а с другой стороны, самых трагичных, потому что мы понимаем, что решаются вопросы внутри славянского и Русского мира. Поэтому военная операция очень глубоко задевает наши сердца, и мы все это глубоко переживаем и, может быть, как ни удивительно, это и воплощается в желание поститься и молиться.

Здесь я вижу ещё одну социальную функцию поста — он объединяет людей. Многие миллионы людей теперь знают, что мы вместе делаем одно общее духовное дело. И в этом социальная роль Великого поста, не говоря уже о главной духовной роли — очищении, покаянии, сопостничестве Христу. Мы постимся не абстрактно, а конкретно, следуя и подражая Господу. Христос постился 40 дней и именно этот пост (почему его Церковь считает главным) делает нас сопостниками Самого Господа.

С другой стороны, мы видим разную степень пощения. Но я не вижу в этом никакого драматизма, это вполне естественная вещь. Степень религиозности людей - разная. Надо учитывать, что многие люди выполняют достаточно физически тяжёлую работу, поэтому им требуются естественные послабления.

Мне кажется, что сила нашей Церкви в том, что она не устанавливает какую-то жёсткую норму, а предлагает некую планку. Будем помнить, что все посты выработаны в монашеской практике, берут начало именно в монашеском опыте. Миряне это приспосабливают к реальной жизни и социальной ситуации.

Сила Церкви в том, что каждому даётся своя степень пощения. Кто-то может поститься даже ради диеты. Даже есть позиция в опросе, которая говорит, что люди отказываются от жирной пищи. Скорее всего, здесь ставятся диетические цели.

Слава Богу, ведь любое соприкосновение с Великим постом, безусловно, окупится. И всегда будет приобретением. Человек, который постился в любой степени, даже в малой, об этом не пожалеет, потому что он услышит слова в пасхальную ночь: «Итак, все — все войдите в радость Господа своего! И первые, и последние, примите награду; богатые и бедные, друг с другом ликуйте; воздержные и беспечные, равно почтите этот день; постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь ныне!» (Слово святителя Иоанна Златоуста). То есть даже тот, кто попоститься в последний день он всё равно приобретёт благодать Божию, всё равно получит духовную радость и воздаяние Божие за свои труды.

Важно, не забывать, что пост выражается физически — невкушение какой-то пищи, но пост имеет обязательно духовное измерение — это покаянное состояние сердца, молитвенный настрой ума, мирное состояние души. Если все эти четыре основания соединить, то мы, действительно, будем твёрдо стоять на четырёх столпах служения Богу.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Геннадий Беловолов
«Неужели всё это будет?!»
О встрече Путина со старцем о.Иоанном Крестьянкиным в 2000 году
11.04.2024
«Страдание и смерть за Христа стали её свободным выбором»
К 85-летию мученичества св.Параскевы Известковской (Кочневой)
08.04.2024
Косоворотке — быть!
Путин и Алиханов разыграли блестящий пиар-ход по презентации русского традиционного мужского одеяния
05.04.2024
«Это был символический расстрел самой России»
На месте «Крокуса» нужно воздвигнуть Храм памяти жертв теракта во имя Сорока Мучеников Севастийских
01.04.2024
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
Все статьи Протоиерей Геннадий Беловолов
Великий пост
Значение поста по отношению к падшим духам
Поучение в четвертую неделю Великого поста
15.04.2024
Давно это с ним?..
Проповедь
15.04.2024
«Молитва сильна тогда, когда мы начинаем жить по-христиански»
Задача Церкви заключается в том, чтобы у православных христиан появился опыт живой связи с Богом
15.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии