9 марта отмечается день рождения первого в мире космонавта Юрия Гагарина (1934–1968). В электронной коллекции Президентской библиотеки «Открытый космос» представлено большое количество материалов, посвящённых покорению космоса: периодика, книги, фрагменты кинохроники, отразившие различные вехи развития космонавтики, а также книги самого Гагарина, его воспоминания, сообщает пресс-служба Президентской библиотеки.
Детство Юрия Гагарина прошло в селе Клушино Смоленской области. Школьные годы будущего космонавта пришлись на Великую Отечественную войну. После Победы были ремесленное училище в подмосковных Люберцах и Саратовский индустриальный техникум. Именно там он начал мечтать о небе и записался в аэроклуб.
После окончания 1-го Чкаловского военно-авиационного училища имени К.Е. Ворошилова Гагарин работал в авиационной части Северного флота в Заполярье. В декабре 1959 года молодой лётчик обратился в Центр подготовки космонавтов (сегодня он носит его имя) с просьбой зачислить его в группу кандидатов. Пройдя все необходимые обследования, он приступил к тренировкам.
И вот наступило 12 апреля 1961 года. В фонде Президентской библиотеки хранятся несколько книг, написанных первым космонавтом и рассказывающих об этом дне. Так, в издании «Дорога в космос: записки лётчика-космонавта» этот день Гагарин вспоминает так: «Я глядел на корабль, на котором должен был через несколько минут отправиться в небывалый рейс. Он был красив, красивее локомотива, парохода, самолёта, дворцов и мостов, вместе взятых. Подумалось, что эта красота вечна и останется для людей всех стран на все грядущие времена. Передо мною было не только замечательное творение техники, но и впечатляющее произведение искусства. Перед тем как подняться на лифте в кабину корабля, я сделал заявление для печати и радио. Меня охватил небывалый подъём всех душевных сил. Всем существом своим слышал я музыку природы: тихий шелест трав сменялся шумом ветра, который поглощался гулом волн, ударяющих о берег во время бури. Эта музыка, рождаемая во мне, отражала всю сложную гамму переживаний, рождала какие-то необыкновенные слова, которые я никогда не употреблял раньше в обиходной речи. - Дорогие друзья, близкие и незнакомые, соотечественники, люди всех стран и континентов! - сказал я. - Через несколько минут могучий космический корабль унесёт меня в далёкие просторы Вселенной. Что можно сказать вам в эти последние минуты перед стартом? Вся моя жизнь кажется мне сейчас одним прекрасным мгновением...»
Благодаря кадрам кинохроники сегодня мы можем вернуться в знаменательный день и ощутить невероятный восторг, который пережили миллионы людей. На пленке запечатлён Юрий Гагарин перед началом полёта: будущий первый космонавт Земли едет в автобусе к месту старта, прощается с конструктором Королёвым, затем устраивается в кабине, и космический корабль взлетает. На других кадрах мы видим Сергея Королёва за пультом управления в тревожном ожидании радиосвязи с Юрием Гагариным. Томительно тянутся секунды до того момента, когда он слышит слова Гагарина: «Чувствую себя нормально».
В газете «Смена», 1961, № 88 от 13 апреля 1961 года опубликована «Беседа Н.С. Хрущёва с первым космонавтом Ю.А. Гагариным». Она состоялась вскоре после сообщения о благополучном завершении первого космического полёта и приземления Гагарина в заданном районе. Хрущёв первым делом поинтересовался: «Скажите, Юрий Алексеевич, как вы себя чувствовали в полёте? Как протекал этот первый космический полёт?» «Я чувствовал себя в космическом корабле хорошо. Полёт проходил успешно, вся аппаратура космического корабля работала чётко. Я видел Землю с большой высоты. Были видны моря, горы, большие города, реки, леса». «Очень рад, что ваш голос звучит бодро и уверенно. Пусть весь мир смотрит и видит, на что способна наша страна, что может сделать наш великий народ, наша советская наука».
О нештатных ситуациях, возникавших на всех этапах освоения космоса, газеты тогда по понятным причинам не сообщали. Однако с течением времени информация о них стала менее дозированной, что ещё более оттеняло смелость и силу духа космонавта. В книге-альбоме «Космос» говорится, в частности, о некоторых технических помехах, возникших при посадке Гагарина в спускаемом аппарате: «Приземление хотя и прошло успешно, но не обошлось без неприятностей, о которых тогда не сообщали, чтобы не портить общую картину. Лишь гораздо позже стало известно, что разделение отсеков корабля прошло с опозданием на 10 минут, в течение которых приборный отсек в буквальном смысле слова волочился за спускаемым аппаратом. И что после катапультирования корабля в скафандре Гагарина оказался пережатым дыхательный клапан. К счастью, это были мелочи, которые не могли заменить главное – человек вырвался в космос».
На портале Президентской библиотеки можно ознакомиться с видеозаписью лекции писателя и журналиста Антона Первушина «106 минут Юрия Гагарина: рассекреченные подробности первого космического полёта». В ней, в том числе, рассказывается об опасных ситуациях, происходивших до и во время «звёздного путешествия» Гагарина, и которые он мужественно преодолел.
Всех тогда интересовало, как человек в космическом полёте переносит невесомость. «Сначала это чувство было необычным, – вспоминает Гагарин на страницах своей книги «Дорога в космос: записки лётчика-космонавта», – всё вдруг стало делать легче. И руки, и ноги, и всё тело стали будто совсем не моими. Они ничего не весили. Не сидишь, не лежишь, а как бы висишь в кабине. Все незакреплённые предметы тоже парят. А капли жидкости, пролившиеся из шланга, приняли форму шариков и, коснувшись стенки кабины, прилипали к ней, будто роса на цветке. …Всё время я работал: следил за оборудованием, наблюдал через иллюминаторы, вёл записи в бортовом журнале. На минуту забыв, где и в каком положении я нахожусь, положил карандаш рядом с собой, и он тут же уплыл от меня».
«В 10 часов 55 минут „Восток“, облетев земной шар, благополучно опустился в заданном районе на вспаханном под зябь поле колхоза „Ленинский путь“ юго-западнее города Энгельса, неподалеку от деревни Смеловка. Случилось, как в хорошем романе, – моё возвращение из космоса произошло в тех самых местах, где я впервые в жизни летал на самолёте. Сколько времени прошло с той поры? Всего только шесть лет. Но как изменились мерила! В этот день я летел в двести раз быстрее, в двести раз выше. В двести раз выросли советские крылья! – описывает своё возвращение Гагарин. – Ступив на твёрдую почву, я увидел женщину с девочкой, стоявших возле пятнистого телёнка и с любопытством наблюдавших за мной. Пошёл к ним. Они направились навстречу. Но чем ближе они подходили, шаги их становились медленнее. Я ведь всё еще был в своем ярко-оранжевом скафандре, и его необычный вид немножечко их пугал. Ничего подобного они ещё не видели. – Свои, товарищи, свои, – ощущая холодок волнения, крикнул я, сняв гермошлем».
На портале Президентской библиотеки есть ещё немало интереснейших материалов, связанных с темой освоения космоса и именем Юрия Гагарина, первого человека, которому он покорился. Всего же объём фонда Президентской библиотеки составляет более миллиона единиц хранения – электронных копий книжных и периодических изданий, архивных документов, аудио- и видеозаписей, фотографий, научно-просветительских материалов и т. д.